Остров для концертов
В Екатерининском парке открылся отреставрированный павильон «Зал на острову». Это один из многострадальных объектов дворцово-паркового комплекса, которые несколько лет находились в катастрофическом состоянии.
Средства на реставрацию памятников архитектуры стали поступать только в последние годы. Накануне 300-летия Царского Села.
Отреставрированный «Зал на острову» расположен в центре Большого пруда, искусственного водоема, созданного в Екатерининском парке. Это памятник архитектуры XVIII века, создание которого связано с именами великих мастеров разных эпох: Чевакинского, Растрелли, Кваренги, Стасова, Неелова. Каждый из архитекторов в разное время вносил свои изменения в проект реконструкции и реставрации зала.
В 1794 году павильон был реконструирован в стиле классицизма Дж. Кваренги. Архитектор увеличил высоту здания за счет парапета и освободил объект от всех барочных изысков. Внутренний объем павильона был тоже увеличен по высоте и разделен на три части колоннами из искусственного мрамора. Плафон, карниз и откосы окон были украшены декоративной росписью.
В 1820 году работы в павильоне велись уже под руководством В. Стасова и П. Неелова. Живопись была частично забелена и переписана художником Ф. Брандуковым «трофеями под лепную работу» в технике гризайль. Тогда же изменилось и целевое назначение павильона: из ассамблейного зала, служившего местом увеселений в середине XVIII века, он превратился в павильон для приемов, концертов камерной музыки.
«Зал на острову», как и многие другие памятники архитектуры, сильно пострадал во время Великой Отечественной войны. Артиллерийские снаряды разрушили кровлю и перекрытия, столярные заполнения проемов и пол павильона. После войны сохранить «Зал на острову» было практически невозможно. В 1953 году положение усугубили работы саперов, которые очищали дно Большого пруда от мин и снарядов, периодически их взрывая. Здание утратило свой прежний архитектурный облик.
Некогда служивший императорскому двору концертным залом, павильон превратился в место для хранения лодок. Сильный пожар привел к окончательному обрушению кровли и утрате остатков художественной отделки.
Павильон на Большом пруду несколько десятилетий представлял собой унылое зрелище. В 1986 году архитектор Александр Кедринский создал проект реставрации «Зала на острову». Однако работы начались лишь десять лет спустя, когда была воссоздана паромная переправа, связавшая остров с Екатерининским парком. К тому времени павильон был доведен до такого катастрофического состояния, что уже не подвергался никакому восстановлению. Не сохранились ни кровля, ни перекрытия, ни пол – ничего, кроме кирпичной кладки стен.
Реставрационные работы проводили несколько компаний, в том числе польская фирма PKZ, которая воссоздала перекрытия, кровлю, заполнения оконных и дверных проемов, кладку пилястр и колонн, штукатурку стен, потолка и фасадов здания. Реставраторы ООО «Геликон» выполнили облицовку искусственным мрамором колонн и пилястр. Большой объем работ провела компания «Ресстрой». По словам генерального директора ООО «Ресстрой» Геннадия Кравца, специалисты приступили к работам в 1996 году. Реставраторы воссоздали живописный плафон, фриз павильона. Однако спустя два года объект пришлось законсервировать. Проволочки с государственным финансированием серьезно затягивали процесс реставрации. Специалисты вернулись к объекту лишь в апреле прошлого года. За девять лет часть павильона, восстановленная в 1996–1998 годы, вернулась в негодное состояние. Геннадий Кравец отмечает, что пришлось заново укреплять живопись, полностью переделывать пол.
«Зал на острову», как и другие павильоны Екатерининского парка, изначально строился как летний и эксплуатировался по два-три месяца в году. Ранее в нем не было никаких систем отопления и вентиляции. По словам Геннадия Кравца, сейчас реставраторы установили современную систему вентиляции, которая позволит эксплуатировать павильон круглый год.
Специалисты ГМЗ «Царское Село» отмечают, что «Зал на острову» будет служить, как и прежде, залом для проведения камерных концертов. На очереди – еще один павильон, тоже предназначенный для концертов, «Концертный зал». До апреля 2009 года реставраторы планируют полностью восстановить исторический облик этого объекта.
Сейчас в Екатерининском парке восстанавливаются Эрмитаж, Эрмитажная кухня, Нижняя ванна в Старом саду, павильон Турецкой бани. Средства на реставрацию объектов Екатерининского парка появились только благодаря приближающемуся 300-летию Царского Села. Руководство музея-заповедника считает, что несмотря на тяжелое состояние, памятники все-таки удастся полностью восстановить в течение ближайших двух лет. Стимул для этого достаточно серьезный: многие праздничные мероприятия широкого масштаба будут проводиться именно на территории дворцово-паркового комплекса.
