Петербург – «триумфальная логистическая арка в Европу»

В конце апреля правительство утвердило Концепцию развития терминально-складской инфраструктуры (ТСИ) Санкт-Петербурга, разработанную Комитетом по транспортно-транзитной политике в соответствии с Генеральным планом Санкт-Петербурга и федеральной целевой программой «Модернизация транспортной системы России до 2010 года».

Главная цель данного документа – упорядочить развитие складского хозяйства в городе на Неве. Предполагается, что преимущественно склады будут располагаться в районе Кольцевой автомобильной дороги и за ее пределами – чтобы не усугублять транспортную ситуацию в черте города, в том числе в центральных районах.
Докладывал вопрос председатель комитета Николай Асаул. По его словам, в настоящее время общая площадь крытых складов в Петербурге составляет 6,3 млн кв. метров. К 2010 году ее планируется увеличить на 100 тыс. кв. метров. При этом значительно вырастет площадь терминалов Большого порта». При постоянном увеличении площадей отдельно стоящих складских зданий количество встроенных помещений остается на уровне 700 тыс. кв. метров. Производственные терминалы занимают территорию в 59 га, торгово-распределительные в 5 раз больше – 321 га, площадь территории, занимаемой терминалами внешнего транспорта, 78 процентов которой отводится Большому морскому порту, сопоставима с торговыми терминалами и составляет 308 га.
Распределение
неравномерно
Руководитель Комитета недоволен тем, что крытые склады на объектах внешнего транспорта занимают менее 10 процентов общей площади. «Это говорит о том, – подчеркнул чиновник, – что площадь застройки терминалов внешнего транспорта значительно ниже, чем остальных типов складов. Поэтому оценить эффективность использования земельных ресурсов в данном случае нельзя». Распределение складов по территории города в настоящее время не всегда равномерно и оптимально. В основном складские объекты создаются в уже сложившихся промышленных зонах зачастую путем перепрофилирования простаивающих предприятий. Всего выделено 14 зон размещения объектов ТСИ. В центральных районах сконцентрировано около 4 процентов крытых складских помещений, в промзонах, окружающих центр, склады занимают почти 2 млн кв. метров. Рекордсменом является юго-восточный центр города в районе Обводного канала, где плотность ТСИ превышает 500 тыс. кв. метров. По мнению докладчика, это создает проблемы для движения автотранспорта и заторы на дорогах.
В процессе работы над Концепцией была составлена схема локализации грузовых потоков, определены магистральные улицы, которые составляют сеть маршрутов грузового транспорта, то есть сформирован грузовой каркас улично-дорожной сети. При этом транзитные грузопотоки должны следовать, минуя город, по ЗСД и КАД.
ТребуютсЯ склады класса А
Николай Асаул проинформировал присутствующих о том, что основная часть складов в Петербурге представлена помещениями класса В и С, на их долю приходится 88 процентов площади, и отметил, что «безусловно, положительной тенденцией является рост складов класса А и В+. Сегодня в городе около 700 тысяч современных складов, и в этом сегменте рынка наблюдается наибольший потенциал роста», – сообщил докладчик.
Исходя из анализа потребностей города и реализации его транзитного потенциала, а также контроля за ходом воплощения концепции разработаны целевые показатели, которые включают следующие: в 2015 году в городе должны появиться 3-4 современные логистические деревни, площадь крытых складов предполагается увеличить на 15 процентов, до 7,2 млн кв. метра, а к 2010 году количество складов внутри КАД должно быть в 2 раза меньше, чем за его пределами. Кроме того, количество сухих портов необходимо утроить, а площадь терминалов Морского порта увеличить на 70 процентов и довести до 418 га.
Несмотря на то что Концепция разрабатывалась более полугода, только в последний момент вспомнили о том, что неплохо было бы ее согласовать с теми поправками, которые уже приняты депутатами городского парламента. В итоге из Концепции пришлось исключить три зоны – портовый комплекс в Горской, зону на въезде в Кронштадт, южнее КАД, а также на пересечении Волхонского и Пулковского шоссе. И две откорректировать: зону аэропорта «Пулково» и Московской-Товарной – в связи с тем, что завершена разработка проектов планировок данных зон и определено их функциональное назначение.
Единодушно одобрили
