Долевая революция
Парламентарии Ленинградской области совместно с застройщиками готовят законопроект, призванный обеспечить неприкосновенность прав участников долевого строительства. Проект может произвести революцию в институте российского нотариата. Подробности газете «Строительный Еженедельник. Ленинградская область» рассказал Денис Жуков, заместитель председателя Комиссии по строительству и дорожному хозяйству областного парламента.
– Денис Борисович, зачем нужен новый федеральный закон о защите прав дольщиков, если есть 214-ФЗ?
– Законопроект, который мы сейчас разрабатываем при участии всех крупных застройщиков региона, принципиально отличается от 214-ФЗ. В двух словах: мы предлагаем превратить нотариусов в полноправных участников строительного процесса. Нотариус будет не только заверять все сделки, но также собирать деньги с дольщиков и поэтапно передавать средства застройщикам в соответствии с ходом строительства.
– Но если на каком-то этапе строительство все-таки остановилось?
– В этом случае будет действовать институт страховки, который как раз сейчас вводится. Деятельность застройщика, собственника и девелопера будет застрахована, однако финансирование строительства в любом случае будет осуществлять банк. Застройщик не сможет отказаться от кредитной линии, хотя не будет обязан использовать средства в полном объеме. И если у застройщика возникнут проблемы, дом достроится в любом случае.
Новый закон учтет интересы дольщика и конкретизирует интересы застройщика. Сегодня, когда 214-ФЗ действует уже не первый год, дольщик как был «жертвой обстоятельств», так ею и остается. Сдал застройщик дом – прекрасно, не сдал – пострадал опять дольщик. Таким образом, задача-минимум – поставить фильтр между застройщиком и дольщиком. А вторая задача – ввести непременным условием в процесс строительства участие банка. Обязательным условием для застройщика станет предварительная продажа 35% квартир. В этом случае банку очевидна инвестиционная привлекательность проекта.
Банк открывает кредитную линию данному застройщику, располагая при этом средствами страховки застройщика, девелопера и собственника. Застройщик понимает, что в случае проблем в строительстве деньги свои он не получит – ими распоряжается нотариус. И главное, дольщики понимают абсолютно точно: что бы ни случилось с застройщиком, банк в любом случае выделит деньги на застройку – раз, и нотариус никому эти деньги не отдаст, пока дом не начнет строиться, – два.
Такая система способствовала бы и привлечению инвестиций, и более прозрачной системе оплаты работ.
– Как скоро, по вашим расчетам, документ обретет форму законопроекта?
– Мы надеемся, что он будет внесен в Государственную Думу уже в нынешнем году. А до конца лета планируем его согласовать с нашими петербургскими коллегами-депутатами.
– Допустим, новый закон будет принят. Но что делать с уже существующими проблемными объектами?
– Действие 214-ФЗ никто не отменял. Он хоть как-то, но регулирует эту деятельность. Промежуточный этап – это уже диалог с Минрегионом, Минэкономразвития и исполнительной властью на местах. В конце концов, исполнительная власть и решает все проблемы дольщиков. Мы надеемся, что с нами будут активно сотрудничать и вице-губернатор Георгий Богачев, и Комитет по строительству Ленинградской области.
Трансформировать и далее 214-ФЗ просто бессмысленно. Идеальным он уже не станет, поскольку концептуально не отражает нынешнюю ситуацию. Самое главное – изменился подход к строительству вообще. Сейчас дольщики в основном сгруппировались вокруг крупных надежных компаний. Но у таких компаний тоже есть долговая нагрузка. И их непрозрачность не дает того инвестиционного бума, который есть в Европе и США. Первая и самая главная проблема сейчас, на мой взгляд, в России – это полная непрозрачность строительных компаний.
– Насколько сегодня Ленинградская область благополучна с точки зрения организации долевого строительства?
