С разбегу… о метро

Градостроительный совет Петербурга одобрил концепцию развития территории, ограниченной 3-м Верхним переулком, проспектами Энгельса и Суздальским, а также участком, отведенным депо метрополитена вблизи конечной станции «Парнас».

Однако позиция руководства петербургского метрополитена поставила под угрозу планы строительства на северном въезде в Петербург современного пересадочного узла и крупного делового комплекса.
Архитектор Олег Романов, представляя проект, разработанный ООО «Санкт-Петербургский институт архитектуры», подчеркнул наличие целого ряда как объективных, так и субъективных серьезных ограничений, в рамках которых пришлось работать проектировщикам даже при отсутствии исторических объектов на территории застройки, отнесенной к категории ДД1-2.
Сложный уЧасток
В первую очередь, территория получила сложную конфигурацию: два ее почти изолированных участка были обусловлены предусмотренной Генпланом пробивкой улицы, которая соединит 3-й Верхний переулок и Железнодорожную улицу. Еще один участок оказался отсечен лишь эпизодически используемой железнодорожной веткой, принадлежащей метрополитену.
Среди других ограничений и проложенный на малой глубине (2–7 м) тоннель метро, на расстоянии полусотни метров от которого невозможно никакое строительство, и санитарно-защитные зоны, где запрещено жилищное строительство, и сразу три линии электропередачи, которые проходят через место расположения будущей высотной доминанты квартала – башни бизнес-центра высотой 101 м.
Большинство членов Градостроительного совета положительно восприняли очевидно выраженное намерение авторов проекта не выжимать из участка все возможное. Об этом свидетельствует и умеренная (порядка 65-70 м) высота зданий внутри квартала, и большие зеленые зоны вокруг высоток, и даже по собственной инициативе почти на 20% превышенный норматив озеленения.
Усугубила проблемы проектировщиков «социальная нагрузка» проекта: один из участков его территории определен властями для строительства автобусного вокзала, рассчитанного на 24 поста (18 – прибытия, 6 – убытия). Также по просьбе города здесь должны быть расположены автозаправочная станция и крупная перехватывающая парковка (более чем на 1000 машиномест). Кроме того, на первом этаже паркинга бизнес-квартала будет оборудована стоянка для 50 автобусов.
С проблемой парковок (обычной проблемой бизнес-центров) проектировщики разобрались радикально, расположив их не только в стильных стилобатах с волнообразными крышами, но и в двух подземных уровнях почти под всей территорией застройки. В общей сложности они способны принять более 5 тыс. автомашин.
Кубизм поневоле
Заказчиком проекта является ООО «Сидней», специально для реализации этого проекта созданное девелоперской структурой группы «Стэп» – Shangauer investburo (SIB). Михаил Лысков, руководитель проектов компании SIB, отметил, что в квартале предпринята попытка решить проблему создания крупного транспортного узла, включающего городской метрополитен, международный и междугородный автобусный вокзал, а также крупный перехватывающий паркинг. По его мнению, создание крупного делового комплекса в районе, приближенном к месту проживания около 1 млн человек (с учетом жилого комплекса «Северная долина»), создаст возможность приблизить рабочие места к месту проживания людей, перераспределить транспортные потоки, избавив многих пассажиров от необходимости пересекать перегруженный центр города.
Помимо бизнес-центров, в составе комплекса из 13 современных зданий – конгресс-центр международного класса и гостиница, соединенные зданием спортивного комплекса и плавательного бассейна. Предприятия, выполняющие торговые и сервисные функции, будут размещены по периметру квартала.
Концепция развития территории могла бы обойтись лишь «кубиками» будущих зданий. Но авторы поделились своим видением оформления квартала. В частности, вокруг высотных башен-«пластин» предусмотрены зеленые пространства площадью приблизительно по 1000 кв. м. А сами башни имеют форму сдвоенных пеналов, узкие глухие торцы которых за счет применения современных облицовочных материалов в сочетании с разновысотными зданиями квартала представляют собой динамичную объемную художественную композицию в стиле авангард.
УдаЧный образ
