Памятникам закон не писан
Несостоятельность законодательной базы в сфере охраны памятников – основная проблема, из-за которой национальное достояние сегодня находится практически в бедственном положении.
К такому заключению пришли участники всероссийской научно-практической конференции «Общественно-государственное партнерство в деле охраны памятников истории и культуры». Проблема озвучивается далеко не первый год, но, несмотря на это, видимых изменений в законодательстве пока нет.
Между властью и общественными организациями постоянно возникают споры, связанные с вопросами охраны объектов культурного наследия. Открытые расхождения во взглядах чиновников и общественности порой доходят до конфликтных ситуаций. По словам Веры Дементьевой, главы КГИОП, эти острые дебаты вредны для здоровья, но полезны для дела, поскольку в них все же рождается истина.
На конференции, организованной Всероссийским обществом охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК), истина все-таки открылась. Обсуждая насущные проблемы в сфере охраны объектов культурного наследия, оппонирующие стороны пришли к единому мнению: корень зла кроется в несостоятельности законодательства. Правда, эту истину власть и общество открыли далеко не в первый раз. Проблемы в законодательной сфере уже традиционно затрагиваются практически на каждом мероприятии, посвященном охране памятников. Однако подвижек в решении этих проблем пока не видно.
«Коррупционный» закон
В том, что национальное наследие сегодня находится буквально в бедственном положении, по мнению участников конференции, виноват в первую очередь Федеральный закон № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (принят в 2005 г.). Вера Дементьева отмечает, что в этом законе не учитывается специфика реставрационных работ, проводимых на объектах культурного наследия. Петербургские реставраторы сетуют на то, что закон позволяет пропускать на рынок сомнительные компании. Павел Пожигайло, председатель попечительского совета ВООПИиК, называет закон № 94-ФЗ «коррупционным», поскольку тендеры на проведение реставрационных работ выигрывают, как правило, организации, которые предлагают наименьшую сумму расходов. Такие компании, по мнению экспертов, удешевляют проекты чаще всего за счет материалов и технологий, экономить на которых в реставрационной деятельности нельзя в принципе. В результате страдают памятники. По мнению Павла Пожигайло, 94-й закон только вредит реставрационной отрасли. Пресечь губительные действия нерадивых реставраторов можно только путем его корректировки. Однако, чтобы внести поправки в этот закон, требуется четкое обоснование специфики реставрации как отдельной отрасли, что сейчас сделать невозможно – реставрация не является отдельной отраслью.
«Лазейка» длЯ бизнеса
Серьезная проблема в сфере охраны памятников связана с источниками финансирования восстановительных работ. Эксперты считают, что если сформировать на должном уровне закон о меценатстве, то многие финансовые вопросы будут решены. Однако, как выяснилось, и этот закон может обернуться палкой о двух концах. Государственные чиновники тормозят принятие этого документа, поскольку почти уверены в том, что закон о меценатстве может стать лазейкой для уклонения от налогов. По словам Андрея Бусыгина, заместителя министра культуры РФ, в этом ведомстве сейчас рассматриваются экономические механизмы регулирования закона о меценатстве. Александр Тягунов, заместитель председателя Комитета по культуре Государственной Думы РФ, отметил, что именно концепция Минкульта станет основой долгожданного закона.
На общественных наЧалах
Корректировки, по мнению участников конференции, требует и закон № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия» (принят в 2002 г.). По словам Галины Маланичевой, председателя Центрального совета ВООПИиК, члена Совета при президенте РФ по культуре и искусству, нужно внести такие поправки в закон, которые бы предусматривали обязательное согласование с ВООПИиК проектной документации и экспертиз градостроительных проектов. Сейчас, по действующему законодательству, общественные организации вправе оказывать содействие государственным органам в деле охраны памятников, но не более того. Советы и мнения ВООПИиК носят лишь рекомендательный характер.
Юрий Лаптев, советник президента РФ, уверен в том, что именно от регулирования законодательной базы зависит дальнейшая судьба национального достояния. «То, что мы находимся у предельной черты сохранения нашего наследия, очевидно, – говорит Юрий Лаптев. – Пока у нас не будет законодательной брони, мы не сможем продвинуться дальше». Похожие выводы, увы, стали традиционными на мероприятиях, посвященных охране культурного наследия. Пока чиновники и общественные организации не объединятся в решении общих проблем, культурное наследие будет оставаться в бедственном положении.