– Ленинградская область – благополучный регион. Губернатору Александру Дрозденко удалось сформировать сильную профессиональную команду из числа корифеев строительного рынка. Поэтому в области, на мой взгляд, налажен очень хороший диалог между исполнительной властью и застройщиками.
– Денис Борисович, зачем нужен новый федеральный закон о защите прав дольщиков, если есть 214-ФЗ?
– Законопроект, который мы сейчас разрабатываем при участии всех крупных застройщиков региона, принципиально отличается от 214-ФЗ. В двух словах: мы предлагаем превратить нотариусов в полноправных участников строительного процесса. Нотариус будет не только заверять все сделки, но также собирать деньги с дольщиков и поэтапно передавать средства застройщикам в соответствии с ходом строительства.
– Но если на каком-то этапе строительство все-таки остановилось?
– В этом случае будет действовать институт страховки, который как раз сейчас вводится. Деятельность застройщика, собственника и девелопера будет застрахована, однако финансирование строительства в любом случае будет осуществлять банк. Застройщик не сможет отказаться от кредитной линии, хотя не будет обязан использовать средства в полном объеме. И если у застройщика возникнут проблемы, дом достроится в любом случае.
Новый закон учтет интересы дольщика и конкретизирует интересы застройщика. Сегодня, когда 214-ФЗ действует уже не первый год, дольщик как был «жертвой обстоятельств», так ею и остается. Сдал застройщик дом – прекрасно, не сдал – пострадал опять дольщик. Таким образом, задача-минимум – поставить фильтр между застройщиком и дольщиком. А вторая задача – ввести непременным условием в процесс строительства участие банка. Обязательным условием для застройщика станет предварительная продажа 35% квартир. В этом случае банку очевидна инвестиционная привлекательность проекта.
Банк открывает кредитную линию данному застройщику, располагая при этом средствами страховки застройщика, девелопера и собственника. Застройщик понимает, что в случае проблем в строительстве деньги свои он не получит – ими распоряжается нотариус. И главное, дольщики понимают абсолютно точно: что бы ни случилось с застройщиком, банк в любом случае выделит деньги на застройку – раз, и нотариус никому эти деньги не отдаст, пока дом не начнет строиться, – два.
Такая система способствовала бы и привлечению инвестиций, и более прозрачной системе оплаты работ.
– Как скоро, по вашим расчетам, документ обретет форму законопроекта?
– Мы надеемся, что он будет внесен в Государственную Думу уже в нынешнем году. А до конца лета планируем его согласовать с нашими петербургскими коллегами-депутатами.
– Допустим, новый закон будет принят. Но что делать с уже существующими проблемными объектами?
– Действие 214-ФЗ никто не отменял. Он хоть как-то, но регулирует эту деятельность. Промежуточный этап – это уже диалог с Минрегионом, Минэкономразвития и исполнительной властью на местах. В конце концов, исполнительная власть и решает все проблемы дольщиков. Мы надеемся, что с нами будут активно сотрудничать и вице-губернатор Георгий Богачев, и Комитет по строительству Ленинградской области.
Трансформировать и далее 214-ФЗ просто бессмысленно. Идеальным он уже не станет, поскольку концептуально не отражает нынешнюю ситуацию. Самое главное – изменился подход к строительству вообще. Сейчас дольщики в основном сгруппировались вокруг крупных надежных компаний. Но у таких компаний тоже есть долговая нагрузка. И их непрозрачность не дает того инвестиционного бума, который есть в Европе и США. Первая и самая главная проблема сейчас, на мой взгляд, в России – это полная непрозрачность строительных компаний.
– Насколько сегодня Ленинградская область благополучна с точки зрения организации долевого строительства?
– Ленинградская область – благополучный регион. Губернатору Александру Дрозденко удалось сформировать сильную профессиональную команду из числа корифеев строительного рынка. Поэтому в области, на мой взгляд, налажен очень хороший диалог между исполнительной властью и застройщиками.
рубрика:
Долевое строительство
автор:
Татьяна Крамарева