Правила о том, как жить дальше

Отсутствие внятных законов создает на строительном рынке двусмысленные ситуации, когда порой непонятно, что строить, где строить и как высоко? Принятие Правил землепользования и застройки, неотъемлемой частью которых является высотный регламент, изменит ситуацию. Об этом мы поговорили с председателем КГА Александром Викторовым.


– Александр Павлович, почему Правила землепользования и застройки не принимаются так долго?
– К этому очень важному и знаковому документу мы шли долго, потому что Правила землепользования делаются лишь на основании действующего Генерального плана, и других вариантов нет – так прописано в федеральном законодательстве. Поэтому, когда мы делали Генеральный план 2005 года, одновременно работали и над созданием проекта Правил.
В течение двух последних лет мы довольно спокойно выдавали временные регламенты застройки (ВРЗ), поскольку у нас был проект Правил, который мы делали на базе действующего Генерального плана. Он был сделан в полном объеме, издан, прошел все общественные слушания.
Однако вы знаете, что мы долго возились с поправками в генплан, и эти поправки вылились в очень объемную работу.
Причем на первом этапе работы над поправками мы всем рассылали сообщения, чтобы застройщики поторопились со своими предложениями (это было примерно в сентябре 2006 года), и вдруг после того, как мы раз десять напомнили, пошел огромный вал поправок. Работу над поправками пришлось продлить, мы дважды проводили общественные слушания по поправкам. В конце концов, все это вылилось в работу комиссии, потом в работу согласительной комиссии. После всех перипетий генплан был утвержден, поправки к генплану Законодательное собрание приняло; все подписано губернатором. И с 25 мая 2008 года документ вступил в силу.
И вот только после этого наступает следующая процедура – теперь мы имеем право работать над Правилами землепользования.
Естественно, мы не сидели и не ждали, а работали над Правилами одновременно с работой над поправками в генплан.

– Существуют ли какие-то трудности при работе над Правилами?
– Был у нас опасный момент. Это временные регламенты застройки (ВРЗ). Изменены правила застройки, где-то поменялись функциональные зоны, и надо было срочно ВРЗ отрабатывать. Некоторые временные регламенты делались вручную.
Мы разделили все ВРЗ на два потока – в один из них (это те ВРЗ, которые были сделаны ранее) мы делали поправки технического характера, которые не вносили принципиальных изменений. Те же ВРЗ, на территории которых изменилось функциональное назначение, приходилось переделывать. Но мы успели быстро привести в соответствие с поправками в генплан сами Правила, и сейчас мы выдаем ВРЗ на основании проекта Правил землепользования, который уже передан в Законодательное собрание.

– В каком виде Правила переданы в Законодательное собрание?
– 2 июля в Законодательное собрание мы передали сигнальный экземпляр. Это предварительный вариант Правил. То, что мы передали депутатам проект 2 июля, не предусмотрено законом. Мы это сделали заранее, чтобы было время ознакомиться с таким объемным и масштабным документом, и чтобы потом не было претензий. А передали и в печатной версии, и в электронной.
Сейчас проект Правил находится в печати. Будет напечатано 350 экземпляров, как и положено. Тираж получат депутаты, экземпляры будут переданы и для проведения общественных слушаний, объявления о которых уже сделаны.
После того как мы проведем все общественные слушания, пройдем все комиссии, надо будет проект Правил еще раз перепечатывать с учетом внесенных поправок, с учетом общественных обсуждений, и тогда уже передавать в правительство, на подпись губернатора, после чего – в Законодательное собрание.

– Когда начинаются общественные слушания и где они будут проходить?
– Общественные обсуждения Правил землепользования и застройки пройдут с 14 августа по 29 сентября. Мы должны провести все общественные обсуждения во всех районах города, во всех 111 муниципальных образованиях. Поэтому для каждого обсуждения есть демонстрационный материал. Экспозиция должна быть выставлена за 10 дней до слушаний. Первые общественные слушания по Правилам пройдут в Адмиралтейском районе 14 августа.

