Проверки на дорогах

Совещание по вопросу благоустройства населенных пунктов и территорий вдоль автомобильных дорог федерального значения, проходящих по территории Ленинградской области, провел непосредственно губернатор субъекта Федерации Валерий Сердюков.

С участием глав муниципальных образований, глав администраций первого и второго уровней, представителей дорожных служб и других заинтересованных сторон обсуждалось состояние федеральных автомобильных дорог Е-20 «Нарва», Е-105 «Россия», Е-95 (Киевское шоссе) и прилегающих к ним территорий.
Отрадно, что речь шла не о возведении потемкинских деревень или установке щитов, призванных скрыть неприглядные окрестности от глаз проезжающих, а о действительном благоустройстве прилегающих к дорогам территорий. Причем, как подчеркнул губернатор Валерий Сердюков, это только первый шаг. Процесс благоустройства должен в ближайшее время распространиться от трасс вглубь области.
«Нам часто приходится бывать в других регионах, в странах Европы, у наших соседей в бывших союзных республиках, и каждый раз приятно удивляют чистота и порядок, царящие не только в городах, но и в небольших населенных пунктах с численностью жителей 2-2,5 тыс. человек, – делится впечатлениями Валерий Сердюков. – Архитектурные и планировочные градостроительные решения, размещение хозяйственных построек – все находится в гармонии. Вдоль дорог и подъездных дорожек множество цветов, ухоженных, обработанных с любовью кустов и деревьев. Это не требует серьезных финансовых вложений, но является показателем уровня культуры населения, желания украсить свою жизнь. Мы, к сожалению, по этим показателям серьезно отстаем. Хотя для благоустройства часто не требуется больших финансовых средств, а лишь отношение к окружающей территории как к родному месту, к своему дому, где проживаешь не временно, а хочешь окружить себя комфортом и красотой».
Борщевик и лопухи
вместо роз
Общая протяженность семи федеральных автомобильных дорог, проходящих по территории Ленинградской области, составляет 1298 км, в том числе автомобильной дороги Е-105 «Россия» – 98,2 км, автомобильной дороги Е-20 «Нарва» – 117,8 км и автомобильной дороги Е-95 Санкт-Петербург – Псков – Пустошка – Невель – 149,4 км. Все федеральные автодороги закреплены на праве оперативного управления за ФГУ «Севзапуправтодор».
Киевское шоссе
«Федеральная дорога Е-95 идет по Ленинградской области от границы Санкт-Петербурга, в районе деревни Дони Веревского сельского поселения Гатчинского района и заканчивается на границе Ленинградской и Псковской областей в районе деревни Заплюсье Псковской области, – рассказывает председатель Комитета по архитектуре и градостроительству областного правительства Валерий Ким. – Мы совсем недавно проехали по всей трассе и постарались оценить ее состояние.
Въездные знаки на территории Ленинградской области со стороны Псковской области, на границе Лужского и Гатчинского районов находятся не в лучшем состоянии и требуют обновления.
Киевское шоссе проходит через 30 населенных пунктов области, в основном по 10 муниципальным образованиям первого уровня. В Гатчинском районе это Гатчинское городское поселение, Веревское, Новосветское, Большеколпанское и Рождественское сельские поселения. В Лужском районе – Лужское и Толмачевское городские поселения, Мшинское, Скреболовское и Володарское сельские поселения. Трасса Е-95 в границах области оборудована шестью организованными стоянками, в том числе для большегрузных машин, две из которых имеют эстакады для осмотра и обслуживания автомобилей в поселках Межозерный и Долговка. Автостоянки находятся в удовлетворительном состоянии, за исключением стоянки на 133 км около деревни Новые Купели, где территория самой стоянки и подъезды к ней завалены мусором».
Автомобильная дорога Е-95 состоит из двух полос шириной по 4 метра, обочин и канав по обе стороны дорожного полотна. В настоящее время начато строительство новой второй полосы Киевского шоссе в районе пересечения с Волхонским шоссе на территории Санкт-Петербурга.
В деревне Вакколово на 54 км в районе бывшего поста ГИБДД сформировалась стихийная автостоянка, существующие, но не использующиеся в настоящее время строения находятся в аварийном состоянии. На всем протяжении автодороги в Большеколпанском сельском поселении (51-68 км) и в поселках Выра и Рождествено имеются несанкционированные и необорудованные многочисленные стоянки и съезды.
