Время собирать камни
Корреспондент «Строительного Еженедельника» встретился с председателем Комитета по инвестициям и стратегическим проектам Максимом Соколовым.
– Максим Юрьевич, при всей очевидности колоссального инвестиционного потенциала России, он является хотя и необходимым, однако недостаточным условием для активного инвестирования. Как бы Вы охарактеризовали инвестиционный климат, сложившийся к настоящему времени в России и, в частности, в Петербурге?
– Санкт-Петербург остается самым привлекательным для инвесторов регионом России. Он единственный из российских регионов находится в секторе «А», то есть в секторе наиболее благоприятного инвестиционного климата. Привлекательность Петербурга третий год подряд подтверждается рейтингами агентства «Эксперт РА»: наш город имеет самый низкий среди всех субъектов РФ интегрированный показатель инвестиционного риска.
Недавние потрясения на мировых рынках, разумеется, повлияют на инвестиционную привлекательность российского рынка и, соответственно, Санкт-Петербурга. Она не сможет сохраниться на том же высоком уровне, на котором находилась в течение последних трех лет. Но вовсе не потому, что что-то случилось внутри России. Изменения произошли извне. Из-за нехватки ликвидности международные инвесторы уже не смогут вкладывать прежние объемы средств. А значит, объемы инвестирования сократятся относительно уровней последних трех лет, когда они росли значительными темпами. И произойдет это на всех рынках (в том числе – и на российском) и во всех сегментах рынка (в том числе – и в области девелопмента). К сожалению, это реальность, которая относится не только к нашему городу и нашей стране, но и ко всем инвестиционным рынкам в мире. На любых рынках временами происходят изменения, циклы активности периодически сменяются спадами.
– Означает ли это, что Петербургу не стоит ожидать появления новых масштабных стратегических проектов, прихода новых стратегических инвесторов?
– Я бы так не сказал. Во-первых, нам и сейчас есть чем заниматься. Например, недавно было принято очень важное решение об утверждении паспорта инвестиционного проекта, которым внесены изменения в инвестиционные параметры одного из наших стратегических проектов – строительства Орловского тоннеля. В результате уточнения некоторых проектных решений и оценки уровня инфляции на период его строительства и эксплуатации общий объем инвестиций со стороны Российской Федерации увеличился примерно в 1,5 раза. Это очень важно, поскольку в то время, когда инвестиционный и финансовый рынки по объективным причинам не могут обеспечить необходимый объем частных инвестиций, возникающий дефицит восполняется инвестициями со стороны государства. Таким образом, оно поддерживает и динамику развития проектов, и планку их инвестиционной привлекательности. Любой стратегический проект обладает мультипликативным эффектом, то есть не только предполагает физическое создание самого объекта (в данном случае Орловского тоннеля), но и создает новые рабочие места, дает работу строительным компаниям, подрядчикам и производителям строительных материалов, стимулирует НИОКР и еще многое, многое другое...
– Недавно Вы вернулись из Сочи, где петербургская делегация участвовала в работе VII Инвестиционного форума и в выставке инвестиционных проектов...
– Впечатления остались очень яркие. Сочинский форум стал более компактным, более цельным с точки зрения решаемых задач. Он стал позиционироваться как площадка для презентации инвестиционного потенциала российских регионов и тех крупных инвестиционных проектов, которые реализуются в них.
Очень высокую оценку всех участников форума получила дискуссия, развернувшаяся в ходе пленарного заседания форума. Я не помню, чтобы когда-то еще в современной истории России премьер-министр не ограничился докладом, а за одним столом с другими участниками форума, среди которых были и высокопоставленные чиновники, члены правительства (как, например, вице-премьер Александр Жуков), и крупные российские и зарубежные бизнесмены, и представители ведущих экспертных агентств (таких как «Прайсвотерхаус Куперс»), не только ясно изложил позицию правительства Российской Федерации о действиях в период развития кризисной ситуации на мировых рынках, но и в режиме диалога аргументированно ее отстаивал.
– Что представляла собой экспозиция Петербурга в Сочи?
– В этом году мы привезли в Сочи достаточно разные экспонаты, стенд Петербурга отражал многоплановость и многофакторность развития экономики нашего города. Петербург – это один из немногих городов, которые могут позволить себе многовекторное развитие, не концентрируясь и не ограничиваясь развитием какой-либо одной, пусть даже и очень важной, функции (например, транспортно-логистической) в ущерб, например, промышленности.
