Вперед! К мультиплексу

Еще 5 лет назад отличительной особенностью рынка кинозалов Петербурга была высокая концентрация кинотеатров в центре (в основном на Невском проспекте) в сочетании с низкой обеспеченностью киноэкранами периферийных районов города.

В последние годы ситуация кардинально изменилась. Сегодня новые кинозалы открываются в основном в «спальных» районах северной столицы. Здесь они удачно вписываются в многофункциональные торговые комплексы. Выяснилось, что кинотеатрам подобное соседство весьма выгодно. Такое мнение, в частности, высказала директор одного из старейших в северной столице кинотеатров «Аврора» Людмила Григорьева. По ее словам, то, что сегодня основная масса молодых людей «оседает» в зрительных залах «спальных» районов Петербурга, – процесс вполне закономерный. «Кино во все времена было волшебной сказкой, а теперь благодаря строительству многозальных мультиплексов в торговых центрах в «спальных» районах города молодежь наслаждается своим «кусочком Европы», не отъезжая далеко от дома. Сегодня любой новейший блокбастер можно посмотреть в современных залах, причем поход в кино можно успешно совместить с другими развлечениями: посещением кафе и торговых точек, расположенных там же», – считает директор «Авроры». И ехать на Невский проспект, чтобы совместить поход в кино с прогулкой, позволяющей подышать атмосферой культурного центра, никому уже не надо.
К тому же на территории торгового центра кинотеатр становится точкой притяжения потребителей. И это значительно повышает интерес не только потенциальных зрителей, но и девелоперов торгово-развлекательной недвижимости к рынку кинопроката. Наметилась и другая тенденция – современные мультиплексы могут превращаться в крупные развлекательные центры с многозальным кинотеатром и множеством других развлечений (фуд-корты, игровые автоматы, бильярд, боулинг).
«Постройка здания – достаточно трудоемкий и длительный процесс, особенно в России, – говорит генеральный директор ООО «Кронверк-Синема» Эдуард Пичугин, – он может занять от 4 до 5 лет». По его словам, пока киноиндустрия в России не так прибыльна и не может брать на себя столь высокие риски. «Кинотеатру совершенно не обязательно присутствовать в торговом центре, но торговые центры заинтересованы в размещении таких арендаторов, которые привлекают новых клиентов. В будущем у нас, конечно, как и во всем мире, будут строить отдельные кинотеатры», – убежден Эдуард Пичугин.
По его мнению, тенденция сегодня такова, что девелоперы передают функции по подбору арендаторов в торговые комплексы крупным агентствам по управлению недвижимостью. Те работают на комиссионной основе и часто устанавливают необоснованно высокие ставки аренды, иногда выше, чем на Западе. Но кинозал – это не магазин. Помещение требует отделки, а также установки дорогостоящего оборудования.
Растет и количество кинозалов. Сегодня наличие 5-6 залов в кино или торговом центре давно стало нормой, а в минувшем году был осуществлен проект 14-зального мультиплекса в торговом комплексе «Радуга». По мнению экспертов, без частных инвестиций и реконструкции шансы на «выживаемость» однозальных городских кинотеатров очень малы. Один из факторов успешного функционирования кинотеатра – многозальность. Оптимальное количество залов – 5-8. Государственные однозальные кинотеатры сейчас уже не конкурентоспособны. По статистике, средняя посещаемость одного сеанса в однозальном кинотеатре – не более 17 человек. Оставлять их в ведении Комитета культуры неразумно, поскольку реконструкция каждого из этих кинотеатров обойдется примерно в 100-150 млн рублей. Петербургские сети кинопроката считают такие предложения интересными, но с оговоркой, что приобретение муниципального кинотеатра возможно при условии полной реконструкции объекта и превращения его в мультиплекс, имеющий более высокую рентабельность.
Тем не менее Людмила Григорьева уверенно смотрит в будущее. По ее словам, в «Авроре» заинтересованы в сохранении петербургских культурных традиций. Директор одного из старейших кинотеатров города не сомневается, что администрация и других центральных кинотеатров найдет способы привлечения зрителей. Важнейшие составляющие в этом плане – формирование альтернативного репертуара, сохранение тематических программ и ретроспективных показов.
Разные кинотеатры –
разнаЯ судьба
«Передача значительной части зданий государственных кинотеатров в распоряжение девелоперов – эффективное решение, – считает руководитель департамента консалтинга филиала компании GVA Sawyer в Петербурге Ирина Романова. – Большинство кинотеатров старой постройки расположены в центральных частях спальных районов, поэтому представляют интерес для девелоперов не только в качестве площадки для создания современных мультиплексов, но и как повод для жилищного или коммерческого строительства. Все зависит от состояния зданий и предлагаемых условий».