Состояние дорожного покрытия и обочин дороги на территориях вне населенных пунктов удовлетворительное, за исключением участков перед Гатчиной (включая участок объездной автодороги), от поселка Выра до деревни Покровка и в районе поселка Мшинская. Однако обочины дорог и канавы не окошены на всем протяжении автодороги и частично зарастают борщевиком.
Качество покрытия дороги в границах населенных пунктов значительно хуже, чем вне их. Практически отсутствуют знаки и разметка на пешеходных переходах в населенных пунктах (кроме Луги).
Искусственное освещение трассы отсутствует, в том числе и на территории большинства сельских населенных пунктов.
Вдоль трассы расположена 21 АЗС, в том числе две газовых. Большинство из них имеют типовой набор зданий и сооружений (операторские, магазины-кафе, туалеты). Территории практически всех АЗС благоустроены, имеют газоны, озеленение и освещение.
Хуже ситуация с остановками общественного транспорта. Многие не оборудованы типовыми павильонами, часть из них имеют только заасфальтированные платформы.
Въезды в населенные пункты (кроме Гатчины и Луги) обозначены только дорожными знаками и табличками ГИБДД с наименованием населенного пункта. Светофоров и организованных пешеходных переходов в населенных пунктах нет, за исключением Луги.
Рекламные щиты отсутствуют практически на всем протяжении трассы. Объекты торговли и обслуживания рекламируются самыми невероятными способами – вплоть до надписей на крышах и заборах.
Сотрудниками Комитета по архитектуре и градостроительству обнаружены две несанкционированные свалки. Одна из них небольшая, в районе «Балтиец-2» на 129 км от Санкт-Петербурга, вторая – перед въездом в массив садоводческих товариществ «Мшинский», на расстоянии километра от объездной автодороги вокруг поселка Мшинская и, несмотря на значительное удаление от федеральной дороги, видно, что эта свалка очень большая.
Вдоль автомобильной дороги, как правило в границах населенных пунктов, имеются объекты торговли, обслуживания и автосервиса, часть которых обустроены в небольших временных строениях либо в жилых домах.
Ни объемно-пространственными, ни архитектурно-художественными качествами эти объекты в большинстве случаев не обладают, градостроительным, санитарным, противопожарным и иным нормам не соответствуют, подъезды к этим объектам не оборудованы и не благоустроены.
В удовлетворительном состоянии находятся территории объектов культурного наследия в Выре и Рождествено, а также в деревне Заозерье, включенных в туристические маршруты Ленинградской области и Северо-Западного региона.
В населенных пунктах вдоль дороги отсутствуют специальные площадки, предназначенные для осуществления розничной торговли местными производителями.
Усадебная застройка в населенных пунктах вдоль автодороги огорожена разностилевыми заборами, более половины из которых находятся в плохом состоянии. Имеющееся озеленение не упорядочено, кусты и деревья не стрижены, газоны не окошены.
Обочины в населенных пунктах также не окошены. Памятники – могилы воинов и обелиски, а также ряд объектов культурного наследия находятся в удовлетворительном состоянии, однако трава вокруг них не окошена.
Интенсивность движения на трассе не соответствует технической категории дороги и в часы пик превышает его почти в 10 раз, что создает аварийные ситуации на дорогах в пределах населенных пунктов.
Федеральная трасса Е-95 проходит по окружной автодороге вокруг Гатчины и через центр Луги, рассекая город на три части. В Луге организовано одностороннее транзитное движение по проспекту Урицкого в сторону Пскова и по улице Кирова – в сторону Петербурга.
Профиль этих улиц (две полосы шириной по 3,5 м) затрудняет движение транзитного и внутригородского автотранспорта, вследствие чего возникают пробки, аварии и т.п. Не спасает наличие светофоров и организованных пешеходных переходов.
Окончание строительства объездной автомобильной дороги вокруг города запланировано на 2010 год, однако в настоящее время работы на объекте практически не ведутся.
До ввода в действие объездной автодороги выполнить комплексное благоустройство центральной части Луги практически невозможно.
Трасса «Нарва»
Автодорога Е-20 начинается на границе Санкт-Петербурга в районе Красного Села и проходит через 35 населенных пунктов, в том числе девять относительно крупных (города и поселки городского типа) и 26 мелких, а также по свободным от застройки территориям 11 городских и сельских поселений, расположенных в границах Ломоносовского, Волосовского и Кингисеппского районов.
