Проблемы бизнеса, старые и новые
В ходе очередного круглого стола руководители и представители микро-, малого и среднего строительного бизнеса искали пути решения своих проблем.
К известным многочисленным проблемам малого бизнеса (вроде не всегда простых взаимоотношений с гигантами отрасли), которым и была посвящена повестка заседания, сама жизнь добавила целую группу относительно новых вопросов, связанных со скорым переходом строительной отрасли на саморегулирование.
В них помогал разобраться руководитель управления саморегулирования Союза строительных объединений и организаций (ССОО), вице-президент Всемирной академии наук комплексной безопасности Сергей Фролов. Он рассказал присутствующим о предмете и основных принципах федеральных законов, которыми не предусматривается обязательное членство участника строительного рынка в саморегулируемых организациях, если он не производит непосредственно строительные работы, не выполняет инженерные изыскания, а также не занимается подготовкой проектной документации. Четвертая форма саморегулируемой организации, которая включала бы юридические лица, выполняющие строительство и одновременно осуществляющие инженерные изыскания и (или) подготовку проектной документации, законом не предусмотрена.
По его словам, в соответствии с Федеральным законом №148-ФЗ саморегулируемая организация предприятий, занимающихся изысканиями и проектированием, должна насчитывать не менее 50 членов и иметь компенсационный фонд, образованный взносами в размере не менее 500 тыс. рублей с каждого из его членов. Саморегулируемая организация строительных компаний должна объединять не менее 100 предприятий, каждое из которых должно внести в компенсационный фонд не менее 1 млн рублей. В случае заключения договора страхования строительных рисков и ответственности величина взносов в компенсационный фонд снижается соответственно до 150 тыс. и 300 тыс. рублей, причем закон не предоставляет альтернативы в виде имущественной ответственности.
Сергей Фролов обратил внимание собравшихся на целый ряд вопросов, нуждающихся в дополнительном нормативном регулировании. Так, по его мнению, действующим законодательством не решены такие существенные вопросы, как налогообложение средств компенсационного фонда саморегулируемой организации, судьба незавершенных объектов, подрядчиками на которых после 1 января 2010 года будут организации, не являющиеся членами саморегулируемой организации, о порядке допуска к работам, влияющим на безопасность объектов капитального строительства, о надзирающем за деятельностью саморегулируемых организаций органе, о том, что за рамками закона остается целый сектор – производство строительных материалов...
Участники обсуждения единодушно признали «несовершенным» Федеральный закон №148-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 22.08.2008 и решили обратиться к правительству Петербурга с предложением внести на рассмотрение Государственной думы РФ, в порядке законодательной инициативы, предложенные ими поправки к закону.
Коммерческий директор Группы строительных компаний «Маяк» Юрий Печенюк остановился на проблемах взаимодействия малого и крупного бизнеса. По его мнению, предприятия малого бизнеса может спасти только объединение усилий, но, к сожалению, недостатки закона №148-ФЗ в некоторой степени будут препятствовать этому. По его словам, крупный бизнес не только открыт для сотрудничества с дееспособными объединениями малых предприятий, но и готов их поддерживать. Ведь очевидными выгодами обеих сторон станут более стабильная работа, лучшие возможности для финансового и производственного планирования, возможность выработки понятных всем стандартов делового поведения и эффективных механизмов борьбы с недобросовестными или неквалифицированными участниками рынка, повышение ответственности всех участников бизнеса перед третьими лицами, а также более высокий уровень обеспечения социальных гарантий сотрудникам компаний.
Еще одну важную составляющую деятельности малых предприятий осветил представитель профсоюзов России «Соцпроф» Сергей Кушнаренко. По его мнению, в общественном мнении понятие «инновация» неоправданно ассоциируется лишь с технологическими процессами, тогда как внимания равно заслуживают инновации и технологические, и организационные, и экономические. И здесь – широкий простор для деятельности.