Так, на месте кинотеатра «Зенит» на улице Гастелло в Московском районе хоть и вырастет многофункциональный комплекс высотой 124 метра, однако кино «крутить» там будут. Здание было передано инвестору в минувшем году в рамках концепции реформирования городской киносети. В конце минувшего года Комитет по градостроительству и архитектуре согласовал проект здания. Затем архитектурная концепция, разработанная архитектурным бюро «Литейная часть-91», была одобрена на заседании градостроительного совета. В соответствии с ней МФК высотой 124 метра (сейчас высота здания кинотеатра около 20 метров) построят в стиле архитектуры сталинской эпохи. Комплекс будет включать в себя несколько функций: гостиничную, офисную, торговую и развлекательную. Так, на первых четырех этажах появятся магазины, рестораны, фитнес-клуб и кинозалы (таким образом, функция кинотеатра сохранится). Далее – бизнес-центр класса А, который займет площадь 13 тыс. кв. метров. На 11-31 этажах разместится апартамент-отель примерно на 60 номеров общей площадью 22 тыс. кв. метров. Также в комплексе предусмотрено строительство подземного паркинга на 250 машино-мест и еще на 38 – рядом с МФК. Общая площадь 33-этажного здания – 71 тыс. кв. метров. По оценкам экспертов, строительство комплекса обойдется инвестору в $120-160 млн.
Подобная же судьба постигла и кинотеатр «Юность». Холдинг «Эталон-ЛенСпецСМУ» вместо здания бывшего кинотеатра на улице Савушкина строит многофункциональный центр. Собственником здания кинотеатра выступает ООО «Фирма «Афганвет». ЗАО «Эталон-ЛенСпец-СМУ» выступит основным инвестором при строительстве центра на месте кинотеатра. Общая площадь 16-этажного коммерческого центра составит 25 тыс. кв. метров. Как сообщил генеральный директор ЗАО «ЛенСпецСМУ» Вячеслав Заренков, на первом этаже будущего комплекса разместятся торговые площади, на остальных – офисные помещения и восемь залов кинотеатра. Окончательный объем инвестиций в проект пока не разглашается. По оценкам опрошенных участников рынка, в проект понадобится вложить не менее $30 млн. Как сообщили в ООО «Фирма «Афганвет», многозальный кинотеатр строится по заказу сети «Кронверк Синема». «Кинотеатр мы отдали в аренду, потому что это не наш бизнес», – пояснили в компании. Управлением коммерческими площадями займется ЗАО «Эталон-ЛенСпецСМУ».
Впрочем, процесс превращения однозальных кинотеатров в многофункциональные комплексы с наличием кинозалов был успешным не для всех бывших синематографов. Были и те, кому пришлось уйти с рынка. Так, в начале прошлого года был закрыт киноцентр «Пилот» на 2-м Муринском проспекте. Киноцентр принадлежал корпорации «СЭТ». В 2003 году после реконструкции «Пилот» был открыт на месте старого кинотеатра «Выборгский». Игроки рынка видят причину закрытия киноцентра в его неудачном положении (а следовательно, и низкой посещаемости) и отсутствии конкурентных преимуществ перед крупными сетями. «Это не единичный случай, – говорит Ирина Романова, руководитель департамента консалтинга филиала компании GVA Sawyer в Петербурге. – В свое время кинотеатр «Балканы» (Балканская площадь, 5) не выдержал конкуренции с семизальным «Балканским», входящим в сеть «Кронверк Синема». Рынок растет не за счет увеличения количества кинотеатров, а за счет роста числа залов».
А вместо бывшего кинотеатра «Охта», в 2005 году признанного аварийным, будет построено здание для музыкально-драматического театра «Буфф». На этот объект из бюджета города до декабря 2009 года планируется выделить 968,3 млн рублей. После ввода в эксплуатацию права на него перейдут городу.
Предпроектная разработка нового здания была выполнена компанией ЗАО «Строй-Эксперт». По проекту оно будет состоять из шести этажей. Общая площадь – 17 тыс. кв. метров. Из них 1 тыс. кв. метров предполагается отвести под культурно-досуговый центр, все остальные помещения перейдут в распоряжение театра. После ввода здания в эксплуатацию права на него перейдут городу.
Кризис успешно преодолен
По мнению заместителя председателя Комитета по культуре по вопросам культуры и искусства Василия Панкратова, кризис государственных кинотеатров который наблюдался в 90-е годы, практически преодолен. Сегодня в северной столице успешно работают как бюджетные кинотеатры, относящиеся к ведению Комитета по культуре, так и суперсовременные коммерческие киноцентры. Однако еще года три-четыре назад ситуация была кардинально иной.