Она тоже была представлена на стенде города, но именно в той части, в которой более всего сейчас заинтересованы и Петербург, и Россия, – в области инноваций. Мы представили проект развития особой экономической зоны технико-внедренческого типа «Нойдорф» со всеми создающимися там 13 объектами. Более половины из них находятся в стадии активной реализации, поэтому нам было о чем доложить и премьер-министру, и министру экономического развития, который курирует развитие особых экономических зон.
Также мы представили на выставке и проект развития аэропорта «Пулково». Наш город просто обязан использовать свое выгодное транспортно-логистическое положение, и не только с точки зрения автомобильных, железнодорожных и водных путей, но и с учетом воздушных. Объявлен конкурс, в ходе которого будет выбран концессионер для строительства нового терминала аэропорта. Этот проект – не только план создания нового терминального комплекса (его мы уже представляли и правительству России, и на других выставках), но и системный план развития всей зоны аэропорта, с новыми перспективами развития прилегающих к нему территорий. Развитие аэропорта окажет мультипликативное воздействие на градостроительное развитие территорий, расположенных вдоль Пулковского шоссе, что привлечет новые инвестиции. На обновленный аэропорт будет работать бизнес-инфраструктура, которая сформируется вокруг этого логистического комплекса.
Среди экспонатов стенда был и проект строительства комплекса под площадью Восстания, который открывает подземное строительство как новое перспективное направление градостроительного развития Петербурга. Уже проводятся изыскательские работы, детальная проработка планировки и самих подземных пространств, и девяти подземных переходов находится на достаточно высоком уровне. Проект дошел до той стадии развития, которая позволяет представить его и правительству России, и международному бизнесу.
– Где еще Вы еще показываете петербургские проекты?
– Недавняя выставка – Exporeal в Мюнхене. Там мы еще раз показали проект развития аэропорта, а также макеты проекта многофункционального комплекса компании «Арсенал-Недвижимость» и будущей гостиницы на Сытнинской улице. Кроме того, на стенде города были представлены проект Electric city, система продажи земельных участков и недвижимости в Санкт-Петербурге, проекты развития рынка коммерческой недвижимости. Члены делегации приняли участие в нескольких дискуссиях на форуме в рамках выставки.
– Максим Юрьевич, а нельзя ли заглянуть в ближайшие планы работы Комитета по инвестициям и стратегическим проектам?
– Я никогда заранее не презентую проекты, которые находятся на стадии подготовки. Скорее можно говорить о рутинной работе, которой повседневно занимается комитет, несмотря на свое очень яркое название. Ведь 19 стратегических проектов и 14 стратегических инвесторов, безусловно, требуют ежедневной заботы и постоянного внимания. Главную задачу комитета мы видим в том, чтобы запустить проекты, вывести их на этап активной реализации, когда можно показать результаты жителям Петербурга. И они видят, например, морской пассажирский терминал, который был открыт 10 сентября в проекте «Морской фасад».
Еще одно большое и яркое событие, которое заметят все петербуржцы, состоится в первой половине октября – открытие первой очереди Западного скоростного диаметра. Только-только завершился конкурс, идет работа по заключению концессионного соглашения, но первая очередь, самая важная для города (и особенно – для жителей Красносельского и Кировского районов), которая свяжет третий и четвертый районы морского порта с кольцевой автомобильной дорогой, уже будет открыта. Именно по этой трассе пойдет весь грузовой транспорт, который сегодня отправляется в порт по улицам Петербурга.
Кроме того, сейчас мы сконцентрированы на выполнении таких важных задач, как завершение конкурсов по проекту надземного экспресса и строительству нового терминального комплекса аэропорта «Пулково».
Если же говорить о промышленных объектах, то и тут настало время «собирать камни»: уже в ближайшее время в промышленной зоне «Шушары» будет открыт новый завод компании General Motors, в высокой степени готовности и строительство завода компании Nissan, запуск в эксплуатацию состоится в самом начале 2009 года.
– Максим Юрьевич, редакция «Строительного Еженедельника» благодарит Вас за беседу. Желаем Вам новых больших успехов, реализации замечательных проектов, которыми будет гордиться Петербург.