Так, с самой большой проблемой российских предпринимателей – кадровой (а дефицит квалифицированных кадров считают самой острой проблемой 52 процента бизнесменов) может помочь справиться организованное внутри профессионального сообщества профессиональное обучение. Совместно можно решать и другие проблемы: бороться с неэффективным налоговым администрированием, добиваться сертификации не конкретного товара, а его производства, равноправного партнерства с кредитными организациями... Связи с банкирами Сергей Кушнаренко назвал «бедой для промышленности». Он призвал банковскую систему страны определиться, в режиме ростовщических контор или в режиме инвестиционных фондов работают банки России.
Говорил он и о недостаточной защищенности прав собственности, несоблюдении договоров, неэффективности государственного управления и судебной системы, об отсутствии единого органа, координирующего развитие малого бизнеса.
Более конкретно выступил представитель ЗАО «Долина» Петр Шантарин, который предложил администрации Петербурга целый пакет действий, которые она способна предпринять в рамках своей компетенции и полномочий. Например, разбить лоты государственного заказа по сметной стоимости, выделив специальные лоты для малого бизнеса. Или изменить региональный дефлятор (повышающий коэффициент) по фонду оплаты труда (заниженному сегодня в два-три раза) до реального рыночного значения. Ведь сегодня в сметной стоимости отражается реальная цена лишь материалов, строительной техники и транспорта. Это и толкает малый бизнес к «черному налу», а значит к нарушению закона – неуплате налогов, взяткам... Предложил Петр Шантарин и установить правила процедур для региональных монополистов: не брать платежей за присоединение к сетям предприятий малого бизнеса (по электроэнергии – до 20 кВт/ч, по воде – до 1 куб. м в сутки), создать при Антимонопольном комитете постоянную комиссию по рассмотрению ответов региональных монополистов, организовать обязательное (под угрозой приостановки деятельности) бесплатное периодическое обучение руководителей и главных бухгалтеров предприятий малого бизнеса: «Никакой теории – только практика и пакет бланков на руки с полным регламентом!»
Участники обсуждения решили передать администрации Петербурга свои письменные предложения по поддержке и развитию малого бизнеса и пригласить на очередной круглый стол представителей региональных монополий, чтобы совместно обсудить регламент их работы с малым и средним бизнесом.
Автор: Михаил Журавлев
К известным многочисленным проблемам малого бизнеса (вроде не всегда простых взаимоотношений с гигантами отрасли), которым и была посвящена повестка заседания, сама жизнь добавила целую группу относительно новых вопросов, связанных со скорым переходом строительной отрасли на саморегулирование.
В них помогал разобраться руководитель управления саморегулирования Союза строительных объединений и организаций (ССОО), вице-президент Всемирной академии наук комплексной безопасности Сергей Фролов. Он рассказал присутствующим о предмете и основных принципах федеральных законов, которыми не предусматривается обязательное членство участника строительного рынка в саморегулируемых организациях, если он не производит непосредственно строительные работы, не выполняет инженерные изыскания, а также не занимается подготовкой проектной документации. Четвертая форма саморегулируемой организации, которая включала бы юридические лица, выполняющие строительство и одновременно осуществляющие инженерные изыскания и (или) подготовку проектной документации, законом не предусмотрена.
По его словам, в соответствии с Федеральным законом №148-ФЗ саморегулируемая организация предприятий, занимающихся изысканиями и проектированием, должна насчитывать не менее 50 членов и иметь компенсационный фонд, образованный взносами в размере не менее 500 тыс. рублей с каждого из его членов. Саморегулируемая организация строительных компаний должна объединять не менее 100 предприятий, каждое из которых должно внести в компенсационный фонд не менее 1 млн рублей. В случае заключения договора страхования строительных рисков и ответственности величина взносов в компенсационный фонд снижается соответственно до 150 тыс. и 300 тыс. рублей, причем закон не предоставляет альтернативы в виде имущественной ответственности.
Сергей Фролов обратил внимание собравшихся на целый ряд вопросов, нуждающихся в дополнительном нормативном регулировании. Так, по его мнению, действующим законодательством не решены такие существенные вопросы, как налогообложение средств компенсационного фонда саморегулируемой организации, судьба незавершенных объектов, подрядчиками на которых после 1 января 2010 года будут организации, не являющиеся членами саморегулируемой организации, о порядке допуска к работам, влияющим на безопасность объектов капитального строительства, о надзирающем за деятельностью саморегулируемых организаций органе, о том, что за рамками закона остается целый сектор – производство строительных материалов...
