Торговое насыщение

Объем ввода площадей в торговых центрах Петербурга в 2008 году составит около 800 тыс. кв. метров. Постепенное насыщение рынка привело к замедлению темпов роста арендных ставок в ТК.

Структурные изменениЯ
Дмитрий Свительман, генеральный директор компании «Аверс-Аналитика», утверждает, что в сфере торговли Санкт-Петербурга происходят значительные изменения. На фоне роста розничного товарооборота структура рынка меняется. Усиление крупных сетевых операторов розничной торговли снизило долю предприятий малого бизнеса, занятого в этой отрасли, до минимума. Тем не менее, дальнейшее развитие рынка пойдет по пути возвращения продовольственных магазинов шаговой доступности.
В 2007 году, по мнению аналитика, наметилась тенденция к смещению торговых объектов на городскую периферию, поближе к покупательскому трафику. Это связано и с дефицитом земельных участков в центре города. Также интерес ритейла сосредоточен в районе набережных, где участки пока что заняты промышленными предприятиями. В 2008 году сохранилась тенденция увеличения развлекательной составляющей как основного средства борьбы за покупателя. Продолжается активное развитие сегментов DIY-центров и гипермаркетов.
Объем ввода торговых площадей в торговых центрах в 2008 году составит около 800 тыс. кв. метров, прогнозирует Дмитрий Свительман. Постепенное насыщение рынка привело к замедлению темпов роста арендных ставок в ТК. Средний прирост арендных ставок в 2007 году был в пределах инфляции и составил 8–15 процентов. «В 2008 году рост ставок не превысит 10-15 процентов. В текущем году продолжается укрупнение и расширение географии строящихся проектов», – прогнозирует Дмитрий Свительман.
ТорговаЯ стабильность
В 2008 году на петербургский рынок не было выведено ни одной новой торговой сети, говорит Катерина Немирова, руководитель проектного отдела компании Praktis CB. Торговые сети сложно вывести на рынок, пока у них самих не возникает такой потребности. Это обусловлено в первую очередь тем, что у каждого рынка есть свои особенности. «К примеру, московская сеть обувных салонов Rendez-vous, предлагающая обувь от 8 тысяч рублей, не стремится на петербургский рынок, так как не найдет там своей целевой аудитории», – добавляет Катерина Немирова.
Сейчас в Петербурге работает около 300 торговых сетей, включая ресторанные, продуктовые, вещевые, обувные и т.д. По мнению эксперта, в Петербурге другая структура потребления, нежели в Москве. С одной стороны, существенно отличаются доходы населения. Кроме того, петербуржцы предпочитают тратить больше денег на развлечения – кино, рестораны, туристические поездки, чем, например, на дорогую брэндовую одежду. В Москве наоборот – брэндовая одежда очень важна для потребителя.
Владельцы торговых комплексов в нашем городе не хотят сдавать в аренду торговые площади, получая плату с оборота, а не выставляя фиксированную планку. Собственник хочет быть уверен в своем доходе. Выставляя фиксированную стоимость аренды, он минимизирует риски. Кроме того, сегодня банки неохотно кредитуют девелоперские проекты, поэтому владельцев торговых комплексов интересует стабильный доход, который позволит продолжать строительство. «Арендная плата с оборота – всегда рискованное дело, так как сегодня проходимость и доходность у клиента большая, а завтра – все может измениться», – отмечает Катерина Немирова.
Оценка рынка
Сегодня девелоперам для оценки проекта необходимо два независимых мнения, поэтому консалтинговые компании все меньше работают на эксклюзивных договорах. Это помогает минимизировать риски при реализации проекта. Поэтому девелоперы предпочитают обращаться одновременно к двум и более консалтинговым компаниям. «Что касается брокериджа, то сегодня на рынке не так много качественных объектов, поэтому по ликвидным, интересным проектам проводятся тендеры. За такие проекты приходится бороться», – сообщила эксперт.
Рынок торговой недвижимости развивается стабильно, несмотря на то что часть из построенных торговых площадей пока не заполнена и наблюдается дефицит качественных объектов. Тем не менее, торговая недвижимость продолжает оставаться самым доходным сегментом рынка. Сегодня проводится много реконцепций старых торговых площадей.
Спрос на перспективу обеспечивают супермаркеты и сети формата DIY, которым требуются большие площади от 5 тыс. кв. метров, а их в Петербурге пока не хватает. В сегменте ТРК ожидается насыщение в течение 2-3 лет. Основная тенденция на рынке – открытие торговых площадей в рамках проектов комплексного развития территорий. Среди новых форматов торговых комплексов Катерина Немирова выделяет специализированные центры – дизайнерский центр интерьерных товаров премиум-класса «Аура», outlet-центры в рамках проекта «Невский Колизей», бутиковые торговые центры в «Атлантик Сити».


Автор: Дмитрий Малышев
рубрика: Статистика и аналитика
Подписывайтесь на нас:
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.