Мираж, который может стать реальностью

В рамках деловой программы «Балтийской строительной недели» был представлен красивый проект программы развития предприятий – производителей строительных материалов. Которому даже после окончательного согласования и утверждения предстоит трудный переход в плоскость конкретных планов и реальных мероприятий.

«Программа развития предприятий, производящих строительные материалы, на период 2008–2015 годов», разработанная по заказу петербургского Комитета по строительству, направлена на достижение поистине больших и в высшей степени нужных целей, среди которых – снижение ресурсоемкости, энергетических и трудовых затрат на изготовление строительной продукции, повышение качества строительных материалов, рациональное использование бюджетных средств, выделяемых на строительство... В конечном счете она, по замыслу авторов, призвана не допустить дефицита и неоправданного роста цен при ожидаемом в недалекой перспективе наращивании объемов капитального строительства в Петербурге, обеспечить необходимыми ресурсами реализацию национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» и программу социально-экономического развития Санкт-Петербурга.
Планы строительства в городе действительно масштабные. Всего за несколько лет, до 2015 года, предполагается практически удвоить существующие сегодня объемы торговых, складских и офисных площадей, а также почти в 1,5 раза (с 80 до 115 млн кв. метров) увеличить объем жилой площади. Суммарно возведение нового жилья, торговых помещений, офисов и складов потребует огромного объема строительных работ и, соответственно, больших затрат строительных материалов. Справится ли производящая их отрасль с надвигающейся волной спроса, если и сегодня в пиковый период снабженцы творят чудеса изобретательности, чтобы добыть пару вагонов цемента? Однако далеко не всегда отсутствие на строительных площадках Петербурга тех или иных материалов означает их физическое отсутствие в природе: проблему сегодня представляет не столько закупка необходимых материалов, сколько их транспортировка к месту назначения.
Программа открывается вопросом определения потребностей города в строительных материалах и ресурсах (особо – по объектам бюджетного строительства). А еще она предусматривает очень многое: создание информационной базы новых эффективных строительных материалов и технологий, разработанных на их основе (п. 1.4); организацию, актуализацию или разработку новых типовых проектов жилых и общественных зданий и сооружений (п. 2.1); формирование архива (банка) высокоэффективных типовых проектов (п. 2.2); обеспечение государственной поддержки наукоемких технологий и стимулирование технологической модернизации предприятий (п. 3.2) (отдельного поощрения удостоится внедрение международных стандартов качества продукции и защиты окружающей среды, а также применение прогрессивных отечественных научно-технических разработок (п. 3.6). А для строительных проектов, финансируемых из бюджета города, стандарты качества станут непременным атрибутом (п. 4.2). Будут поддержаны государством и технологии, которые обеспечат предприятиям региона конкурентные преимущества на мировых рынках (п. 3.6).
Также предполагается, что будут подготовлены и приняты нормативные документы, которые повысят качество петербургской земли, в первую очередь – в местах «наибольших техногенных нагрузок» (п. 3.7); будет, наконец, произведен анализ логистических возможностей транспортной инфраструктуры города (включая железную дорогу, морской и речной порты), по снабжению строительных площадок Петербурга материалами и конструкциями (п. 5.1), а на его основе – подготовлена программа развития и необходимой реконструкции транспортной инфраструктуры города (п. 5.2). Предполагается и содействие перебазированию предприятий строительного комплекса из центральных районов в промышленные зоны (п. 5.3), и мероприятия по созданию конкурентной среды и демонополизации рынка (п. 6.1), и организация централизованных государственных оптовых закупок материалов для нужд бюджетного строительства (п. 6.3), и поддержка властей в ходе переговоров петербургских предприятий с зарубежными партнерами о крупных долгосрочных поставках (п. 6.2), и программа подготовки и переподготовки кадров в сфере начального, среднего и высшего профессионального образования, включая создание «кадровых» технопарков (п. 7.1).
Хорошо бы все это реализовать... Вот только жаль, что проект программы не предусматривает совершенно никакого финансирования ее мероприятий, являясь, по словам авторов, скорее «программой о программах», о тех стратегических направлениях, которые город намерен продвигать и поддерживать. Или, говоря другими словами, своеобразной декларацией о намерениях, в случае одобрения которых будут разработаны более конкретные целевые программы и планы мероприятий.
Руководивший разработкой программы Игорь Шикалов, начальник методического отдела юридического управления Комитета по строительству, поясняет: «Наименование программы, которая состоит из семи основных разделов, далеко не в полной мере отражает ее содержание. Губернатором Петербурга Валентиной Матвиенко была поставлена ясная задача: проанализировать, с учетом роста темпов петербургского строительства, потребности города в строительных материалах и предложить, в случае необходимости, меры для обеспечения надежного снабжения ими строительного комплекса города.
Предварительно консалтинговыми компаниями были проведены комплексные исследования неразрывно связанных рынков Петербурга и Ленинградской области. Аналитики группы ЛСР отмечали некоторые проблемы с цементом и сыпучими материалами, однако при ближайшем рассмотрении выяснилось, что сколько-нибудь значительного дефицита строительных материалов ни город, ни область не испытывает. Проблема состоит в их цене и времени доставки потребителям, в логистике. В период пикового спроса доставить материалы бывает очень сложно. В прошлом году губернатору даже пришлось вступить в переговоры с руководством железной дороги, чтобы не допустить срыва поставок цемента».
Также Игорь Шикалов подчеркнул, что в Петербурге уже действуют программы поддержки инновационных решений, рассчитанные на период 2008–2011 годов. По его словам, мероприятия программы, посвященные переработке и утилизации вторичных отходов строительства, предусмотренные в ней по прямому указанию губернатора города, будут выделены в отдельную программу. Специальная группа, создаваемая в Полномочном представительстве президента РФ в СЗФО, будет работать с его субъектами над проблемой рационального размещения на территории округа новых предприятий строительного комплекса, а также помогать решать кадровые проблемы.
«В программе записано много пунктов, и о каждом можно говорить очень долго, – продолжает Игорь Шикалов. – Что касается снижения цен... Обратимся к цементу: в августе прошлого года он стоил 7500 рублей, сейчас – 4500. И мы знаем, почему он дорожал, и знаем, почему снижается. Город над этим работает. Но мы не можем директивно понизить стоимость квадратного метра. Составляющие, из которых она складывается, растут каждый месяц. Но категорически нельзя утверждать, что именно рост стоимости строительных материалов поднимает стоимость строительства квадратного метра. Зачастую мы видим прямо противоположное: растет цена метра, а уже к ней подтягивается стоимость материалов...»

