Подземный генплан

Необходимо новое законодательство в вопросах освоения подземного Петербурга. Еще необходимы профессиональные кадры по проведению собственно подземных работ с учетом специфики нашего грунта.

А существуют ли технологии, которые можно использовать в Северной столице, и вообще стоит ли застраивать петербургские подземелья? На эти вопросы попытались ответить участники круглого стола «Подземный Петербург – старые ошибки и вопросы безопасности реализации новых проектов».
НелицеприЯтный шлейф «ошибок»
Дилемма: «что важнее – сохранить исторический центр города или спасти город от пробок?», конечно же, не стоит. В то же время сейчас центр Петербурга «украшают» лишь ямы, главные из которых у площади Восстания и на месте строительства 2-й сцены Мариинского театра. Однако существует множество планов по строительству подземных комплексов и паркингов. Продолжаются работы по проектированию подземного комплекса под площадью Восстания, готовится проект по разработке подземной территории Апраксина двора, ну и, наконец, готовится несколько проектов подземных парковок под площадями центральной части города. Это, безусловно, не может не отпугивать «хранителей города». Сопредседатель петербургского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Маргарита Штиглиц в ходе работы круглого стола заявила, что «мы теряем город и должны воспрепятствовать этому». Еще один представитель данной организации Александр Кононов пошел дальше и представил список объектов, которые были «утеряны» в ходе новой застройки центра: дома вокруг «Невского паласа», театр Музкомедии у «Гранд паласа», дом Мурузи, Юсуповский дворец, дом Лобанова-Ростовского и ряд других. При этом, по словам директора Международного благотворительного фонда спасения Петербурга-Ленинграда Александр Марголиса, вместо серьезных разбирательств чиновники ссылаются лишь на то, что «строительная компания нарушила технологии, хотя это уголовное дело, и им должна заниматься прокуратура».
В том, что говорят чиновники, есть серьезная доля правды. Действительно есть достаточно технологий, которые могут решить проблему. В то же время у нас, по словам заведующего кафедрой оснований и фундаментов Петербургского государственного университета путей сообщения Владимира Улицкого, сильно недооценена роль геотехники как науки. Потребность в специалистах существует, а деньги на ее развитие не выделяются. Взамен профессор предложил использовать наработки иностранцев. В то же время г-н Улицкий возмущен непрофессионализмом приезжающих к нам, в Петербург. В качестве примера он привел строительство «Невского Паласа» – «пригласили лучших, по их мнению, специалистов, а те приехали как в Африку, а меня на стройплощадку не пустили, хотя я прекрасно видел, что там происходит». Сейчас, по словам г-на Улицкого, его не пускают на строительство «Новой Голландии». Михаил Мильчик, зам. директора НИИ «Спецпроектреставрация», поддержал профессора, сказав, что корпуса складов держатся на деревянных сваях и всякое понижение уровня грунтовых вод может привести к их разрушению. По его мнению, огромный объем подземного строительства не может не повлиять на гидрогеологию острова, и предложил отказаться от подземного строительства в Новой Голландии.
Недостаток финансирования науки привел к острой нехватке профессиональных кадров. Как заметило большинство участников круглого стола, именно некачественно проведенные предварительные геотехнические работы приводят к неправильно выбранным технологиям и , в конце концов, к непоправимому ущербу стоящих рядом зданий.
Помимо вышеназванной ямы ВСМ у Московского вокзала, специалисты уже называют опасности строительства второй сцены Мариинки. Однако организаторы будущего подземного строительства обещают избежать подобных аварий.
Глубина
подземных проработок
«При строительстве театра впервые в Петербурге будет производиться выемка грунта большого объема, – заявил Алексей Шашкин, генеральный директор ЗАО «НПО «Геореконструкция – Фундаментпроект». По его словам, площадь котлована составит 150 на 80 метров, при глубине 11,5 метра. При этом специалист отмечает, что «геотехническая часть проекта адекватна геологии». При этом уже подготовлена опытная площадка размером 40 на 12 метров, глубиной 11,5 метра. Она позволит вести наблюдение за реакцией грунтов. Алексей Шашкин замечает, что если раньше отслеживание поведения грунта проводилось по принципу «откопали… ой, идет осадка… ой, упал», то сейчас мониторинг будет идти впереди строительства. По его мнению, на месте строительства «грунт ведет себя предсказуемо плохо», а на реплику Александра Марголиса, который вспомнил пассаж Михаила Швыдкого, который, посетив площадку, увидел на дне «вместо грунта суспензию», в ответ заявил, что «наши грунты могут удивить любого». Сейчас ведутся работы по подготовке заливки «стены в грунте» на расстоянии 15 метров от новостройки. Но весь проект может быть осуществлен специалистами, а в настоящее время Алексей Шашкин отмечает, что «не уверен, что в геотехническом конкурсе на котлован победила профессиональная организация». Об этом говорит и тот факт, что идет постоянное увеличение стоимости строительства.