Общее состояние дороги и прилегающих к ней территорий, характеризующееся их комплексным содержанием, в том числе качеством и уборкой дорожного покрытия, наличием дорожной разметки, санитарным содержанием прилегающих территорий, наличием объектов торговли, обслуживания и автосервиса, оборудованием автобусных остановок и переходных переходов, рекламой и информацией, предназначенной для участников дорожного движения и т.д., сотрудники Комитета по архитектуре и градостроительству в целом оценивают как удовлетворительное.
Однако имеются участки дороги (в районе Большелуцкого сельского поселения, объезд Кингисеппа, участок в районе 29 км со стороны Санкт-Петербурга, участок за деревней Тешково и в поселке Зимитицы), на которых дорожное покрытие требует ремонта.
В то же самое время прилегающие к проезжей части дороги территории не окошены, в придорожных лесополосах имеются участки, на которых находится сухостой (погибшие, выкорчеванные ветром деревья и кустарники), участки, оставленные без рекультивации и уборки после лесозаготовительных и ремонтных работ. Наиболее протяженный такой участок имеется на 28 км по дороге из Ивангорода.
В границах населенных пунктов, через которые проходит дорога, требуется либо строительство новых, либо реконструкция существующих опор освещения. Практически во всех населенных пунктах отсутствуют пешеходные тротуары вдоль дороги (люди вынуждены ходить по проезжей части, подвергая свою жизнь опасности, нет оборудованных пешеходных переходов, поэтому в часы пиковых нагрузок приходится подолгу ждать возможности перебежать дорогу).
Населенные пункты, через которые проходит автодорога, не имеют должным образом оформленных въездных зон, оборудованных декоративно-художественными объектами с указанием названий этих населенных пунктов, элементами благоустройства и озеленения, которые являются визитными карточками этих населенных пунктов.
Придомовые территории и заборы в них имеют удручающий вид.
Автобусные остановки, расположенные вдоль дороги, требуют упорядочения, приведения их в состояние, отвечающее требованиям комфортности и безопасности пользования ими. Значительная часть автобусных остановок не оборудована крытыми навесами, скамьями для пассажиров, ожидающих транспорт, урнами, информационными щитами. Вдоль всей дороги нет ни одной автобусной остановки, которую можно привести в качестве положительного примера.
Вдоль дороги расположено девять АЗС, представляющих собой типовой набор выполненных из облегченных металлических конструкций зданий и сооружений (операторские, магазины-кафе, туалеты, объекты мелкого авторемонта), все они находятся в хорошем состоянии. Почти во всех населенных пунктах вдоль дороги имеются какие-либо мелкие объекты торговли, кафе, автосервис, которые обустроены либо в случайных строениях, либо в старых жилых домах и не отвечают градостроительным, санитарным, противопожарным и иным нормам, подъезды к этим объектам не оборудованы и не благоустроены. В поселке Бегуницы Волосовского района на территории, прилегающей к дороге, организован небольшой рынок, состоящий из нескольких тентовых палаток, лотков и разностильных металлических ларьков.
Каких-либо комплексных объектов отдыха, торговли, автосервиса на дороге нет, имеются лишь несколько небольших кафе, магазинчиков, шиномонтажных мастерских, которые, как правило, находятся в границах населенных пунктов.
Несколько несанкционированных свалок расположено на 46, 50, 54 и 89 км на дороге из Санкт-Петербурга и на 26 и 28 км на дороге из Ивангорода, две из них (на 54 и 89 км) занимают значительную площадь.
Кроме этого, вдоль дороги имеется несколько участков со сгоревшими и не разобранными усадебными домами и разрушенными производственными объектами (в деревне Глухово), которые можно реконструировать (в т.ч. за счет средств заинтересованных лиц) и эффективно использовать в качестве объектов придорожного автосервиса.
Через территорию Ивангорода проходит участок федеральной автодороги Е-20 протяженностью 2 км. На большей части качество дорожного покрытия оставляет желать лучшего и требует ремонта.
Между въездом в город и деревней Заречье отсутствуют объекты обслуживания автоперевозчиков, количество которых за последние годы увеличилось на порядок, не может быть признано удовлетворительным и техническое состояние моста через Нарву.
Организованных стоянок для большегрузного автотранспорта в городе нет. В настоящее время изыскиваются возможности для строительства нескольких стоянок для большегрузного и легкового автомобильного транспорта в жилых кварталах города.
