Царскосельские хлопоты

Грядущий год для Государственного музея-заповедника «Царское Село» в преддверии его 300-летия обещает быть особенно напряженным.

Руководство музея намерено выполнить львиную долю реставрационных работ. Масштабная реконструкция в Царском Селе развернулась благодаря программе подготовки к юбилейным торжествам. Многие заброшенные памятники архитектуры наконец обретают новую жизнь и открываются для посетителей.
Остров длЯ концертов
В Екатерининском парке открылся отреставрированный павильон «Зал на острову». Это один из многострадальных объектов дворцово-паркового комплекса, которые несколько лет находились в катастрофическом состоянии. Средства на реставрацию памятников архитектуры стали поступать только в последние годы, накануне 300-летия Царского Села.
Отреставрированный «Зал на острову» расположен в центре Большого пруда – искусственного водоема, созданного в Екатерининском парке. Это памятник архитектуры XVIII века, создание которого связано с именами великих мастеров разных эпох: Чевакинского, Растрелли, Кваренги, Стасова, Неелова. Каждый из архитекторов в разное время вносил свои изменения в проект реконструкции и реставрации зала.
В 1794 году павильон реконструировали в стиле классицизма – высота здания была увеличена за счет парапета, объект освободили от всех барочных изысков. Внутренний объем павильона был тоже увеличен по высоте и разделен на три части колоннами из искусственного мрамора. Плафон, карниз и откосы окон были украшены декоративной росписью.
В 1820 году работы в павильоне велись уже под руководством Стасова и Неелова. Живопись была частично забелена и переписана художником Брандуковым «трофеями под лепную работу» в технике гризайль. Тогда же изменилось и целевое назначение павильона: из ассамблейного зала, служившего местом увеселений в середине XVIII века, он превратился в павильон для приемов и концертов камерной музыки.
«Зал на острову», как и многие другие памятники архитектуры, сильно пострадал во время Великой Отечественной войны. Артиллерийские снаряды разрушили кровлю и перекрытия, столярные заполнения проемов и пол павильона. После войны сохранить «Зал на острову» было практически невозможно. В 1953 году положение усугубили работы саперов, которые очищали дно Большого пруда от мин и снарядов, периодически их взрывая. Здание утратило свой прежний архитектурный облик.
Некогда служивший императорскому двору концертным залом, павильон превратился в место для хранения лодок. Сильный пожар привел к окончательному обрушению кровли и утрате остатков художественной отделки.
Павильон на Большом пруду несколько десятилетий представлял собой унылое зрелище. В 1986 году архитектор Александр Кедринский создал проект его реставрации. Однако работы начались лишь 10 лет спустя, когда была воссоздана паромная переправа, связавшая остров с Екатерининским парком. К тому времени павильон был доведен до столь катастрофического состояния, что уже не подлежал восстановлению. Не сохранились ни кровля, ни перекрытия, ни пол – ничего, кроме кирпичной кладки стен.
Воссоздать с нулЯ
Реставрационные работы проводили несколько компаний, в том числе польская фирма PKZ, которая воссоздала перекрытия, кровлю, заполнения оконных и дверных проемов, кладку пилястр и колонн, штукатурку стен, потолка и фасадов здания. Реставраторы ООО «Геликон» выполнили облицовку искусственным мрамором колонн и пилястр. Большой объем работ провело ООО «Ресстрой». По словам генерального директора компании Геннадия Кравца, специалисты приступили к работам в 1996 году. Реставраторы воссоздали живописный плафон, фриз павильона. Однако спустя 2 года объект пришлось законсервировать. Проволочки с государственным финансированием серьезно затягивали процесс реставрации. Специалисты вернулись к объекту лишь в апреле прошлого года. Но за 9 лет часть павильона, восстановленная в 1996-1998 годы, вновь пришла в плохое состояние. Геннадий Кравец отмечает, что пришлось заново укреплять живопись, полностью переделывать пол.
«Зал на острову», как и другие павильоны Екатерининского парка, изначально строился как летний и эксплуатировался по 2-3 месяца в году. Ранее в нем не было систем отопления и вентиляции. По словам Геннадия Кравца, сейчас реставраторы установили современную систему вентиляции, которая позволит эксплуатировать павильон круглый год. Специалисты ГМЗ «Царское Село» отмечают, что «Зал на острову» будет служить, как и прежде, местом проведения камерных концертов.
Другой павильон, тоже предназначенный для концертов, – «Концертный зал» – планируется восстановить до апреля 2009 года. Здание, построенное в 1782-1788 годах, является одним из самых ранних творений Кваренги. Сейчас там проведена большая часть работ: заменены перекрытия, кровельные конструкции, укреплен штукатурный слой центрального плафона.
Шаг за шагом
В следующем году впервые за долгое время откроется павильон «Турецкая баня», расположенный на берегу Большого пруда в Екатерининском парке. Здание было построено по проекту архитектора Монигетти. Сегодня специалисты завершают комплексную реставрацию внутренней отделки, выполненной в «мавританском» стиле.
Павильон «Вечерний зал», построенный по замыслам Неелова и Руска в стиле позднего классицизма, будет полностью отреставрирован в следующем году.
Уникальный павильон «Эрмитаж», расположенный в регулярной части Екатерининского парка, тоже пребывал в плачевном состоянии в течение 40 лет. В 2009 году реставраторы наконец откроют современникам секреты его кухни. Ведь «Эрмитаж» – один из наиболее интересных проектов архитектора Растрелли. Изначально он предназначался для развлечений узкого круга придворных. Особенность памятника в том, что его зал способен превращаться в столовую – специальные механизмы позволяют поднимать на второй этаж сервированный стол.
К настоящему времени реставраторы заменили перекрытия, кровельные конструкции, заново изготовили падугу, укрепили штукатурный слой центрального плафона. Реставрация живописи и декоративного оформления павильона начнется только после того, как будет принята научная концепция. Еще не утвержден исторический колорит живописных композиций, нет точного представления о том, как будут восстанавливаться барельефы на стенах ротонды.
Прощай, оружие!
Проблемы другого памятника – Александровского дворца – вполне соответствуют его немалым размерам. Это один из крупнейших объектов культурного наследия федерального значения. Его уже много лет занимает военная организация, которая подчиняется лишь Министерству обороны РФ. Военное ведомство, в свою очередь, за время нахождения во дворце не позаботилось о том, чтобы вернуть жизнь «убитому» временем памятнику. Результат – ныне дворец находится в весьма печальном состоянии.
В этом году решение проблемы сдвинулось с мертвой точки. Министр обороны дал приказ своим подчиненным до 15 декабря 2008 года покинуть помещения Александровского дворца и переехать в другое здание. Попрощавшись с военными, дворец перейдет к Государственному музею-заповеднику «Царское Село». Уже нашлись благотворительные средства (1 млн 300 тыс. USD) на реставрацию левого крыла здания. Деньги, которые потребуются на восстановление всего дворца, руководство музея не сможет даже запрашивать у государства до тех пор, пока здание не будет полностью передано на баланс ГМЗ «Царское Село».

Автор: Марина Иванова
рубрика: Архитектура и реставрация
Поделиться:
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.