Экспертиза указала на типичные ошибки

Предлагаем вниманию читателей обзор второй части семинара «Актуальные вопросы градостроительной деятельности на территории региона». Она содержала выступления специалистов ГАУ «Леноблгосэкспертиза», Комитета по архитектуре и градостроительству Ленинградской области, а также Комитета по дорожному хозяйству Ленинградской области.

Напомним, Комитет государственного строительного надзора и государственной экспертизы Ленинградской области 21 мая провел практический семинар, посвященный актуальным вопросам градостроительной деятельности на территории регио­на. На семинаре присутствовали более 60 представителей муниципальных образований Ленинградской области, а также 50 специалистов строительных и проектных компаний региона. Мероприятие прошло при поддержке газеты «Строительный Еженедельник. Ленинградская область».

Ошибки в градпланах

О типичных ошибках и нарушениях законодательства о градостроительной деятельности, выявленных комитетом при проверке градостроительных планов земельных участков, рассказала Маргарита Петрова, начальник отдела контроля за соблюдением органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности Комитета по архитектуре и градостроительству Ленинградской области.
Маргарита Петрова отметила, что градостроительные планы земельных участков могут подготавливаться как в составе проектов межевания территорий, так и в виде самостоятельных документов.
Состав градостроительного плана установлен ст. 44 Градостроительного кодекса РФ, форма утверждена приказами Мин­региона России (первоначально приказом от 29.12.2005, № 840, затем приказом от 10.05.2011 № 270 утверждена новая форма).
Несмотря на то что новая форма градостроительного плана земельного участка вступила в силу с 14 июля 2011 года, при проверках специалисты комитета столкнулись с тем, что местные администрации уже после вступления в силу новой формы продолжали выдавать заявителям градостроительные планы земельных участков по прежней, то есть утратившей силу форме в соответствии с инструкцией по ее заполнению. Такие градостроительные планы земельных участков не соответствуют Градостроительному кодексу РФ и по этой причине подлежат отмене.
Еще одно нарушение – подготовка и утверждение градпланов земельных участков, которые подготавливались не на один земельный участок, а на территорию, включающую в себя несколько земельных участков (градплан выдан на 3-5 кадастровых номеров). Такие градостроительные планы земельных участков также не соответствуют Градостроительному кодексу РФ и подлежат отмене.
Выявлены случаи, когда чертеж градостроительного плана земельного участка по своему содержанию не соответствует требованиям формы, просто пустой чертеж (фрагмент формы).
Если градостроительные планы подготовлены в составе проекта межевания, при их подготовке учитываются положения эскиза застройки, который выполняется в составе обосновывающих материалов по межеванию территории.
Когда градплан выполняется в виде самостоятельного документа, то на чертеже градостроительного плана земельного участка следует указывать красные линии, которые устанавливаются проектами панировки территорий или иными, ранее утвержденными градостроительными документами, линии регулирования застройки, которые устанавливаются проектами межевания территорий, места допустимого размещения объектов капитального строитель­ства, которые указаны в эскизе застройки, охранные зоны и другие планировочные ограничения, учитывающие существующие и проектируемые или предполагаемые к размещению объекты. При подготовке градпланов земельных участков, если они выполняются в виде самостоятельных документов, обязательно нужно учитывать положения градостроительной документации, утвержденной ранее на территорию, в границах которой находится земельный участок и действующей на момент выдачи градплана.
Очевидно, что при отсутствии утвержденной документации по планировке территорий (проектов планировки, проектов межевания, проектов застройки) на органы местного самоуправления, которые подготавливают, а самое главное, утверждают градпланы земельных участков, возлагается серьезная ответственность за каче­ство этого вида документации, результаты которого могут стать очевидными не сразу, в лишь в процессе строительства или после завершения строительства объекта. И может случиться так, что возникшие проблемы окажутся очень серьезными, а разрешить или устранить их окажется невозможно.
В результате утверждения органами мест­ного самоуправления пустого по составу градостроительного плана земельного участка застройщик будет вправе выполнить архитектурно-строительный проект, нацеленный на то, чтобы каждый квадратный метр этого земельного участка приносил ему доход, и обеспечение комфортной среды для смежных землепользователей и других застройщиков его не будет волновать. А это может привести к тому, что впослед­ствии могут возникать жалобы, судебные споры, иски о компенсации за причиненные неудобства, о возмещении понесенных потерь, неустойки и другие серьезные неприятности для органов местного самоуправления, которые несут ответственность за подготовленные и утвержденные градпланы земельных участков.
«Поэтому подготовка градостроительных планов земельных участков – это работа, которая требует не формального, а профессионального и творческого подхода. Если в администрациях нет профессиональных специалистов, которые в состоянии должным образом справиться с задачей по подготовке и выдаче градостроительных планов земельных участков, то администрациям целесообразно рассматривать вопрос о передаче администрации муниципального района полномочий в этой части», – отметила Маргарита Петрова.