Благоустройство и озеленение дороги и центральной части города выполняется по заказу администрации поэтапно. Однако из-за того, что последний раз федеральная дорога была обустроена 20 лет назад, современное состояние ее благоустройства неудовлетворительное.
ФедеральнаЯ дорога «РоссиЯ»
Е-105 проходит по территории Тосненского района в границах Ленинградской области через 13 населенных пунктов, в т.ч. через семь крупных.
Общее состояние трассы и прилегающих к ней территорий с точки зрения комплексного содержания можно считать в общем удовлетворительным.
Однако, по данным специалистов Тосненского ДРСУ, более 50 процентов дороги находится в неудовлетворительном состоянии и требует ремонта, в том числе участки между 602 и 625 км, 668 и 674 км, а также автомобильный обход вокруг города Тосно.
Почти на всех участках дороги вне населенных пунктов прилегающие к проезжей части территории имеют неухоженный вид: откосы не окошены, опоры электроосвещения покосились, в придорожных лесополосах имеется большое количество засохших и поваленных деревьев. В границах населенных пунктов, через которые проходит трасса, требуется либо устройство новых, либо реконструкция существующих опор освещения.
Практически во всех населенных пунктах отсутствуют тротуары вдоль автомобильной дороги, а также площадки остановок транспорта возле объектов торгового обслуживания. В таких населенных пунктах, как Рябово, Любань, Трубников Бор не соблюдены нормативные расстояния от кромки проезжей части автомагистрали до линии застройки жилых домов.
Населенные пункты, через которые проходит дорога, не имеют должным образом оформленных въездных зон, декоративных элементов и элементов благоустройства и озеленения.
В населенных пунктах с усадебной застройкой заборы и придомовые территории имеют запущенный, неприглядный вид. В большинстве случаев ограждения разрушены или требуют ремонта, почти везде заборы не окрашены, имеют разную высоту и т.д. Приусадебные участки завалены строительными материалами, бытовым хламом, заросли травой и кустарниками. На жилых домах отсутствует системная нумерация и наименование улиц.
В населенных пунктах, расположенных вдоль автомагистрали «Россия», много сгоревших и не разобранных жилых домов и общественных сооружений, пустующих участков, заваленных бытовым мусором, заросших травой и кустарником.
Некоторые из жилых домов переоборудуются без должного оформления под производственные объекты. В усадебной застройке населенных пунктов возникают лесоторговые базы, пилорамы, предприятия по изготовлению деревянных жилых домов и строений, по выпуску железобетонных изделий, тротуарной плитки, по ремонту автотракторной техники и т.д.
Почти во всех населенных пунктах имеются мелкие объекты торговли, пункты авторемонта и кафе, которые размещены либо в случайных строениях, либо в старых жилых домах и не отвечают градостроительным, санитарно-бытовым, противопожарным и иным нормам. Подъезды к этим объектам не оборудованы и не благоустроены. Отсутствуют площадки для кратковременной остановки автотранспорта, большегрузные автомобили скапливаются на обочине проезжей части автомагистрали, создавая неудобства жителям прилегающих домов и негативно влияя на безопасность дорожного движения.
Дорожными службами, ответственными за содержание автомагистрали «Россия», на протяжении всей трассы за пределами населенных пунктов, с целью ликвидации несанкционированных свалок, установлены емкости – 200-литровые бочки для сбора мусора. Вместе с тем, не решен вопрос по регулярной очистке установленных емкостей от мусора, в котором эти бочки тонут практически ежедневно.
Транзитное движение по трассе Е-105 через Любань регулируется светофорами, организованы пешеходные переходы. Вблизи автодороги имеются объекты обслуживания. Однако благоустройство и озеленение дороги требует мероприятий по повышению их качества. Для улучшения экологического состояния города и безопасности его жителей необходимо строительство объездной автодороги вокруг Любани.
Комитетом по архитектуре и градостроительству Ленинградской области в 2001 году был разработан Регламент размещения, благоустройства и содержания объектов мелкорозничной торговли в придорожных охранных зонах автомобильных дорог общего пользования Ленинградской области, содержащий правила предоставления земельных участков для объектов придорожного сервиса, проведения и согласования проектно-изыскательских работ, требования к благоустройству и оборудованию объектов торговли, порядок строительства и приемки в эксплуатацию объектов, а также требования к содержанию и эксплуатации объектов.
Регламент, иллюстрированный 70 рисунками и схемами с примерами архитектурно-художественного решения объектов придорожного сервиса, был направлен во все муниципальные образования Ленинградской области.