С 1990 по 2003 год система Госкино была практически полностью разрушена. Однозальные кинотеатры, оставшиеся с советских времен, практически не финансировались бюджетом и поэтому влачили жалкое существование. Многие из них давно перестали использоваться для кинопоказа и действовали в качестве вещевых ярмарок или центров игровых автоматов. Правительство Петербурга вовремя отреагировало, и около трех лет назад произошло значимое событие, напрямую касающееся будущего рынка киноцентров Петербурга и заинтересовавшее многих частных инвесторов. В северной столице была разработана концепция реорганизации данных учреждений. Тогда администрация города озвучила планы по реконструкции и частичному перепрофилированию существующих государственных кинотеатров. Следуя примеру своих московских коллег, петербургские власти решились на реструктуризацию сети муниципальных кинотеатров и передачу их в частные руки. Была разработана и утверждена «Концепция реформирования государственной киносети Санкт-Петербурга на 2006–2008 годы».
За 3 года город провел инвентаризацию более 20 государственных кинотеатров. В каждом случае было принято решение, какие из них целесообразно выставить на конкурс для выбора арендатора, какие отдать под реконструкцию либо продать на торгах. В итоге некоторые из них закрылись, а некоторые перешли в частные руки. Сегодня в ведении города остаются «Аврора», «Родина», «Петербург-Кино» и сеть из пяти детских кинотеатров. В ближайшее время планируется их объединение под одной юридической крышей в единую киносеть. За 3 года все кинотеатры будут отремонтированы и оснащены самым современным оборудованием. «Конкуренции с коммерческими заведениями не будет, но для властей кинотеатр – это не бизнес, а очаг культуры», – уверен Василий Панкратов. Комитет ставит задачу создать успешную социальную сеть. По мнению заместителя председателя Комитета по культуре, для этого потребуется создание единого бренда, «единого действия». Им должно стать ГУ «Петербургкино».
В коммерческих же кинотеатрах успех напрямую зависит от посещаемости. По словам Ирины Романовой, при определении порога насыщаемости необходимо учитывать и мировую практику, и рост благосостояния жителей Петербурга, и увеличение спроса на услуги индустрии развлечений. «Можно оценить необходимое максимальное количество кинозалов для города на уровне 450, а с учетом значительного количества иногородних жителей – еще выше, – убеждена Ирина Романова. – Если учитывать только экономически активную часть населения Петербурга, то необходимое количество кинозалов для города составит порядка 350 единиц. При этом необходимо понимать, что спрос будет расти медленнее, чем предложение, в результате будет обостряться конкуренция между основными игроками, снижаться рентабельность и увеличиваться срок окупаемости вновь создаваемых объектов».
Развитие кинопоказа характеризует такой параметр, как среднее количество посещений кинотеатров на одного гражданина в год. Для стран, где люди часто ходят в кино, таких как Англия, Франция, США, сегодня этот параметр составляет около 4,5-5,5. В Советском Союзе в начале 80-х он достигал 18-19. Этот рекорд никем не побит, но в то время альтернативных вариантов развлечения было совсем не много. Затем 10-15 лет кинопроката в России, по сути, не существовало. Первые современные кинотеатры стали открываться в 1996-1997 годах. Сегодня на всю страну работают 1320-1330 кинозалов, в то время как в одном только Лондоне 2,5 тысячи кинозалов, а в США – 33 тысячи.
В северной столице, однако, перспектива развития киноиндустрии вполне обнадеживающая. Это подтверждает и директор по маркетингу и развитию ООО «Исследовательская фирма «Гортис» Андрей Волков. «Сегодня потенциал кинорынка Петербурга достаточно велик. Количество кинотеатров в городе вполне можно удвоить. В Лондоне, например, насчитывается 2000 экранов, а в Петербурге пока чуть более 110. Однако естественный прирост зрителя в наших кинотеатрах – 10–15 процентов в год», – сообщил Андрей Волков. А это значит – будут открываться новые кинотеатры. При этом доля однозальных кинотеатров будет сокращаться. Они не финансируются бюджетом и переведены на самоокупаемость. Но есть шанс на успех при условии их ориентирования на конкретного потребителя, создания группы постоянных клиентов, применения новых технологий (цифрового кинопоказа) и диверсификации деятельности (демонстрации альтернативного кино).
Следует, однако, учесть, что сегодня увеличились сроки окупаемости. Так, «5 лет назад в Петербурге, когда только начинали открываться новые кинотеатры, можно было за один день удвоить количество экранов в городе», – говорит Эдуард Пичугин. По его мнению, тогда удалось привлечь в кинотеатры новых зрителей, сломав стереотип о том, что рынок маленький и борьба идет за одного и того же потребителя. Успех новых кинотеатров был велик, и окупались они буквально за пару лет. Сегодня, как и в ряде других отраслей, сроки окупаемости увеличились и составляют 5-7 лет, – констатирует Эдуард Пичугин.
