Метростроевцы пришли в театр
Сооружение подземной части второй сцены Мариинского театра будет проводиться по методикам, применяемым в области метростроения.
Новые технологии должны позволить избежать деформации грунтов и обеспечить сохранность исторических зданий, расположенных рядом со строительной площадкой.
Опыт проведения работ нулевого цикла на строительной площадке второй сцены Мариинского театра привел к технологиям, которые широко применяются в практике метростроителей. Сегодня при сооружении котлованов используется классический способ возведения «стены в грунте». Специалисты признают, что это одна из самых щадящих технологий, применяемых при выполнении подземных работ в историческом центре города.
Для разработки котлована на площадке новой сцены Мариинского театра «стена в грунте» выполняется с использованием новой технологии «джет граутинг» с армированием по внешнему периметру котлована. Суть этой методики заключается в струйной цементации слабых грунтов. Глубина котлована второй сцены Мариинского театра составляет 11,5 м. Поведение петербургских грунтов на такой отметке непредсказуемо. «Джет граутинг», по словам специалистов-геотехников, позволит укрепить грунты и при этом избежать деформации шпунтового ограждения котлована. Применение такой технологии в профессиональных кругах по-другому называют устройством грунтоцемента. По словам экспертов, обычно такие работы проводятся с одной целью – отсечь грунтовые воды или зыбкий грунт от всего остального. В случае с новым зданием Мариинского театра стоит иная задача: вырыть котлован большой площади (150х8 м) без каких-либо изменений со стороны грунтов.
В котловане будут вестись работы по сооружению четырехъярусной конструкции, предназначенной для строительства паркинга, части зрительного зала и рабочего помещения, в котором будет находиться сценическое оборудование.
Тендер на выполнение генподрядных работ по строительству подземной части здания выиграло ОАО «Генеральная строительная корпорация». Подрядчиком сооружения «стены в грунте» является ОАО «Метрострой». Петербургские метростроевцы сегодня уже ведут работы на строительной площадке новой оперной сцены. Особенность технологии, применяемой ими, заключается еще и в том, что выработка горных пород будет вестись закрытым способом из-под плиты. Такой способ компания «Метрострой» применяет в основном при строительстве станций метрополитена. Он позволяет избежать осадки породы и нанесения ущерба стоящим вблизи зданиям. При закрытом способе сооружения подземной части благодаря специальной технике и механизмам горные работы ведутся под землей, а выработанный грунт подается на поверхность через шахты.
Строительство второй сцены Мариинского театра отличает также применение технологии top-down. Суть этого метода заключается в том, что строительство объекта ведется и вниз и вверх одновременно. Это происходит за счет того, что перекрытия первых уровней являются распорными конструкциями, позволяющими производить дальнейшее углубление под землю.
Все подземные работы планируется завершить к июлю 2009 года. По словам Александра Вахмистрова, вице-губернатора Санкт-Петербурга, изначальные сроки ввода объекта не изменятся. Закончить строительство предполагается к концу 2010 года, с тем чтобы в мае 2011 года театральная труппа могла открыть сезон на новой оперной сцене.
По словам Валерия Гутовского, директора ФГУ «Северо-Западная дирекция по строительству, реконструкции и реставрации», лимит финансирования на 2008 год составляет 3,6 млрд рублей. Из них 1,1 млрд рублей приходится на театральное оборудование – подъемные механизмы, оборудование по свету и звуку. Для театра оно закупается у производителей из Германии, Италии, Чехии. 200 млн рублей приходится на проектно-изыскательские работы: проектирование, мониторинг строительных работ, научно-техническое сопровождение, а также мониторинг окружающей застройки. 2,3 млрд рублей будут потрачены на строительно-монтажные работы. Из них 1 млрд рублей будет осваивать ОАО «Метрострой».