Обсуждение вопроса было долгим, но вполне единодушным. Все выступающие высоко оценивали качество представленного документа и говорили о своевременности его принятия. Временно исполняющий обязанности начальника Северо-Западного таможенного управления ФТС РФ Александр Гетман подчеркнул, что «с 2006 года активизирована деятельность по размещению таможенных постов в Петербурге, разработана и утверждена соответствующая концепция, предусмотрено укрупнение постов, их перемещение из центров городской застройки на транспортно-логистические комплексы в непосредственной близости к КАД, что повысит качество услуг, позволит сократить сроки доставки товаров и снизит передвижение большегрузного транспорта по городским трассам». Таможенники отдают предпочтение крупным комплексам, оборудованным в соответствии с критериями класса А, инфраструктура которых позволяет использовать не только грузовой автомобильный, но и железнодорожный транспорт. «В прошлом году Выборгский таможенный пост из промзоны Парнас переведен на современный терминал в районе Парголово – Осиновая роща, – сообщил выступающий. – А 15 января ликвидированы находящиеся в городской черте Северо-Западный, Северо-Восточный и Парнасский таможенные посты и создан Пискаревский пост, размещенный на современном терминале Ручьи. В перспективе по мере реализации проекта создания ОЭЗ таможенные посты будут размещены на площадках Нойдорф и Ново-Орловская. Кроме того, рассматривается проект создания Белоостровской таможенной зоны».
В процессе обсуждения информации таможенника выяснилось, что в городе располагаются посты не только СЗТУ, но и подчиняющиеся непосредственно центру. А как раз именно они и доставляют наибольшие неудобства гражданам – речь о постах растаможки автомобилей на Богатырском проспекте и Петергофском шоссе. Валентина Матвиенко предложила подготовить обращение в правительство с просьбой и эти посты вывести за КАД в нежилую зону.
Комитет работает системно
Генеральный директор ЗАО «Трансфера Интернешнл» Сергей Скорик отметил системную работу Комитета по транспортно-транзитной политике, заключающуюся в последовательной разработке законодательных актов, регулирующих логистическую деятельность в городе. По его мнению, в первую очередь необходима модернизация улично-дорожной сети, являющейся основным камнем преткновения вывоза грузов. Изменение мест концентрации больших терминалов позволит разгрузить УДС. Но здесь нужна помощь города бизнесу, так как территории вдоль КАД инженерно не обеспечены, и самостоятельно бизнесменам эту проблему не поднять.
Интересные цифры привел в выступлении заведующий кафедрой логистики и организации перевозок СПб ГИЭУ Валерий Лукинский. По результатам недавних исследований Мирового банка Россия занимает по развитию логистики 99 место между Ливаном и Зимбабве. Мировые затраты на логистику составляют 14 процентов от мирового ВВП. И чтобы вывести Россию в двадцатку лучших, придется вкладывать не меньше, а больше, в том числе и Петербургу. «Всем известно, что Петербург – окно в Европу, – пафосно заметил ученый. – Но мы не окно в Европу, мы – ворота, а скорее – триумфальная логистическая арка в Европу, и мы должны этим воспользоваться». По мнению Валерия Лукинского, на логистическом рынке растет конкуренция, и это следует учитывать. Он считает, что все города, расположенные на расстоянии 7-8 часов пути, должны развивать логистику совместно в полном взаимодействии. «Это будет выгодно и стране, и Петербургу – мы не превратим город в склад».
Нужна специализациЯ
Вице-губернатор Александр Вахмистров заметил, что «Концепцию принимаем, может быть, даже запоздало, потому что процентов на 70-80 земельные участки, отведенные в генплане под логистику, уже распроданы и находятся либо в проектировании, либо застраиваются». И сегодня уже необходимо делать следующие шаги: ТСИ должна быть специализирована по товарам, чтобы можно было их эффективнее обрабатывать. Также, по его мнению, «требуется выработать маршруты движения. Чтобы не получилось, что на 3-4 причале порта разгружается корабль, и товар оттуда едет в Осиновую рощу, даже по КАДу это далеко». А вице-губернатор Александр Полукеев заметил, что складов мы уже настроили, а дороги к ним не проложили. И если сегодня «эта проблема еще не «кричит», то скоро будет «кричать».
Подводя итог обсуждению, Валентина Матвиенко отметила, что «терминально-складская инфраструктура, безусловно, очень важна для города, но она не должна быть избыточной, она должна обеспечивать потребности города в соответствии с нашими планами развития промышленности, но не превращать город в склады, в разгрузку, перегрузку, перевозку. Должны быть точно выбраны места расположения ТСИ – за КАД, чтобы не осложнять и без того сложную транспортную ситуацию в городе». Губернатор потребовала установить «жесткий контроль за тем, чтобы и на частных территориях не возникали стихийные строения. Это чрезвычайно важно, этим процессом надо строго и жестко управлять и понимать пропускную способность дорог города, и впредь развивать складскую инфраструктуру только там, где это возможно, а не превращать город в перевалочный пункт», – заключила губернатор.
Она поддержала идею о специализации складов и предложила в месячный срок разработать план мероприятий по реализации Концепции с конкретными сроками.

Автор: Лилиана Глазова
рубрика: Коридоры власти
Подписывайтесь на нас:

Сегодня

Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.