Контроль за проектами благоустройства на территории Ленинградской области осуществляла группа главного художника Ленинградской области, однако в 2007 году должность главного художника была упразднена.
ПеЧальные выводы
Областной комитет по архитектуре и градостроительству приходит к выводу, что категория автомобильных дорог Е-20, Е-95 и Е-105 не соответствует требованиям, предъявляемым к дорогам федерального значения, и существующей интенсивности движения.
Состояние прилегающих к ним территорий в пределах придорожных полос не соответствует установленным требованиям и правилам.
Выявлено большое количество поврежденных дорожных знаков, во многих местах отсутствует освещение, оставляет желать лучшего состояние остановок транспорта, автопавильонов и пешеходных переходов.
Плохо ведутся работы по озеленению дорог (уборка сухостоя, подсадка деревьев и кустарников, скашивание травы на обочинах, откосах, полосе отвода, вырубка деревьев и кустарника с уборкой порубочных остатков, не ведется работа по художественно-ландшафтному оформлению дорог (разбивке цветочных клумб, посадке живых изгородей и т.д.).
Требуется приведение в порядок приусадебных участков и ограждений в населенных пунктах, расположенных вдоль автомобильных дорог федерального значения.
Как правило, отсутствует комплексное благоустройство в общественных центрах большинства населенных пунктов.
Вдоль автомобильных дорог федерального значения недостаточно объектов дорожного сервиса – гостиниц, кемпингов, мотелей, площадок отдыха и пунктов общественного питания.
Полосы отвода и придорожные полосы загрязнены, много стихийных свалок бытового и строительного мусора.
Много стихийно сформированных зон торговли, в которых не соблюдаются необходимые нормы и требования.
При этом отмечается, что в отдельных населенных пунктах, таких как Выра, Рождествено и ряд других, объекты придорожного сервиса, созданные по индивидуальным проектам, в первую очередь кафе, трактиры и другие подобные объекты, отличаются хорошим уровнем обустройства и высокими художественными качествами.
Органами местного самоуправления не предпринимаются меры административного воздействия к юридическим и физическим лицам, нарушающим правила использования придорожных полос автомобильных дорог федерального значения, а также не выполнившим требования по обустройству территорий объектов придорожного сервиса в соответствии с утвержденной проектной документацией.
Отсутствует должный контроль за обеспечением сохранности дорог, включая элементы обустройства дорог, осуществляемый территориальными уполномоченными органами государственной власти Российской Федерации.

справка
В центральной, исторической части Луги улично-дорожная сеть не имеет даже минимального благоустройства.
У проезжей части и тротуаров практически нет поребриков (они похоронены под культурным слоем), озеленение хаотичное и неухоженное, урны имеются не на всех улицах, мусор с улиц убирается плохо.

кстати
Надежда на муниципалов
8 июля на заседании Законодательного собрания области депутаты приняли во втором чтении и в целом поправки в законы «Об административных правонарушениях» и «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ленинградской области отдельными государственными полномочиями в сфере административных правоотношений», касающиеся работы административных комиссий.
Закон предоставляет право создавать у себя административные комиссии, а значит, взимать штрафы за административные правонарушения в пользу местного бюджета, поселениям первого уровня, которые сами готовы это сделать. При этом соответствующие изменения внесены и в областной закон «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ленинградской области отдельными государственными полномочиями в сфере административных правоотношений». Изменения в законе уже позволили добавить в перечень муниципальных образований, которые имеют право создавать административные комиссии, Сиверское, Гатчинское, Коммунарское городские поселения (Гатчинский район) и Дубровское городское поселение (Всеволожский район).
Как отметили парламентарии, эффективность работы административных комиссий наверняка повысится благодаря приближению их к территории, ведь штрафы, которые назначают комиссии – один из важных источников дохода местного бюджета. Работа комиссий на втором уровне местного самоуправления, как показала практика, далеко не всегда бывает результативной. Так, в одном из муниципальных районов за год комиссия рассмотрела всего пять дел. Депутаты надеются, что эксперимент по работе комиссий в поселениях оправдает себя и многие муниципалитеты захотят создать комиссии на первом уровне, что, в конечном итоге, будет способствовать соблюдению гражданами и организациями законности, в частности, в вопросах благоустройства и утилизации отходов.

Автор: Александр Беликов
рубрика: Среда обитания
Подписывайтесь на нас:

Сегодня

Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.