Вслед за дорожной картой

О нововведениях в законодатель­стве, регулирующем градостроительную деятельность, сообщила Екатерина Боякова, начальник юридического сектора планово-договорного отдела ГАУ «Леноблгосэкспертиза».
Она рассказала, что распоряжением Правительства Российской Федерации от 16.08.2012 № 1487-р утвержден план мероприятий («дорожной карты») «Улучшение предпринимательского климата в сфере строительства», в соответствии с п. 18 которого предусмотрена подготовка нормативного правового акта, направленного на развитие института профессиональных управляющих компаний, преду­сматривающего установление мер ответ­ственности для управляющих компаний, а также введение обязательных требований к уровню профессиональной квалификации и ответственности для управляющих компаний с использованием механизмов обязательного страхования с поэтапной отменой экспертизы результатов инженерных изысканий и проектной документации (за исключением особо опасных, технически сложных и уникальных объектов) с 1 января 2013 года для многоквартирных жилых домов, а с 1 января 2014 года – для всех остальных объектов.
В целях реализации указанного пункта «дорожной карты» был подготовлен проект Федерального закона «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», согласно которому соответствие проектной документации требованиям технических регламентов и соответствие результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов подтверждается соответствующей декларацией.
Однако Министерством экономического развития Российской Федерации на основании проведенных публичных консультаций сделаны выводы о том, что законопроект содержит положения, вводящие избыточные административные и иные ограничения, а также существенные риски принятия предлагаемых решений.
На основании вышеизложенного Министерством экономического развития Российской Федерации был подготовлен проект новой «дорожной карты» «Улучшение предпринимательского климата в сфере строительства», который уже не содержит обязательного требования об отмене экспертизы, а лишь предлагает оптимизировать требования к составу и содержанию разделов проектной документации объектов капительного строительства и оптимизировать перечень объектов капитального строительства, проект­ная документация на которые подлежит государственной экспертизе.
«Напомню, что на сегодняшний день обязательной государственной экспертизе подлежат объекты, указанные в п. 5.1 ст. 6 и п. 3.4 ст. 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Таким образом, на сегодняшний день говорить об отмене института экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий преждевременно», – подчеркнула Екатерина Боякова.

Вопросы экологии

Мария Андро­со­ва, эксперт-эколог отдела специализированных экспертиз ГАУ «Ленобл­гос­экспертиза», перечислила требования действующего законодательства в области охраны окружающей среды при проектировании и строительстве и инженерно-экологиче­ские изыскания.
«Обращаю ваше внимание, что основные нормативные документы в области ООС – это федеральные законы и иные документы федерального уровня. Отчасти думаю, это обусловлено тем, что для окружающей нас среды невозможно провести четкую границу, и естественно, что основные требования к разработке мероприятий по всем субъектам Федерации должны быть едины», – отметила Мария Андросова.
Основу для разработки и обоснования мероприятий в области охраны окружающей среды составляют требования следующих документов:
– 7-ФЗ от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды»;
– 96-ФЗ от 04.05.1999 «Об охране атмосферного воздуха»;
– 89-ФЗ от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления»;
– 33-ФЗ от 14.03.1995 «Об особо охра­няе­мых природных территориях»;
– 52-ФЗ от 24.04.1995 «О животном мире»;
– 2395-1 от 21.02.1995 «Закон о недрах»;
– 166-ФЗ от 20.12.2004 «О рыболов­стве и сохранении водных биологических ресурсов»;
– Лесной, Водный, Земельный кодексы РФ.
В соответствии с ФЗ-7 «Об охране окружающей среды» охране подлежат компоненты окружающей среды, а именно: атмосферный воздух, поверхностные и подземные воды, земли, недра, почвы, леса и иная растительность, животные и другие организмы.
В соответствии с Градостроительным кодексом к градостроительным отношениям применяется земельное, лесное, водное законодательство, законодательство об особо охраняемых природных территориях, об охране окружающей среды, об охране объектов культурного наследия, иное законодательство РФ.
«Невозможно рассматривать объект строительства отдельно от земельного уч­астка, на котором предполагается его разместить. Кроме прямых требований в области охраны окружающей среды есть ряд ограничений, которые накладывает земельное законодательство в части использования конкретного участка в зависимости от категории земель. Прежде всего это ограничение связано с целевым использованием земельного участка в соответствии с установленной категорией и сложившейся градостроительной ситуацией, – подчеркнула Мария Андросова. – Во многом полнота и эффективность предложенных мероприятий в области ООС основана на инженерно-экологических изысканиях, которые должны быть проведены до начала разработки проектной документации. В настоящее время большой проблемой является недостаточное внимание к данному виду изысканий со стороны заказчиков и застройщиков, а также недостаточная компетентность и часто недобросовестность со стороны изыскательских организаций».
 