Автор: Беседовал Михаил Журавлев
– Максим Юрьевич, при всей очевидности колоссального инвестиционного потенциала России, он является хотя и необходимым, однако недостаточным условием для активного инвестирования. Как бы Вы охарактеризовали инвестиционный климат, сложившийся к настоящему времени в России и, в частности, в Петербурге?
– Санкт-Петербург остается самым привлекательным для инвесторов регионом России. Он единственный из российских регионов находится в секторе «А», то есть в секторе наиболее благоприятного инвестиционного климата. Привлекательность Петербурга третий год подряд подтверждается рейтингами агентства «Эксперт РА»: наш город имеет самый низкий среди всех субъектов РФ интегрированный показатель инвестиционного риска.
Недавние потрясения на мировых рынках, разумеется, повлияют на инвестиционную привлекательность российского рынка и, соответственно, Санкт-Петербурга. Она не сможет сохраниться на том же высоком уровне, на котором находилась в течение последних трех лет. Но вовсе не потому, что что-то случилось внутри России. Изменения произошли извне. Из-за нехватки ликвидности международные инвесторы уже не смогут вкладывать прежние объемы средств. А значит, объемы инвестирования сократятся относительно уровней последних трех лет, когда они росли значительными темпами. И произойдет это на всех рынках (в том числе – и на российском) и во всех сегментах рынка (в том числе – и в области девелопмента). К сожалению, это реальность, которая относится не только к нашему городу и нашей стране, но и ко всем инвестиционным рынкам в мире. На любых рынках временами происходят изменения, циклы активности периодически сменяются спадами.
– Означает ли это, что Петербургу не стоит ожидать появления новых масштабных стратегических проектов, прихода новых стратегических инвесторов?
– Я бы так не сказал. Во-первых, нам и сейчас есть чем заниматься. Например, недавно было принято очень важное решение об утверждении паспорта инвестиционного проекта, которым внесены изменения в инвестиционные параметры одного из наших стратегических проектов – строительства Орловского тоннеля. В результате уточнения некоторых проектных решений и оценки уровня инфляции на период его строительства и эксплуатации общий объем инвестиций со стороны Российской Федерации увеличился примерно в 1,5 раза. Это очень важно, поскольку в то время, когда инвестиционный и финансовый рынки по объективным причинам не могут обеспечить необходимый объем частных инвестиций, возникающий дефицит восполняется инвестициями со стороны государства. Таким образом, оно поддерживает и динамику развития проектов, и планку их инвестиционной привлекательности. Любой стратегический проект обладает мультипликативным эффектом, то есть не только предполагает физическое создание самого объекта (в данном случае Орловского тоннеля), но и создает новые рабочие места, дает работу строительным компаниям, подрядчикам и производителям строительных материалов, стимулирует НИОКР и еще многое, многое другое...
– Недавно Вы вернулись из Сочи, где петербургская делегация участвовала в работе VII Инвестиционного форума и в выставке инвестиционных проектов...
– Впечатления остались очень яркие. Сочинский форум стал более компактным, более цельным с точки зрения решаемых задач. Он стал позиционироваться как площадка для презентации инвестиционного потенциала российских регионов и тех крупных инвестиционных проектов, которые реализуются в них.
Очень высокую оценку всех участников форума получила дискуссия, развернувшаяся в ходе пленарного заседания форума. Я не помню, чтобы когда-то еще в современной истории России премьер-министр не ограничился докладом, а за одним столом с другими участниками форума, среди которых были и высокопоставленные чиновники, члены правительства (как, например, вице-премьер Александр Жуков), и крупные российские и зарубежные бизнесмены, и представители ведущих экспертных агентств (таких как «Прайсвотерхаус Куперс»), не только ясно изложил позицию правительства Российской Федерации о действиях в период развития кризисной ситуации на мировых рынках, но и в режиме диалога аргументированно ее отстаивал.
– Что представляла собой экспозиция Петербурга в Сочи?
– В этом году мы привезли в Сочи достаточно разные экспонаты, стенд Петербурга отражал многоплановость и многофакторность развития экономики нашего города. Петербург – это один из немногих городов, которые могут позволить себе многовекторное развитие, не концентрируясь и не ограничиваясь развитием какой-либо одной, пусть даже и очень важной, функции (например, транспортно-логистической) в ущерб, например, промышленности.