Автор: Марина Голокова
Средства на реставрацию памятников архитектуры стали поступать только в последние годы. Накануне 300-летия Царского Села.
Отреставрированный «Зал на острову» расположен в центре Большого пруда, искусственного водоема, созданного в Екатерининском парке. Это памятник архитектуры XVIII века, создание которого связано с именами великих мастеров разных эпох: Чевакинского, Растрелли, Кваренги, Стасова, Неелова. Каждый из архитекторов в разное время вносил свои изменения в проект реконструкции и реставрации зала.
В 1794 году павильон был реконструирован в стиле классицизма Дж. Кваренги. Архитектор увеличил высоту здания за счет парапета и освободил объект от всех барочных изысков. Внутренний объем павильона был тоже увеличен по высоте и разделен на три части колоннами из искусственного мрамора. Плафон, карниз и откосы окон были украшены декоративной росписью.
В 1820 году работы в павильоне велись уже под руководством В. Стасова и П. Неелова. Живопись была частично забелена и переписана художником Ф. Брандуковым «трофеями под лепную работу» в технике гризайль. Тогда же изменилось и целевое назначение павильона: из ассамблейного зала, служившего местом увеселений в середине XVIII века, он превратился в павильон для приемов, концертов камерной музыки.
«Зал на острову», как и многие другие памятники архитектуры, сильно пострадал во время Великой Отечественной войны. Артиллерийские снаряды разрушили кровлю и перекрытия, столярные заполнения проемов и пол павильона. После войны сохранить «Зал на острову» было практически невозможно. В 1953 году положение усугубили работы саперов, которые очищали дно Большого пруда от мин и снарядов, периодически их взрывая. Здание утратило свой прежний архитектурный облик.
Некогда служивший императорскому двору концертным залом, павильон превратился в место для хранения лодок. Сильный пожар привел к окончательному обрушению кровли и утрате остатков художественной отделки.
Павильон на Большом пруду несколько десятилетий представлял собой унылое зрелище. В 1986 году архитектор Александр Кедринский создал проект реставрации «Зала на острову». Однако работы начались лишь десять лет спустя, когда была воссоздана паромная переправа, связавшая остров с Екатерининским парком. К тому времени павильон был доведен до такого катастрофического состояния, что уже не подвергался никакому восстановлению. Не сохранились ни кровля, ни перекрытия, ни пол – ничего, кроме кирпичной кладки стен.
Реставрационные работы проводили несколько компаний, в том числе польская фирма PKZ, которая воссоздала перекрытия, кровлю, заполнения оконных и дверных проемов, кладку пилястр и колонн, штукатурку стен, потолка и фасадов здания. Реставраторы ООО «Геликон» выполнили облицовку искусственным мрамором колонн и пилястр. Большой объем работ провела компания «Ресстрой». По словам генерального директора ООО «Ресстрой» Геннадия Кравца, специалисты приступили к работам в 1996 году. Реставраторы воссоздали живописный плафон, фриз павильона. Однако спустя два года объект пришлось законсервировать. Проволочки с государственным финансированием серьезно затягивали процесс реставрации. Специалисты вернулись к объекту лишь в апреле прошлого года. За девять лет часть павильона, восстановленная в 1996–1998 годы, вернулась в негодное состояние. Геннадий Кравец отмечает, что пришлось заново укреплять живопись, полностью переделывать пол.
«Зал на острову», как и другие павильоны Екатерининского парка, изначально строился как летний и эксплуатировался по два-три месяца в году. Ранее в нем не было никаких систем отопления и вентиляции. По словам Геннадия Кравца, сейчас реставраторы установили современную систему вентиляции, которая позволит эксплуатировать павильон круглый год.
Специалисты ГМЗ «Царское Село» отмечают, что «Зал на острову» будет служить, как и прежде, залом для проведения камерных концертов. На очереди – еще один павильон, тоже предназначенный для концертов, «Концертный зал». До апреля 2009 года реставраторы планируют полностью восстановить исторический облик этого объекта.
Сейчас в Екатерининском парке восстанавливаются Эрмитаж, Эрмитажная кухня, Нижняя ванна в Старом саду, павильон Турецкой бани. Средства на реставрацию объектов Екатерининского парка появились только благодаря приближающемуся 300-летию Царского Села. Руководство музея-заповедника считает, что несмотря на тяжелое состояние, памятники все-таки удастся полностью восстановить в течение ближайших двух лет. Стимул для этого достаточно серьезный: многие праздничные мероприятия широкого масштаба будут проводиться именно на территории дворцово-паркового комплекса.
Автор: Марина Голокова
рубрика:
Архитектура и реставрация