Замечания по смете

Начальник отдела проверки достоверности определения сметной стоимости ГАУ «Леноблгос­экспертиза» Надежда Карась рассказала о проверке достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства.
Постановлением правительства Ленинградской области от 28.04.2011 № 117 утвержден порядок проведения проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, финансируемых с привлечением средств областного бюджета Ленинградской области.
В перечень документов, представляемых для проведения проверки сметной стоимости, входят:
– заявление о проведении проверки сметной стоимости;
– проектная документации на объект капитального строительства, подготовленная в соответствии с ч. 12.2 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ (при капитальном ремонте допускается представление ведомости объемов работ, согласованная руководителем профильного комитета Ленинградской области);
– копия задания на проектирование;
– копия задания на выполнение инженерных изысканий (кроме случаев проведения капитального ремонта), согласованное отраслевым органом исполнительной власти, а по объектам общественной муниципальной инфраструктуры – дополнительно Комитетом по строительству Ленобласти (см. постановление правительства Ленобласти от 30.12.2009);
– результаты инженерных изысканий;
– ведомость технологического оборудования, подлежащего размещению на объекте, с указанием его стоимости, согласованная отраслевым органом исполнительной власти Ленинградской области, уполномоченным на проведение государственной политики в сфере функционирования объекта капитального строительства;
– документы, подтверждающие полномочия заявителя действовать от имени застройщика или технического за­казчика;
– положение о порядке проверки достоверности сметной стоимости по объектам, финансируемым за счет средств муниципальных образований (п. 3 ст. 14 ФЗ «Об инвестиционной деятельности в РФ» от 25.02.1999 № 39-ФЗ).
Учреждение вправе направить заявителю мотивированный письменный запрос о необходимости представления дополнительных расчетных обоснований, предусмотренных в сметной документации затрат, конструктивных, технологических и других решений, предусмотренных проектной документацией, а также инженерных изысканий, подтверждающих необходимость выполнения работ, расходы на которые включены в сметную документацию. Указанные обоснования и материалы представляются заявителем в течение 10 рабочих дней с даты получения соответствующего запроса.
При осуществлении строительства отдель­ными этапами проверка сметной стоимости может проводиться применительно к отдельному этапу.
Сметная документация составляется в базисном уровне цен и цен, сложившихся ко времени ее составления (Постановление Правительства РФ от 18.05.2009 № 427).
Для проведения проверки сметной стои­мости документация представляется на бумажном носителе и в электронном виде в формате, установленном в договоре. Сметная документация, откорректированная в соответствии с замечаниями экспертов, полученными в ходе проверки, представляется в бумажном виде и на диске.

Дорожные проблемы

Владимир Шалаев, начальник отдела нормативно-правового обеспечения и имущественных отношений Комитета по дорожному хозяй­ству Ленинградской области, рассказал о нововведениях в законодательстве, касающихся дорожного строительства.
Он сообщил, что в целях сохранения сети автомобильных дорог общего пользования регионального значения, принято по­становление правительства Ленинградской области от 09.11.2012 № 343 «Об утверждении норматива финансовых затрат на содержание автомобильных дорог общего пользования регионального значения Ленинградской области и Правил расчета размера ассигнований из областного бюджета Ленинградской области на содержание автомобильных дорог общего пользования регионального значения Ленинградской области».
Комитету финансов Ленинградской области и Комитету по дорожному хозяй­ству Ленинградской области поручено обеспечить поэтапный переход к финансированию содержания автомобильных дорог общего пользования регионального значения по установленному п. 1 указанного постановления нормативу к 2018 году, в том числе по годам: 2013 год – 35%, 2014 год – 50%, 2015 год – 65%, 2016 год – 75%, 2017 год – 85%, 2018 год – 100%.
По словам Владимира Шалаева, актуальным на сегодняшний день является вопрос создания дорожных фондов на муниципальном уровне. Целью создания дорожных фондов является сохранение суще­ствующей сети автодорог. В связи с этим правительством Ленинградской области 29 апреля текущего года принято постановление, вносящее уточнения в правила предоставления и расходования субсидий бюджетам муниципальных образований Ленинградской области за счет средств дорожного фонда Ленинградской области, согласно которым одним из условий предоставления субсидий является наличие муниципального дорожного фонда.
рубрика: Надзор и экспертиза
Поделиться:
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.