Автор: Марина Голокова
К такому заключению пришли участники всероссийской научно-практической конференции «Общественно-государственное партнерство в деле охраны памятников истории и культуры». Проблема озвучивается далеко не первый год, но, несмотря на это, видимых изменений в законодательстве пока нет.
Между властью и общественными организациями постоянно возникают споры, связанные с вопросами охраны объектов культурного наследия. Открытые расхождения во взглядах чиновников и общественности порой доходят до конфликтных ситуаций. По словам Веры Дементьевой, главы КГИОП, эти острые дебаты вредны для здоровья, но полезны для дела, поскольку в них все же рождается истина.
На конференции, организованной Всероссийским обществом охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК), истина все-таки открылась. Обсуждая насущные проблемы в сфере охраны объектов культурного наследия, оппонирующие стороны пришли к единому мнению: корень зла кроется в несостоятельности законодательства. Правда, эту истину власть и общество открыли далеко не в первый раз. Проблемы в законодательной сфере уже традиционно затрагиваются практически на каждом мероприятии, посвященном охране памятников. Однако подвижек в решении этих проблем пока не видно.
«Коррупционный» закон
В том, что национальное наследие сегодня находится буквально в бедственном положении, по мнению участников конференции, виноват в первую очередь Федеральный закон № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (принят в 2005 г.). Вера Дементьева отмечает, что в этом законе не учитывается специфика реставрационных работ, проводимых на объектах культурного наследия. Петербургские реставраторы сетуют на то, что закон позволяет пропускать на рынок сомнительные компании. Павел Пожигайло, председатель попечительского совета ВООПИиК, называет закон № 94-ФЗ «коррупционным», поскольку тендеры на проведение реставрационных работ выигрывают, как правило, организации, которые предлагают наименьшую сумму расходов. Такие компании, по мнению экспертов, удешевляют проекты чаще всего за счет материалов и технологий, экономить на которых в реставрационной деятельности нельзя в принципе. В результате страдают памятники. По мнению Павла Пожигайло, 94-й закон только вредит реставрационной отрасли. Пресечь губительные действия нерадивых реставраторов можно только путем его корректировки. Однако, чтобы внести поправки в этот закон, требуется четкое обоснование специфики реставрации как отдельной отрасли, что сейчас сделать невозможно – реставрация не является отдельной отраслью.
«Лазейка» длЯ бизнеса
Серьезная проблема в сфере охраны памятников связана с источниками финансирования восстановительных работ. Эксперты считают, что если сформировать на должном уровне закон о меценатстве, то многие финансовые вопросы будут решены. Однако, как выяснилось, и этот закон может обернуться палкой о двух концах. Государственные чиновники тормозят принятие этого документа, поскольку почти уверены в том, что закон о меценатстве может стать лазейкой для уклонения от налогов. По словам Андрея Бусыгина, заместителя министра культуры РФ, в этом ведомстве сейчас рассматриваются экономические механизмы регулирования закона о меценатстве. Александр Тягунов, заместитель председателя Комитета по культуре Государственной Думы РФ, отметил, что именно концепция Минкульта станет основой долгожданного закона.
На общественных наЧалах
Корректировки, по мнению участников конференции, требует и закон № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия» (принят в 2002 г.). По словам Галины Маланичевой, председателя Центрального совета ВООПИиК, члена Совета при президенте РФ по культуре и искусству, нужно внести такие поправки в закон, которые бы предусматривали обязательное согласование с ВООПИиК проектной документации и экспертиз градостроительных проектов. Сейчас, по действующему законодательству, общественные организации вправе оказывать содействие государственным органам в деле охраны памятников, но не более того. Советы и мнения ВООПИиК носят лишь рекомендательный характер.
Юрий Лаптев, советник президента РФ, уверен в том, что именно от регулирования законодательной базы зависит дальнейшая судьба национального достояния. «То, что мы находимся у предельной черты сохранения нашего наследия, очевидно, – говорит Юрий Лаптев. – Пока у нас не будет законодательной брони, мы не сможем продвинуться дальше». Похожие выводы, увы, стали традиционными на мероприятиях, посвященных охране культурного наследия. Пока чиновники и общественные организации не объединятся в решении общих проблем, культурное наследие будет оставаться в бедственном положении.
Автор: Марина Голокова
рубрика:
Проблемы и перспективы
