Подкоп под Новую Голландию

Освоение подземного пространства на острове Новая Голландия, как и на других крупных объектах города, вызывает серьезное беспокойство общественности по поводу сохранения исторических зданий.

Среди сторонних наблюдателей уже твердо устоялось мнение о том, что любое подземное строительство на территории острова нанесет непоправимый вред существующим памятникам архитектуры. Специалисты, реализующие проект реконструкции Новой Голландии, такое мнение сегодня однозначно опровергают.
Остров Новая Голландия почти триста лет находился под покровом тайн. Так сложилось исторически. Он изначально был закрытой территорией, поэтому о том, что происходило на острове, посторонним людям приходилось лишь догадываться. Традиция строить догадки вокруг Новой Голландии сохранилась по сей день. Это вполне объяснимо: остров по-прежнему закрыт – до тех пор, пока не будет полностью реконструирован. Как ведутся работы по реализации проекта, сторонние наблюдатели только предполагают. Между тем предположения касательно подземного строительства в Санкт-Петербурге уже весьма существенно накалили атмосферу вокруг Новой Голландии.
Проект реконструкции острова реализует ООО «Новая Голландия». По условиям инвестиционного договора с городом проект включает строительство подземного паркинга, рассчитанного на одну тысячу машино-мест. Именно подземный паркинг и не дает сегодня покоя горожанам, радеющим за дальнейшую судьбу исторического комплекса военных зданий Новой Голландии. Эксперт Совета по сохранению культурного наследия Санкт-Петербурга Михаил Мильчик практически уверен, что подземное строительство негативно скажется на состоянии памятников. Все объясняется слабыми петербургскими грунтами. Михаил Мильчик считает, что снижение уровня грунтовых вод в результате подземных работ на острове Новая Голландия может привести к усилению вибрационной нагрузки на сваи исторических зданий складов корабельного леса.
Беспокойство эксперта вполне оправданно. Условия строительства паркинга настолько жесткие, что малейшая оплошность специалистов в процессе подземных работ действительно может обернуться тяжелыми последствиями. Во-первых, строительство будет вестись вблизи исторических зданий. Во-вторых, петербургский грунт на определенной глубине настолько капризен, что резкие внешние воздействия могут превратить его в жижу. В-третьих, территория строительства окружена водой (Адмиралтейским, Крюковым каналами и рекой Мойкой), что только усугубляет «плывучее» состояние грунтов.
Несмотря на такие болезненные факторы, специалисты, уже имеющие опыт в области подземного строительства, считают, что паника в данном случае неуместна. Строить в таких условиях опасно, но нужно. Инвесторы объясняют, что это не прихоть, а необходимость. По словам менеджера проекта ООО «Новая Голландия» Сергея Сусина, без наличия подземного пространства остров не может развиваться. «В коммерческом смысле не имеют значения ни Дворец фестивалей, ни отели, ни предприятия на этом острове, если на нем не будет паркинга, – говорит Сергей Сусин. – Это бизнес-сторона вопроса». Чтобы сохранить архитектурный облик исторического комплекса зданий Новой Голландии, инвесторы вынуждены скрыть парковку под землей.
Приблизительная отметка строительства паркинга Новой Голландии под землей – минус 20 метров. По оценкам геотехников, на этом уровне петербургских грунтов находятся твердые глины, которые могут являться основанием для сооружений. «Крепкий» грунтовый слой, по словам экспертов, местами может достигать даже 80 метров, поэтому, чем более глубоким будет основание, тем надежнее будет сооружение.
Паркинг будет строиться по периметру существующих зданий. Этот факт эксперты Совета по сохранению культурного наследия восприняли наиболее остро. Новое строительство в непосредственной близости от исторических объектов, по мнению Михаила Мильчика, может вызвать трагические последствия. То ли чрезмерные опасения экспертов, то ли просто какие-то случайные обстоятельства послужили причиной появления разного рода дезинформации. Например, о том, что подземные работы ведутся на расстоянии 1,5 метров от фундаментов архитектурных памятников. В опровержение ложной информации технический директор компании «Геоизол» Вячеслав Смоленков отмечает, что минимальное расстояние между зданиями Новой Голландии и будущим паркингом – 7 метров. По результатам геотехнических расчетов и проведенных испытаний, строительство на таком расстоянии исключает деформацию существующих объектов. Более того, сейчас выполняются работы по усилению фундамента зданий путем их пересадки на стальные микросваи, которые в дальнейшем также должны обезопасить исторические объекты от негативного воздействия нового строительства.
За освоение подземного пространства на острове Новая Голландия взялась французская компания «Солетаншстрой» (Soletanche-Stroy). Выбор французского предприятия в качестве подрядчика по подземным работам инвесторы объясняют тем, что компания «хорошо знакома с технологией устройства стены в грунте». Как говорит Вячеслав Смоленков, именно технология стены в грунте позволит оградить проект от рисков, связанных с подвижками грунта.
Директор проекта компании «Солетаншстрой» Эрве Делькамбр уверен, что стену можно построить в петербургском грунте, но только при конкретных условиях: «работать аккуратно, медленно и серьезно». «Если строительство вести очень активно и быстро, то грунт превратится в такую субстанцию, с которой работать уже будет невозможно, – объясняет Эрве Делькамбр. – Поэтому действовать нужно очень медленно». Французская компания сегодня уже приступает к строительным работам. Сроки подземного строительства, по словам Сергея Сусина, будут зависеть от показателей мониторинга исторических зданий и грунтов. «Если вследствие интенсивности строительства возникнет опасность ненормативных осадок зданий, работы могут быть приостановлены», – говорит Сергей Сусин.
В проекте реконструкции Новой Голландии недавно произошли значительные изменения, касающиеся сохранности исторических зданий. Проект ранее включал еще одну часть освоения подземного пространства: строительство театра со зрительным залом, рассчитанным на 400 человек, под зданием бывшей тюрьмы. Для того чтобы его построить, предполагалось уйти под землю на 11-12 метров. Сегодня инвесторы от этого рискованного решения отказались. Строительства под ротондой не будет.
В настоящее время на территории острова ведутся работы по вывозу загрязненного грунта. В мае этого года планируется начать устройство ограждающих конструкций. Проект в целом должен быть реализован к 2010 году. Изменятся ли сроки проведения реконструкции Новой Голландии – вопрос открытый. Все зависит от того, как покажут себя грунты во время подземных работ.


Автор: Марина Голокова
рубрика: Архитектура и реставрация
Подписывайтесь на нас:
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.