Стройнадзору к обязанностям добавят права
193 многоквартирных дома из 313, строящихся сегодня в Ленинградской области, возводятся с участием денег частных инвесторов, то есть дольщиков. При этом 16 объектов признаны проблемными. По пяти из них ситуация не урегулирована до сих пор. В результате действий недобросовестных застройщиков пострадали интересы более 1,5 тыс. человек. Всего же в регионе заключено более 23 тыс. договоров долевого участия.
В соответствии с областным законом № 68-оз, принятым в 2009 году, полномочия по контролю и надзору в области долевого строительства в Ленинградской области были переданы муниципалитетам. Так, в 2012 году это входило в компетенцию 27 должностных лиц на местах. Исполнение ими полномочий, в свою очередь, контролировал областной Комитет госстройнадзора. Отметим, что объем штрафов, наложенных на застройщиков в прошлом году, превысил 2 млн рублей.
Как подчеркнул глава комитета Михаил Москвин, размер субвенций из областного бюджета – 205 тыс. рублей в год – не компенсировал фактических затрат органов местного самоуправления на исполнение контрольных функций даже столь немногочисленной армии специалистов. Результаты не замедлили себя ждать. Только за прошлый год по результатам 20 проверок Комитета госстройнадзора было выдано 20 предписаний администрациям муниципальных образований Ленобласти об устранении нарушений в сфере контроля за долевым строительством, возбуждено 116 административных дел в отношении должностных лиц. Так, представители муниципалитетов далеко не всегда информировали о выявленных нарушениях профильный комитет, а небрежное документальное оформление результатов проверок делало их недействительными. Кроме того, в числе нарушений, типичных для сегмента долевого строительства в Ленинградской области, – заключение с частными инвесторами видов договоров, не предусмотренных законодательством, и реклама квартир в домах, строящихся без разрешительной документации.
По сути, сложилась ситуация, в которой орган власти субъекта Федерации – Комитет госстройнадзора – нес ответственность за качество контроля и надзора за долевым строительством, однако не мог влиять на решения муниципальных органов власти в соответствующей сфере. Это стало причиной изменений в региональном законодательстве. Напомним, согласно принятому в конце апреля областному закону «О прекращении осуществления органами местного самоуправления Ленинградской области отдельных государственных полномочий Ленинградской области по контролю и надзору в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости и признании утратившими силу отдельных областных законов» с 1 сентября 2013 года вся полнота функций контроля и надзора за долевым строительством в регионе вновь будет возложена на Комитет госстройнадзора.
Однако ни муниципальная, ни исполнительная региональная власть не наделены правом вмешиваться в сроки либо порядок ведения арбитражным судом процедуры банкротства. Между тем в Ленинградской области сегодня пять объектов долевого строительства находятся в процедуре банкротства. Как рассчитывают в правительстве Ленобласти, разрешить системные проблемы таких объектов (например, отсутствие механизма предоставления региональными властями компенсационного земельного участка юридическому лицу, которое возьмет на себя обязательства по достройке и вводу в эксплуатацию проблемного дома), поможет закон «О поддержке пострадавших граждан – участников долевого строительства», который будет рассматриваться на сессии Законодательного собрания Ленинградской области в ближайшее время.
В соответствии с областным законом № 68-оз, принятым в 2009 году, полномочия по контролю и надзору в области долевого строительства в Ленинградской области были переданы муниципалитетам. Так, в 2012 году это входило в компетенцию 27 должностных лиц на местах. Исполнение ими полномочий, в свою очередь, контролировал областной Комитет госстройнадзора. Отметим, что объем штрафов, наложенных на застройщиков в прошлом году, превысил 2 млн рублей.
Как подчеркнул глава комитета Михаил Москвин, размер субвенций из областного бюджета – 205 тыс. рублей в год – не компенсировал фактических затрат органов местного самоуправления на исполнение контрольных функций даже столь немногочисленной армии специалистов. Результаты не замедлили себя ждать. Только за прошлый год по результатам 20 проверок Комитета госстройнадзора было выдано 20 предписаний администрациям муниципальных образований Ленобласти об устранении нарушений в сфере контроля за долевым строительством, возбуждено 116 административных дел в отношении должностных лиц. Так, представители муниципалитетов далеко не всегда информировали о выявленных нарушениях профильный комитет, а небрежное документальное оформление результатов проверок делало их недействительными. Кроме того, в числе нарушений, типичных для сегмента долевого строительства в Ленинградской области, – заключение с частными инвесторами видов договоров, не предусмотренных законодательством, и реклама квартир в домах, строящихся без разрешительной документации.
По сути, сложилась ситуация, в которой орган власти субъекта Федерации – Комитет госстройнадзора – нес ответственность за качество контроля и надзора за долевым строительством, однако не мог влиять на решения муниципальных органов власти в соответствующей сфере. Это стало причиной изменений в региональном законодательстве. Напомним, согласно принятому в конце апреля областному закону «О прекращении осуществления органами местного самоуправления Ленинградской области отдельных государственных полномочий Ленинградской области по контролю и надзору в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости и признании утратившими силу отдельных областных законов» с 1 сентября 2013 года вся полнота функций контроля и надзора за долевым строительством в регионе вновь будет возложена на Комитет госстройнадзора.
Однако ни муниципальная, ни исполнительная региональная власть не наделены правом вмешиваться в сроки либо порядок ведения арбитражным судом процедуры банкротства. Между тем в Ленинградской области сегодня пять объектов долевого строительства находятся в процедуре банкротства. Как рассчитывают в правительстве Ленобласти, разрешить системные проблемы таких объектов (например, отсутствие механизма предоставления региональными властями компенсационного земельного участка юридическому лицу, которое возьмет на себя обязательства по достройке и вводу в эксплуатацию проблемного дома), поможет закон «О поддержке пострадавших граждан – участников долевого строительства», который будет рассматриваться на сессии Законодательного собрания Ленинградской области в ближайшее время.
рубрика:
Долевое строительство
автор:
Татьяна Крамарева