Участники обсуждения единодушно признали «несовершенным» Федеральный закон №148-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 22.08.2008 и решили обратиться к правительству Петербурга с предложением внести на рассмотрение Государственной думы РФ, в порядке законодательной инициативы, предложенные ими поправки к закону.
Коммерческий директор Группы строительных компаний «Маяк» Юрий Печенюк остановился на проблемах взаимодействия малого и крупного бизнеса. По его мнению, предприятия малого бизнеса может спасти только объединение усилий, но, к сожалению, недостатки закона №148-ФЗ в некоторой степени будут препятствовать этому. По его словам, крупный бизнес не только открыт для сотрудничества с дееспособными объединениями малых предприятий, но и готов их поддерживать. Ведь очевидными выгодами обеих сторон станут более стабильная работа, лучшие возможности для финансового и производственного планирования, возможность выработки понятных всем стандартов делового поведения и эффективных механизмов борьбы с недобросовестными или неквалифицированными участниками рынка, повышение ответственности всех участников бизнеса перед третьими лицами, а также более высокий уровень обеспечения социальных гарантий сотрудникам компаний.
Еще одну важную составляющую деятельности малых предприятий осветил представитель профсоюзов России «Соцпроф» Сергей Кушнаренко. По его мнению, в общественном мнении понятие «инновация» неоправданно ассоциируется лишь с технологическими процессами, тогда как внимания равно заслуживают инновации и технологические, и организационные, и экономические. И здесь – широкий простор для деятельности.
Так, с самой большой проблемой российских предпринимателей – кадровой (а дефицит квалифицированных кадров считают самой острой проблемой 52 процента бизнесменов) может помочь справиться организованное внутри профессионального сообщества профессиональное обучение. Совместно можно решать и другие проблемы: бороться с неэффективным налоговым администрированием, добиваться сертификации не конкретного товара, а его производства, равноправного партнерства с кредитными организациями... Связи с банкирами Сергей Кушнаренко назвал «бедой для промышленности». Он призвал банковскую систему страны определиться, в режиме ростовщических контор или в режиме инвестиционных фондов работают банки России.
Говорил он и о недостаточной защищенности прав собственности, несоблюдении договоров, неэффективности государственного управления и судебной системы, об отсутствии единого органа, координирующего развитие малого бизнеса.
Более конкретно выступил представитель ЗАО «Долина» Петр Шантарин, который предложил администрации Петербурга целый пакет действий, которые она способна предпринять в рамках своей компетенции и полномочий. Например, разбить лоты государственного заказа по сметной стоимости, выделив специальные лоты для малого бизнеса. Или изменить региональный дефлятор (повышающий коэффициент) по фонду оплаты труда (заниженному сегодня в два-три раза) до реального рыночного значения. Ведь сегодня в сметной стоимости отражается реальная цена лишь материалов, строительной техники и транспорта. Это и толкает малый бизнес к «черному налу», а значит к нарушению закона – неуплате налогов, взяткам... Предложил Петр Шантарин и установить правила процедур для региональных монополистов: не брать платежей за присоединение к сетям предприятий малого бизнеса (по электроэнергии – до 20 кВт/ч, по воде – до 1 куб. м в сутки), создать при Антимонопольном комитете постоянную комиссию по рассмотрению ответов региональных монополистов, организовать обязательное (под угрозой приостановки деятельности) бесплатное периодическое обучение руководителей и главных бухгалтеров предприятий малого бизнеса: «Никакой теории – только практика и пакет бланков на руки с полным регламентом!»
Участники обсуждения решили передать администрации Петербурга свои письменные предложения по поддержке и развитию малого бизнеса и пригласить на очередной круглый стол представителей региональных монополий, чтобы совместно обсудить регламент их работы с малым и средним бизнесом.
Автор: Михаил Журавлев
рубрика:
Cобытия и комментарии