– Как происходит процесс внесения поправок в Правила?
– Этот процесс немного отличается от внесения поправок в Генеральный план. Если поправки в генплан принимались согласительной комиссией, то в Правила застройки поправки можно внести только через общественные слушания, только через территориальные структуры. И все, кто захочет внести изменения в Правила – это могут быть и органы исполнительной власти, и застройщики, – могут их подать только на общественных слушаниях.
После того как поправки будут поданы (естественно, в каждом районе они будут свои), они будут обобщены, все это будет запротоколировано (на это дается 4 дня – мало ли кто что забыл), после этого в течение трех дней составляется протокол и передается в КГА.
Мы предполагаем, что поправок будет море, будет вал, причем самых разных. Есть поправки, которые не требуют обсуждения, они не конфликтные и их можно принимать. А есть и такие, которые нужно обсуждать и с точки зрения законодательства, и с точки зрения увязки разных интересов.
Поэтому, если первые общественные слушания пройдут в Адмиралтейском районе, мы не станем сразу же кидаться и вносить поправки в проект Правил. Надо собрать их все. Но времени очень мало, поэтому в процессе проведения общественных слушаний все будет систематизироваться по районам.
После того как все принятые решения будут отражены в протоколе, они будут переданы разработчикам Правил, которые должны будут внести поправки в материалы проекта. Затем все документы передаются в КГА на сверку.

– А где будут концентрироваться эти поправки?
– По закону это постоянно действующая комиссия по землепользованию и застройке, которая будет действовать столько, сколько будет действовать нынешний Градостроительный кодекс. У нас очень жесткий график. На сегодня никаких срывов по графику нет, все, что требуется по процедуре, выполнено день в день. Многие процессы запараллелены.
После 29 сентября, проведя все общественные слушания, после оформления документов комиссией, документы выносятся на правительство. Это начало ноября. Крайний срок передачи материалов в Законодательное собрание – 21 ноября, чтобы у законодателей было больше месяца на рассмотрение. Тогда мы планируем, что к середине декабря Правила будут приняты.

– А депутаты уже имеют свои предложения по Правилам?
– Некоторые из них звонили и говорили, что они готовы к обсуждениям, и мы готовы с ними беседовать. И строительное сообщество готово, и со строителями мы хотим вести диалог и обсуждать все вопросы.
Только надо понимать – чтобы мы здесь не обсуждали, это предварительные обсуждения, которые позволят находить какие-то компромиссы, или, наоборот, позволят понимать, что по каким-то вопросам мы не сходимся. Любые совещания – это отработка позиций для передачи своих предложений через общественные слушания.

– Будет ли определен некий переходный период?
– Да, есть проблема переходного периода. В огромном потоке документов – это территории, это кварталы – может закрасться техническая ошибка, которая может пройти незамеченной всеми инстанциями. И в результате какой-то небольшой кусочек территории окажется прописан по-другому, не так как в ВРЗ. В конечном итоге это может стать чьей-то личной трагедией. Поэтому смотреть надо будет очень внимательно.
На сегодняшний день мы делаем ВРЗ на основании проекта Правил, проекта, который не прошел общественных обсуждений. А если по результатам слушаний все будет не так, если и общественность решит, и комиссия не поддержит, придет к какому-то другому результату, а ВРЗ уже выдано? Что делать?

– Составной частью Правил является высотный регламент...
– Сегодня бизнесу нужны объемы, объемы и объемы. Но это вещь временная, ее надо просто сдержать, и там, где можно, надо запрещать. Высотный регламент – абсолютно необходимый документ.
На сегодняшний день те застройщики – крупные, опытные, которые уже перешли некий уровень понимания проблем и которые берутся за комплексные территории, уже с большим вниманием относятся к качеству того жилья, которое они строят. Не только с точки зрения квартиры, а и с точки зрения территории, квартала, его благоустройства. Многие приходят к выводу, что гуманным является жилье в 4 этажа максимум. А кто-то еще квадратные метры выколачивает с территории. И таких достаточно много.
Правила землепользования и застройки – это документ, который позволит всем нам понимать, как жить дальше, ведь на сегодняшний день вопросов о том, как, где и что строить, очень много.

Автор:
рубрика: Тенденции и перспективы
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.