Изначально стоимость строительства в ценах 2006 года составляла 9,535 млрд рублей. С начала выполнения работ значительные средства были потрачены на снос зданий и сооружений в квартале строительства, компенсацию Санкт-Петербургу (строительство взамен снесенных зданий новой школы и трансформаторной подстанции, а также нового коллектора). С учетом ежегодной индексации, установленной Министерством экономического развития и торговли РФ, по окончании строительства в 2010 году стоимость возведения второй сцены Мариинского театра составит примерно 17 млрд рублей.
Вместо послесловиЯ
Судебное разбирательство между ФГУ «Северо-Западная дирекция по строительству, реконструкции и реставрации» (ФГУ «СЗД») и ОАО «НПО «Геореконструкция-Фундаментпроект» ("ГРФ") завершилось. Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области признал законным расторжение государственного контракта на выполнение работ по проектированию второй сцены Мариинского театра.
По решению Арбитражного суда и в соответствии с Гражданским кодексом РФ ФГУ «СЗД» было вправе расторгнуть государственный контракт в одностороннем порядке в связи с наличием претензий к работе, выполненной проектировщиком в лице ГРФ.
Напомним: компания «ГРФ» в марте прошлого года выиграла тендер на право заключения государственного контракта на разработку проектной документации для устранения замечаний Главгосэкспертизы и выполнение рабочей документации для строительства второй сцены Мариинского театра. Первую часть контракта петербургские проектировщики выполнили: Главгосэкспертиза в конце концов подтвердила устранение всех замечаний, предъявляемых ранее, и дала положительное заключение о проекте. Со второй же частью дело обстоит гораздо сложнее. После утверждения проекта летом прошлого года на строительной площадке новой оперной сцены начались работы нулевого цикла. Однако в процессе этих работ, при устройстве котлована и свайного поля, строители столкнулись со слабыми, водонасыщенными грунтами. Непредвиденное поведение петербургских грунтов вынужденно затянуло работы по подземной части объекта. Проблема грунтовых подвижек решается до сих пор.
В декабре 2007 года ФГУ «СЗД» заявило о претензиях к документации, разработанной «ГРФ». Однако, как отмечают в ФГУ «СЗД», несмотря на все требования о доработке, дирекция так и не получила документацию надлежащего качества.
В апреле 2008 года государственный заказчик расторг контракт с генеральным проектировщиком в одностороннем порядке. По информации ФГУ «СЗД», совместная работа показала, что «генпроектировщик не способен обеспечить весь процесс проектирования на должном уровне, не справляется с объемом поставленных задач, что приводит к задержке выдачи необходимой документации и срывам сроков строительства».
В свою очередь, проектировщик подал в суд на заказчика. Алексей Шашкин, генеральный директор ОАО НПО «ГРФ», был абсолютно уверен в безупречности своей работы и расценивает расторжение контракта как «поиски крайнего» в сложившейся ситуации.
1 октября 2008 года Арбитражный суд отказал ГРФ в удовлетворении исковых требований, обосновывая это тем, что дирекция не была ограничена ни нормами закона о госзаказе, ни положениями государственного контракта. По мнению суда, факт наличия недостатков в проектной документации мог быть подтвержден исключительно путем проведения экспертизы, однако «ГРФ» отказался ходатайствовать о ее назначении. В ФГУ «СЗД» отмечают, что «дирекция посчитала недопустимым расточительством за счет средств федерального бюджета проводить дорогостоящую экспертизу по иску с изначально некорректно заявленными требованиями "ГРФ"». С правовой точки зрения, по мнению представителей дирекции, это было возможно, так как вопросы ненадлежащего исполнения «ГРФ» обязательств по государственному контракту подлежат исследованию при рассмотрении дел в том же Арбитражном суде по искам уже дирекции к «ГРФ» о взыскании сумм неосновательного обогащения, убытков, неустойки и прочего (соответствующие иски на сумму порядка 70 млн рублей уже приняты к рассмотрению). Судя по вынесенному судебному решению, указанная позиция ФГУ «СЗД» была признана судом обоснованной.