Активно, по словам представителей инвесторов, ведутся работы по подготовке строительства многофункционального комплекса под площадью Восстания. Главный инженер проекта Владимир Ерошин заявил, что компания «Адитум» провела предварительное обследование фундаментов зданий, попадающих в 50-метровую зону влияния проекта. К примеру, был осмотрен Московский вокзал. Ерошин отметил, что если фундамент находится в работоспособном состоянии, то бревна, заложенные в основание фундамента, были серьезно нарушены во время строительства второго выхода станции метро «Площадь Восстания» и разрушены в сечении на 40 процентов. При этом он также отметил, что, как и в случае с Мариинкой, здесь планируется использовать способ «стены в грунте», которая будет отведена на 50 метров от строительства подземного комплекса. И все же, как отметил заведующий кафедрой геотехники Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета Рашид Мангушев, фундамент был также поврежден, еще и когда рыли яму под ВСМ, поэтому потребуется серьезное усиление вокзала.
Бережное отношение к историческим зданиям обещают и проектировщики паркингов. Как заявил заместитель генерального директора ООО «ПаркингИнвестЦентр» Александр Стрельников, при строительстве подземного паркинга на первом месте у нас стоит сохранность окружающей застройки и минимальное вмешательство в среду.
Сейчас в разработке компании находится десять паркингов, большая часть из которых будет расположена в историческом центре. «Правда речи о строительстве пока не идет, компания ведет проектирование планировки и межевания, мы анализируем возможность подобного строительства», – замечает Александр Стрельников. В свою очередь стоимость изыскательских работ составляет, по словам представителя компании, десятки миллионов рублей, и тратить такие деньги, не имея перспективы, вряд ли может себе позволить даже самая богатая компания. К слову уже просчитана и «цена вопроса». По словам заместителя генерального директора компании, себестоимость одного машино-места составит от 35 до 60 тыс. EURO в зависимости от месторасположения и объема паркингов. Суммарные вложения в сооружение всех планирующихся паркингов оцениваются компанией в 200-300 млн EURO. В сметную стоимость включены расходы как на укрепление грунтов и фундаментов близлежащих зданий, так и на страховку памятников архитектуры от непредвиденных ситуаций. И если ценовая ситуация в городе не изменится, то, по мнению Александра Стрельникова, стоимость аренды места для автомобилистов будет немного ниже, чем средние расценки, существующие в центре города, если сейчас это – 120-130 рублей в час, то у нас это может быть порядка 90 рублей в час. Расчетный срок окупаемости – около 10 лет, срок строительства 1,5-2 года. Мощность автостоянок составит в среднем 300-350 машино-мест при площади строительства 9-10 тыс. кв. метров и глубине в 2-5 уровней. Также г-н Стрельников отмечает, что первым паркингом может стать пятиэтажный объект под Греческой площадью глубиной в 20 метров.
Проекты многоуровневых подземных парковок под площадями Петербурга уже прошли большинство согласований. Застройщики готовы осваивать подземку хоть завтра. Но эксперты опасаются, что спешка может привести к потере еще нескольких памятников архитектуры. КГА смотрит на все эти проекты с взвешенным оптимизмом. По словам первого заместителя председателя КГА Алексея Далматова, наши грунты требуют бережного отношения к себе, и он надеется, что проблема несоблюдения инвесторами строительных регламентов можно решить.
Узаконенное подземелье
Активное планируемое использование подземного пространства хоть и в будущем может создать еще одну городскую проблему. Речь идет не об исторической застройке, но о современной подземной. Как отметили участники круглого стола, в обозримом будущем, когда активность освоения подземного Петербурга войдет в норму жизни, может статься, что необходимость нового строительства начнет входить в конфликт с ранее построенными объектами. К примеру, желание построить тоннель, скажем под Невским проспектом, упрется в чей-то паркинг. С этим уже сталкивались ряд городов Европы, и необходимо избежать этого у нас. Первый заместитель председателя КГА в ответ заявил, что сейчас разрабатывается трехмерная модель подземного пространства Петербурга. Эта модель создается для того, замечает представитель КГА, чтобы чиновники имели возможность отслеживать ситуацию, складывающуюся в городе не только на земле, но и под землей. Алексей Далматов замечает, что в Генеральном плане Санкт-Петербурга заложено подземное строительство, и этот проект может стать своеобразным генпланом подземного города. При этом чиновник заявил также, что в ближайшее время предполагается принять постановление правительства «О создании комиссии по вопросам освоения подземного пространства».

Автор: Андрей Рысев
рубрика: Городская среда
Подписывайтесь на нас:
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.