Диспетчеризация на расстоянии

Технологии удаленного сбора данных и систем диспетчеризации находят все большее примение в сфере приборного учета тепла. Они позволяют отказаться от трудоемких «ручных» методов съема информации и повысить надежность и оперативность управления сетями централизованного теплоснабжения.

Современные системы позволяют автоматически генерировать отчеты и выставлять счета для каждого потребителя.
Умные сигналы
В России с развитием коммерческого учета тепла задача оперативного и своевременного сбора данных с теплосчетчиков приобретает все большую актуальность. Показания с приборов в диспетчерский центр передаются посредством радио- и GSM-каналов. В результате энергоснабжающие организации получают возможность более эффективно взаимодействовать со своими абонентами, оперативно получая сведения о расходе энергии и выставляя счета на основании этих данных. В нашей стране уже имеется немало примеров успешного построения сетей диспетчеризации в рамках отдельных жилых, торговых или офисных комплексов и даже нескольких городских микрорайонов. Малые сети сбора данных с теплосчетчиков нередко создаются как часть единого комплекса автоматизации инженерных систем офисных или торговых центров, поскольку владельцы таких зданий заинтересованы в полном контроле над всеми потребляемыми ресурсами.
Благодаря тому что все приборы включены по протоколу LON в автоматизированную систему сбора данных, обеспечивается высокая эффективность и надежность передачи информации, которая стекается в единый диспетчерский центр. При этом снижаются эксплутационные расходы за счет экономии людских ресурсов, ведь управление огромным зданием из диспетчерской могут осуществлять всего несколько человек.
Владельцы торговых центров также стремятся использовать интеллектуальные технологии для снижения эксплутационных расходов и оперативного учета ресурсов, потребленных арендаторами. Так, во многих из построенных за последние годы в разных российских городах торгово-развлекательных комплексах «Мега» применяются автоматизированные комплексы для управления системами тепло-, холодо-, водо- и электроснабжения торговых площадей, а также системы сбора данных с многочисленных приборов учета тепла, воды, электричества. Теплосчетчики передают данные в диспетчерскую по радиоканалу. По их показаниям ведутся расчеты за потребленное тепло с якорными арендаторами. Таким образом, платежи за коммунальные услуги становятся понятны и прозрачны, что облегчает взаимодействие между владельцами и арендаторами и не оставляет места для спорных вопросов.
Тепло под контролем
Еще одной тенденцией в России стало то, что возможностями диспетчеризации все чаще интересуются тепловые компании. Подключение ЦТП и ИТП к сетям сбора данных может не только облегчить контроль и управление оборудованием, но и упростить ведение расчетов за потребляемую энергию как с теплогенерирующими предприятиями, так и с управляющими компаниями и ТСЖ. Управление и мониторинг состояния всего оборудования тепловых пунктов, включая приборы учета, тепловую автоматику, насосы отопления и ГВС, осуществляется с центрального диспетчерского пульта. Вся полученная информация отображается в режиме реального времени на экране монитора компьютера и обновляется каждые 10 секунд. В случае наступления нештатной ситуации оповещение поступает на мобильный телефон инженера.
Диспетчеризация позволяет значительно уменьшить время работы обслуживающего персонала за счет того, что отпадает потребность в периодических обходах тепловых узлов. Необходимость выезда на место возникает только в случае поступления сигнала о неполадке. Улучшается и взаимодействие с управляющей компанией и, соответственно, с жильцами, как потребителями коммунальных услуг. По одному звонку в диспетчерской можно в течение нескольких минут изменить температуру отопления или остановить систему в случае аварии или ремонтных работ.
Еще одно преимущество состоит в том, что диспетчеризация дает возможность не только анализировать работу сети и своевременно реагировать на возникшие проблемы, но и решать любые спорные вопросы. Этому помогает ведение компьютерного диспетчерского журнала, отражающего все параметры сети. Одной из важных предпосылок эффективной работы системы является использование современных качественных приборов учета тепла. Например, ультразвуковые теплосчетчики MULTICAL, по свидетельству специалистов, отличаются не только надежностью измерения, но и дают возможность их подключения к системе автоматического сбора данных по протоколу M-Bus. Модернизировать систему диспетчеризации можно без замены самих приборов учета и без дополнительного перепрограммирования. Достаточно укомплектовать эти приборы другим модулем передачи данных, например, для связи по наиболее современному на сегодняшний день протоколу LON или по радиоканалу.


Автор: Андрей Мельников (по данным компании Kamstrup)
рубрика: Технологии и материалы
Подписывайтесь на нас:
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.