Рецензент, архитектор Святослав Гайкович, высоко оценил уровень выполнения и презентации проекта, несмотря на его неоднозначность, вызванную сложным сочетанием сплетенных в один узел факторов. Но, по его словам, авторы проекта ухитрились даже из негатива сделать позитив: полученные в нагрузку обременения они смогли, не нарушая целостную структуру застройки, превратить в привлекательные образные элементы. По мнению г-на Гайковича, образ крупного делового центра на магистрали, ведущей в Петербург, авторам проекта вполне удался, а его архитектурная концепция оказалась изящной и очень красивой.
И Святослав Гайкович, и академик Юрий Курбатов, и некоторые другие члены Градсовета высоко оценили архитектурные решения, которые нашли созвучными эстетике русского авангарда. Угловатый контур остекленного корпуса высотного здания создает впечатление свободно поставленных друг на друга прямоугольников. Корпуса центральной части квартала представляют собой сложные многоугольники с разновысотными горизонтальными выступами. Здание гостиницы имеет форму цилиндра, конгресс-центр – эллипса, а три здания, образующих треугольник, «лесенкой» понижаются к встречным оконечностям их фасадов. Не напрасно и другие члены Градсовета благодарили разработчиков за возвращение «к Малевичу, к супрематизму…».
Кость в горле
Впрочем, и рецензент, и другие архитекторы единодушно отметили главный недостаток проекта – чрезмерно удаленные друг от друга элементы транспортного узла. Однако возник он не по вине проектировщиков.
Как пояснил архитектор Олег Романов, разместить их плотнее или хотя бы организовать к ним кратчайший пешеходный подход не позволяет позиция руководства метрополитена, который владеет участком земли рядом со станцией «Парнас». Устроить перехватывающую парковку сегодня предполагается более чем в полукилометре от метро. «Далековато», – считает Михаил Лысков. Он пояснил, что представители заказчика не раз обращались к руководству метрополитена, пытаясь арендовать или иным образом получить возможность использовать в интересах проекта и города принадлежащую метрополитену землю. Но, по его словам, «метро стояло насмерть»: его руководители уперлись в идею строительства именно здесь своего ведомственного института, нужного транспортному узлу или деловому кварталу не больше, чем той самой рыбке тот самый зонтик. Хотя именно из-за этого упорства рушится, превращаясь в нелепость, сама концепция современного транспортного узла и наносится ущерб имиджу Петербурга, в то время когда вокруг – промышленная зона, пустыри и болота, да и на территории депо метрополитена, для которого и план застройки не разработан, места для института вполне достаточно.
С головы на ноги
Архитектор Никита Явейн назвал работу коллег хорошей и профессиональной. Он подчеркнул, что основные вопросы адресованы не к проектировщикам, а к формированию заказа. По его словам, мировой опыт, да и просто здравый смысл говорит: перехватывающая парковка и автовокзал, расположенные дальше 100 м от метро, – это уже плохое решение. Но 600 м – это даже не прошлый век. Десятки тысяч людей ежедневно будут тратить здесь нервы и терять по 20 минут времени. А Петербург получит ощутимый удар по его имиджу современного европейского города.
Александр Викторов, председатель КГА, попросил пригласить руководство метрополитена в КГА на беседу. Возможно, этого будет достаточно, чтобы перевернуть проект «с головы на ноги». Он выразил общее мнение коллег, назвав работу проектировщиков высокопрофессиональной и запоминающейся. «Здесь есть вещи, которые, однажды увидев, трудно забыть», – сказал он.
Архитектурные качества проекта должны быть сохранены при необходимой дальнейшей работе над ним. Главное сейчас, по мнению председателя КГА, – совместно с метрополитеном и комитетами администрации Петербурга найти решение, позволяющее сделать востребованный пересадочный узел удобным для людей, переместив его к станции метро.

Справка
Площадь участка застройки –
134 184 кв. м
Площадь застройки – 35 016 кв. м
Общая площадь офисных помещений – 299 275 кв. м
Площадь помещений гостиницы –
9500 кв. м
Площади конгресс-центра – 6080 кв. м
Площадь автовокзала – 7400 кв. м
Перехватывающая парковка на 1002 машиноместа
Собственные паркинги квартала –
5087 машиномест
Площадь озеленения – 24 280 кв. м (18,1% территории)

Автор: Михаил Журавлев
рубрика: Архитектура и реставрация
Поделиться:
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.