Стройнадзору к обязанностям добавят права

193 многоквартирных дома из 313, строящихся сегодня в Ленинградской области, возводятся с участием денег частных инвесторов, то есть дольщиков. При этом 16 объектов признаны проблемными. По пяти из них ситуация не урегулирована до сих пор. В результате действий недобросовестных застройщиков пострадали интересы более 1,5 тыс. человек. Всего же в регионе заключено более 23 тыс. договоров долевого участия.

В соответствии с областным законом № 68-оз, принятым в 2009 году, полномочия по контролю и надзору в области долевого строительства в Ленинградской области были переданы муниципалитетам. Так, в 2012 году это входило в компетенцию 27 должностных лиц на местах. Исполнение ими полномочий, в свою очередь, контролировал областной Комитет госстройнадзора. Отметим, что объем штрафов, наложенных на застройщиков в прошлом году, превысил 2 млн рублей.
Как подчеркнул глава комитета Михаил Москвин, размер субвенций из областного бюджета – 205 тыс. рублей в год – не компенсировал фактических затрат органов местного самоуправления на исполнение контрольных функций даже столь немногочисленной армии специалистов. Результаты не замедлили себя ждать. Только за прош­лый год по результатам 20 проверок Комитета госстройнадзора было выдано 20 предписаний администрациям муниципальных образований Ленобласти об устранении нарушений в сфере контроля за долевым строительством, возбуждено 116 административных дел в отношении должностных лиц. Так, представители муниципалитетов далеко не всегда информировали о выявленных нарушениях профильный комитет, а небрежное документальное оформление результатов проверок делало их недействительными. Кроме того, в числе нарушений, типичных для сегмента долевого строительства в Ленинградской области, – заключение с частными инвесторами видов договоров, не предусмотренных законодательством, и реклама квартир в домах, строящихся без разрешительной документации.
По сути, сложилась ситуация, в которой орган власти субъекта Федерации – Комитет госстройнадзора – нес ответственность за качество контроля и надзора за долевым строительством, однако не мог влиять на решения муниципальных органов власти в соответствующей сфере. Это стало причиной изменений в региональном законодательстве. Напомним, согласно принятому в конце апреля областному закону «О прекращении осуществления органами местного самоуправления Ленинградской области отдельных государственных полномочий Ленинградской области по контролю и надзору в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости и признании утратившими силу отдельных областных законов» с 1 сентября 2013 года вся полнота функций контроля и надзора за долевым строительством в регионе вновь будет возложена на Комитет госстройнадзора.
Однако ни муниципальная, ни исполнительная региональная власть не наделены правом вмешиваться в сроки либо порядок ведения арбитражным судом процедуры банкротства. Между тем в Ленинградской области сегодня пять объектов долевого строительства находятся в процедуре банкротства. Как рассчитывают в правительстве Ленобласти, разрешить системные проблемы таких объектов (например, отсутствие механизма предоставления региональными властями компенсационного земельного участка юридическому лицу, которое возьмет на себя обязательства по достройке и вводу в эксплуатацию проблемного дома), поможет закон «О поддержке пострадавших граждан – участников долевого строи­тельства», который будет рассматриваться на сессии Законодательного собрания Ленинградской области в ближайшее время.
рубрика: Долевое строительство
автор: Татьяна Крамарева
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.