МНЕНИЯ
Абсолютно все участники обсуждения оценили подготовленный проект программы в целом положительно. Тем не менее, замечаний и предложений было высказано предостаточно. Что не удивительно, учитывая комплексный характер программы.

Георгий Вязников, начальник отдела развития строительной индустрии Комитета по строительству Ленинградской области:
– Потребности области в строительных материалах известны только приблизительно. На ее территории остается около 30-35 процентов производимых стройматериалов, однако около половины всего объема подрядных работ здесь выполняют сибирские, уральские и даже дальневосточные предприятия, которые не имеют отношения ни к Петербургу, ни к Ленинградской области. Соответственно, не существует и механизмов учета и контроля расходования ими материалов. Да и из местных производителей хоть как-то взаимодействуют с органами власти лишь 40-60 процентов предприятий...

Александр Батушанский, генеральный директор консалтинговой компании ЗАО «Решение»:
– Программу я оцениваю позитивно. Можно только приветствовать привлечение представителей бизнеса к работе над проектом программы и учет их мнения, что нечасто встречается при обычной «кабинетной» работе над государственными проектами и очень повысило качество подготовленной программы. Она не только очень своевременна, возможно, она даже несколько запоздала. По нашим прогнозам, в Петербурге, да и в России в целом, выполнение существующих планов строительства жилья и осуществление инфраструктурных проектов вызовет очень быстрый рост рынка строительных материалов.

Сергей Бегоулев, управляющий ОАО «Победа-ЛСР»:
– Группа ЛСР работает не только в Петербурге и Ленинградской области, и не только в России, и не только в отрасли стройматериалов. Но уверенно могу сказать, что еще нигде не видел подобной попытки воздействия на рынок. Программа актуальна, она затрагивает многие вопросы, имеющие большое значение для отрасли, которая все еще далеко отстает от европейского уровня.

Юрий Панибратов, президент Национальной федерации профессионального образования, председатель президиума Северо-Западного отделения Российской академии архитектуры и строительных наук:
– Проблема подготовки специалистов существует во все времена и во всех странах, сохранится она и в будущем. И сухие смеси, которые в шесть раз повысили производительность труда, появились на стройках, когда Европа столкнулась с фактом острого дефицита рабочих. Соответственно, в шесть раз сократилась и потребность в отделочниках. Сегодня и мы испытываем острую потребность в рабочих.
Проблема подготовки рабочих кадров решается по-разному. Фирма «Кнауф», например, на своей роскошной учебной базе в Германии обучает работе исключительно с материалами собственного производства. И подготовленные там специалисты, работающие в различных строительных компаниях, являются профессионалами по применению материалов этой фирмы, что очень помогает росту спроса на ее продукцию.

Дмитрий Смирнов, управляющий ОАО «ПО «Баррикада»:
– Работа по внедрению новых материалов и снижению себестоимости продукции, разумеется, идет. Так, в течение 25 лет мы вместе с институтами Москвы и Петербурга работали над проблемой сокращения расхода цемента за счет применения различных добавок. И его удалось снизить на 10 процентов, разумеется, при сохранении прочностных и других характеристик бетона. Мы уже собирались пожинать плоды победы, ощущая себя далеко опередившими конкурентов, но стоимость цемента в течение трех лет выросла в четыре раза...


Автор: Михаил Журавлев
рубрика: Проблемы и перспективы
Подписывайтесь на нас:
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.