Новые залы, новое
оборудование,
новые услуги
За последний год-полтора в городе на Неве открылись качественно новые комфортабельные кинозалы с оригинальными дизайнерскими интерьерами, отвечающие современным техническим требованиям. Появились в Петербурге и новые игроки. Свои масштабные планы уверенно осуществляет компания Rising Star Media, развивающая сеть кинотеатров «КиноСтар de Luxe». В 2007 году она открыла сразу два мультиплекса, ставшие одними из крупнейших в городе. В апреле один из них разместился в ТРК «Радуга-Питер» (14 залов на 3400 мест), второй – в ноябре в ТРК «МЕГА-Дыбенко» (10 залов на 2500 мест). Свой мультиплекс в ТЦ «Июнь» открыл еще один новый оператор – компания «Матрица».
По данным компании GVA Sawyer, в ближайшие 2 года планируется введение еще около полутора десятка мультиплексов, при этом подавляющая часть будет входить во вновь возводимые ТРК. Поэтому темпы развития рынка мультиплексов будут в значительной степени определяться динамикой ввода в эксплуатацию ТРК. «В случае реализации всех заявленных проектов в 2008–2009 годах количество мультиплексов увеличится до 52 (320 кинозалов)», – сообщила Ирина Романова.
Как считают специалисты GVA Sawyer, все вновь открываемые мультиплексы, во-первых, будут успешны в спальных районах (кинотеатры шаговой доступности), во-вторых, период их окупаемости будет увеличиваться с насыщением спроса на услуги киноцентров, и, в-третьих, их успех будет зависеть от внедрения новых технологий (iMax, 3D/4D-кинозалы).
Объем доходов рынка кинотеатров Санкт-Петербурга, по оценкам специалистов, составляет $65-70 млн в год. По информации экспертов GVA Sawyer, порядка 40-60 процентов от общего дохода кинотеатров северной столицы составляют доходы от оказания сопутствующих услуг. Так, если на доходы от распространения билетов приходится 40-50 процентов, то на доходы от продажи еды и напитков в кафе и барах, а также сопутствующих товаров приходится не менее 30-35 процентов. Третья составляющая – 20-25 процентов – доходы от рекламы– показа роликов, размещения стендов и лайт-боксов.
По оценкам экспертов, ставка аренды для кинотеатров северной столицы составляет $150-250 за 1 кв. метр в год. Инвестиции в строительство кинотеатра начинаются от $1 тыс. за кв. метр площади. Стоимость кинооборудования составляет от $150-300 тыс. Минимальная посещаемость кинотеатров составляет от 55-60 тыс. посетителей в год на экран. Средний чек при посещении кинотеатра варьируется в пределах $4-5. Сроки окупаемости кинотеатра при ТРК в Петербурге составляют 3-5 лет, при этом 50 процентов выручки остается у кинопрокатчика.
Учитывая тот факт, что в настоящее время количество торговых площадей на человека в Петербурге превышает московские показатели, привлечение посетителей становится одним из ключевых критериев успеха вводимого ТРК.
С этим согласны и сами прокатчики. Надежда Быстрова, директор петербургского филиала ЗАО «Синема-Парк», уверена – сегодня, чтобы привлечь нового зрителя, мало получить прокатные копии той или иной картины, будь то убойный экшн для коммерческого проката или старый советский мультик для детского показа в государственном кинотеатре. Надо работать со зрителями всех возрастов: это и промо-акции, и викторины, и детские утренники, и бесплатные сеансы для льготников, несмотря на то, что в нынешних условиях 50 процентов выручки кинотеатры вынуждены отдавать дистрибьюторам. Бывает так, что и прибыли от самого кино как такового практически не остается. Поэтому необходимо развивать дополнительную инфраструктуру.
Данный тезис подтверждает и управляющая сети кинотеатров «КАРО Фильм Санкт-Петербург» Виктория Алтухова. По ее словам, самой сложной составляющей серьезного кинобизнеса является обслуживание зрителей. А если говорить о петербургском зрителе, особом зрителе, который имеет комплекс своих специфических отличий, то и отношение к нему, зрителю, должно быть особое. Помимо выбора фильмов для демонстрации, помимо поддержания общего высокого уровня здесь стараются достойно встретить любого пришедшего на сеанс человека и уделить ему максимум внимания в плане обслуживания. Даже обычные улыбки на лицах обслуживающего персонала помогают надолго приобрести хорошее настроение. И на подсознательном уровне человек стремится снова прийти в такое место, где ему рады, где его ждут. Поэтому будущее, по мнению Виктории, принадлежит тем кинотеатрам, которые сумеют удержать своего зрителя.

Автор: Вениамин Оттоманский
рубрика: Бизнес пространство
Подписывайтесь на нас:
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.