Она тоже была представлена на стенде города, но именно в той части, в которой более всего сейчас заинтересованы и Петербург, и Россия, – в области инноваций. Мы представили проект развития особой экономической зоны технико-внедренческого типа «Нойдорф» со всеми создающимися там 13 объектами. Более половины из них находятся в стадии активной реализации, поэтому нам было о чем доложить и премьер-министру, и министру экономического развития, который курирует развитие особых экономических зон.
Также мы представили на выставке и проект развития аэропорта «Пулково». Наш город просто обязан использовать свое выгодное транспортно-логистическое положение, и не только с точки зрения автомобильных, железнодорожных и водных путей, но и с учетом воздушных. Объявлен конкурс, в ходе которого будет выбран концессионер для строительства нового терминала аэропорта. Этот проект – не только план создания нового терминального комплекса (его мы уже представляли и правительству России, и на других выставках), но и системный план развития всей зоны аэропорта, с новыми перспективами развития прилегающих к нему территорий. Развитие аэропорта окажет мультипликативное воздействие на градостроительное развитие территорий, расположенных вдоль Пулковского шоссе, что привлечет новые инвестиции. На обновленный аэропорт будет работать бизнес-инфраструктура, которая сформируется вокруг этого логистического комплекса.
Среди экспонатов стенда был и проект строительства комплекса под площадью Восстания, который открывает подземное строительство как новое перспективное направление градостроительного развития Петербурга. Уже проводятся изыскательские работы, детальная проработка планировки и самих подземных пространств, и девяти подземных переходов находится на достаточно высоком уровне. Проект дошел до той стадии развития, которая позволяет представить его и правительству России, и международному бизнесу.
– Где еще Вы еще показываете петербургские проекты?
– Недавняя выставка – Exporeal в Мюнхене. Там мы еще раз показали проект развития аэропорта, а также макеты проекта многофункционального комплекса компании «Арсенал-Недвижимость» и будущей гостиницы на Сытнинской улице. Кроме того, на стенде города были представлены проект Electric city, система продажи земельных участков и недвижимости в Санкт-Петербурге, проекты развития рынка коммерческой недвижимости. Члены делегации приняли участие в нескольких дискуссиях на форуме в рамках выставки.
– Максим Юрьевич, а нельзя ли заглянуть в ближайшие планы работы Комитета по инвестициям и стратегическим проектам?
– Я никогда заранее не презентую проекты, которые находятся на стадии подготовки. Скорее можно говорить о рутинной работе, которой повседневно занимается комитет, несмотря на свое очень яркое название. Ведь 19 стратегических проектов и 14 стратегических инвесторов, безусловно, требуют ежедневной заботы и постоянного внимания. Главную задачу комитета мы видим в том, чтобы запустить проекты, вывести их на этап активной реализации, когда можно показать результаты жителям Петербурга. И они видят, например, морской пассажирский терминал, который был открыт 10 сентября в проекте «Морской фасад».
Еще одно большое и яркое событие, которое заметят все петербуржцы, состоится в первой половине октября – открытие первой очереди Западного скоростного диаметра. Только-только завершился конкурс, идет работа по заключению концессионного соглашения, но первая очередь, самая важная для города (и особенно – для жителей Красносельского и Кировского районов), которая свяжет третий и четвертый районы морского порта с кольцевой автомобильной дорогой, уже будет открыта. Именно по этой трассе пойдет весь грузовой транспорт, который сегодня отправляется в порт по улицам Петербурга.
Кроме того, сейчас мы сконцентрированы на выполнении таких важных задач, как завершение конкурсов по проекту надземного экспресса и строительству нового терминального комплекса аэропорта «Пулково».
Если же говорить о промышленных объектах, то и тут настало время «собирать камни»: уже в ближайшее время в промышленной зоне «Шушары» будет открыт новый завод компании General Motors, в высокой степени готовности и строительство завода компании Nissan, запуск в эксплуатацию состоится в самом начале 2009 года.
– Максим Юрьевич, редакция «Строительного Еженедельника» благодарит Вас за беседу. Желаем Вам новых больших успехов, реализации замечательных проектов, которыми будет гордиться Петербург.
Автор: Беседовал Михаил Журавлев
рубрика:
Коридоры власти