Автор: Марина Голокова
Новые технологии должны позволить избежать деформации грунтов и обеспечить сохранность исторических зданий, расположенных рядом со строительной площадкой.
Опыт проведения работ нулевого цикла на строительной площадке второй сцены Мариинского театра привел к технологиям, которые широко применяются в практике метростроителей. Сегодня при сооружении котлованов используется классический способ возведения «стены в грунте». Специалисты признают, что это одна из самых щадящих технологий, применяемых при выполнении подземных работ в историческом центре города.
Для разработки котлована на площадке новой сцены Мариинского театра «стена в грунте» выполняется с использованием новой технологии «джет граутинг» с армированием по внешнему периметру котлована. Суть этой методики заключается в струйной цементации слабых грунтов. Глубина котлована второй сцены Мариинского театра составляет 11,5 м. Поведение петербургских грунтов на такой отметке непредсказуемо. «Джет граутинг», по словам специалистов-геотехников, позволит укрепить грунты и при этом избежать деформации шпунтового ограждения котлована. Применение такой технологии в профессиональных кругах по-другому называют устройством грунтоцемента. По словам экспертов, обычно такие работы проводятся с одной целью – отсечь грунтовые воды или зыбкий грунт от всего остального. В случае с новым зданием Мариинского театра стоит иная задача: вырыть котлован большой площади (150х8 м) без каких-либо изменений со стороны грунтов.
В котловане будут вестись работы по сооружению четырехъярусной конструкции, предназначенной для строительства паркинга, части зрительного зала и рабочего помещения, в котором будет находиться сценическое оборудование.
Тендер на выполнение генподрядных работ по строительству подземной части здания выиграло ОАО «Генеральная строительная корпорация». Подрядчиком сооружения «стены в грунте» является ОАО «Метрострой». Петербургские метростроевцы сегодня уже ведут работы на строительной площадке новой оперной сцены. Особенность технологии, применяемой ими, заключается еще и в том, что выработка горных пород будет вестись закрытым способом из-под плиты. Такой способ компания «Метрострой» применяет в основном при строительстве станций метрополитена. Он позволяет избежать осадки породы и нанесения ущерба стоящим вблизи зданиям. При закрытом способе сооружения подземной части благодаря специальной технике и механизмам горные работы ведутся под землей, а выработанный грунт подается на поверхность через шахты.
Строительство второй сцены Мариинского театра отличает также применение технологии top-down. Суть этого метода заключается в том, что строительство объекта ведется и вниз и вверх одновременно. Это происходит за счет того, что перекрытия первых уровней являются распорными конструкциями, позволяющими производить дальнейшее углубление под землю.
Все подземные работы планируется завершить к июлю 2009 года. По словам Александра Вахмистрова, вице-губернатора Санкт-Петербурга, изначальные сроки ввода объекта не изменятся. Закончить строительство предполагается к концу 2010 года, с тем чтобы в мае 2011 года театральная труппа могла открыть сезон на новой оперной сцене.
По словам Валерия Гутовского, директора ФГУ «Северо-Западная дирекция по строительству, реконструкции и реставрации», лимит финансирования на 2008 год составляет 3,6 млрд рублей. Из них 1,1 млрд рублей приходится на театральное оборудование – подъемные механизмы, оборудование по свету и звуку. Для театра оно закупается у производителей из Германии, Италии, Чехии. 200 млн рублей приходится на проектно-изыскательские работы: проектирование, мониторинг строительных работ, научно-техническое сопровождение, а также мониторинг окружающей застройки. 2,3 млрд рублей будут потрачены на строительно-монтажные работы. Из них 1 млрд рублей будет осваивать ОАО «Метрострой».
Изначально стоимость строительства в ценах 2006 года составляла 9,535 млрд рублей. С начала выполнения работ значительные средства были потрачены на снос зданий и сооружений в квартале строительства, компенсацию Санкт-Петербургу (строительство взамен снесенных зданий новой школы и трансформаторной подстанции, а также нового коллектора). С учетом ежегодной индексации, установленной Министерством экономического развития и торговли РФ, по окончании строительства в 2010 году стоимость возведения второй сцены Мариинского театра составит примерно 17 млрд рублей.
Вместо послесловиЯ
Судебное разбирательство между ФГУ «Северо-Западная дирекция по строительству, реконструкции и реставрации» (ФГУ «СЗД») и ОАО «НПО «Геореконструкция-Фундаментпроект» ("ГРФ") завершилось. Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области признал законным расторжение государственного контракта на выполнение работ по проектированию второй сцены Мариинского театра.
По решению Арбитражного суда и в соответствии с Гражданским кодексом РФ ФГУ «СЗД» было вправе расторгнуть государственный контракт в одностороннем порядке в связи с наличием претензий к работе, выполненной проектировщиком в лице ГРФ.
Напомним: компания «ГРФ» в марте прошлого года выиграла тендер на право заключения государственного контракта на разработку проектной документации для устранения замечаний Главгосэкспертизы и выполнение рабочей документации для строительства второй сцены Мариинского театра. Первую часть контракта петербургские проектировщики выполнили: Главгосэкспертиза в конце концов подтвердила устранение всех замечаний, предъявляемых ранее, и дала положительное заключение о проекте. Со второй же частью дело обстоит гораздо сложнее. После утверждения проекта летом прошлого года на строительной площадке новой оперной сцены начались работы нулевого цикла. Однако в процессе этих работ, при устройстве котлована и свайного поля, строители столкнулись со слабыми, водонасыщенными грунтами. Непредвиденное поведение петербургских грунтов вынужденно затянуло работы по подземной части объекта. Проблема грунтовых подвижек решается до сих пор.
В декабре 2007 года ФГУ «СЗД» заявило о претензиях к документации, разработанной «ГРФ». Однако, как отмечают в ФГУ «СЗД», несмотря на все требования о доработке, дирекция так и не получила документацию надлежащего качества.
В апреле 2008 года государственный заказчик расторг контракт с генеральным проектировщиком в одностороннем порядке. По информации ФГУ «СЗД», совместная работа показала, что «генпроектировщик не способен обеспечить весь процесс проектирования на должном уровне, не справляется с объемом поставленных задач, что приводит к задержке выдачи необходимой документации и срывам сроков строительства».
В свою очередь, проектировщик подал в суд на заказчика. Алексей Шашкин, генеральный директор ОАО НПО «ГРФ», был абсолютно уверен в безупречности своей работы и расценивает расторжение контракта как «поиски крайнего» в сложившейся ситуации.
1 октября 2008 года Арбитражный суд отказал ГРФ в удовлетворении исковых требований, обосновывая это тем, что дирекция не была ограничена ни нормами закона о госзаказе, ни положениями государственного контракта. По мнению суда, факт наличия недостатков в проектной документации мог быть подтвержден исключительно путем проведения экспертизы, однако «ГРФ» отказался ходатайствовать о ее назначении. В ФГУ «СЗД» отмечают, что «дирекция посчитала недопустимым расточительством за счет средств федерального бюджета проводить дорогостоящую экспертизу по иску с изначально некорректно заявленными требованиями "ГРФ"». С правовой точки зрения, по мнению представителей дирекции, это было возможно, так как вопросы ненадлежащего исполнения «ГРФ» обязательств по государственному контракту подлежат исследованию при рассмотрении дел в том же Арбитражном суде по искам уже дирекции к «ГРФ» о взыскании сумм неосновательного обогащения, убытков, неустойки и прочего (соответствующие иски на сумму порядка 70 млн рублей уже приняты к рассмотрению). Судя по вынесенному судебному решению, указанная позиция ФГУ «СЗД» была признана судом обоснованной.
Автор: Марина Голокова
рубрика:
Проблемы и перспективы
