Кризис ведет к инновациям

Производители и поставщики строительных материалов следующими после девелоперов почувствовали на себе последствия финансового кризиса. Часть проектов замораживается, заказчики в целях сокращения издержек экономят на материалах. Каким будет следующий год в отрасли, как спасти свой бизнес – эти вопросы обсуждали участники круглого стола в информационном центре «Строй-Пресс».
Записала Наталья Юдина
Олег Клочан, коммерческий директор ООО «СЗНК-Бетон»:
– По состоянию на октябрь 2008 года на рынке зафиксировано снижение платежеспособного спроса, которое продолжилось в ноябре. В целом по рынку возможно снижение спроса до 20 процентов. Если говорить о цементе как сырье для производства бетона, российской продукции сейчас достаточно, даже существует переизбыток. Однако приход новых компаний, в том числе зарубежных, только на пользу рынку. Все мы знаем, насколько за последние три года выросла цена на цемент. Все мы также знаем себестоимость его производства, поэтому планка, до которой может снижаться цена на цемент, еще не достигнута.
Александр Ремига, генеральный директор компании ООО «ИТ-Альянс»:
– Наш выход на рынок цемента произошел в не самое благоприятное время – летом, в самом начале кризиса в цементной отрасли. Мы занимаемся экспортом цемента из Португалии, первое время после открытия компании спроса не было вообще. За последние 3 месяца спрос растет, в несколько раз увеличился объем сбыта. Финансовое положение компании стабильное, так как мы не зависим от кредитов.
Сергей Неродный, коммерческий директор ОАО «Гранит-Кузнечное»:
– Во всей технологической цепочке производства стройматериалов наша компания является практически первой. Она ориентирована не только на жилищное строительство, которое сейчас наиболее подвержено влиянию кризиса, но также на инфраструктурное и транспортное строительство. За последние 8 лет нерудные материалы не показывали значительного роста цен. Сокращение штата или снижение зарплаты в компании не планируется. Наша задача – диверсифицировать выпуск продукции, не перекладывая на сотрудников бремя кризиса.
Сергей Волков, менеджер по продажам ООО «Винербергер Кирпич»:
– На существующих крупных объектах мы заметили спад активности, однако проекты, которые финансируются за счет собственных средств, продолжаются. Изменения объемов поставок или задержек платежей нет. В целом мы нацелены на частного застройщика, спрос на этом рынке восстановился, и на конец 2008 года идут активные продажи.
Людмила Иванова, директор
по маркетингу ООО «Завод
биоконструкций «Армакс»:
– Кризис прежде всего влияет на крупные инвестиционные проекты, но глобального спада мы не наблюдаем. Рынок производства сэндвич-панелей ежегодно рос примерно на 20-25 процентов, на следующий год прогнозируем рост в 10 процентов. На южные регионы делаем большие ставки: здесь активно финансируют агрокомплекс, развивается большое количество проектов частных инвесторов. Мы не планируем пока сокращения штата, но в рамках кризиса большое внимание уделяем внутренней оптимизации.
Виталий Зубченко, заместитель генерального директора по маркетингу ДСК «Славянский»:
– Основной объем наших поставок идет на строительство жилого комплекса «Новая Ижора» в Колпино. Когда на рынке появились слухи о кризисе, завод получил возможность брать сторонние заказы. С начала 2008 года поставщики снизили цены на 10 процентов. За счет этого мы стали проводить более гибкую ценовую политику для покупателей. В зависимости от заказчика, мы предлагаем разные виды конструкций, варианты оплаты. У основного заказчика – холдинга «Балтрос» – на 2009 год запланирован ввод новых проектов, поэтому мы уверенно себя чувствуем в сегодняшних условиях.
Павел Курьянов, региональный менеджер по продажам ООО «КНАУФ Инсулейшн»:
– В начале 2008 года по рынку изоляционных материалов озвучивались два прогноза развития: пессимистический – рост производства на 5 процентов, оптимистический – на 8 процентов. По факту на конец ноября рост составил 0 процентов. В декабре возможно падение на 10 процентов. По сравнению с прошлым годом рост объема продаж компании составляет 5 процентов, падение не прогнозируется. Мы поддерживаем своих партнеров кредитными деньгами, а это для них сейчас важнее небольшого снижения цены.
Владимир Трофименко, заместитель генерального директора
по сбыту ООО «КНАУФ Пенопласт»:
– Объем производства в компании в октябре снизился на 40 процентов, примерно такого же снижения ожидаем в ноябре. Однако в будущее смотрим с оптимизмом. В кризисе есть и положительный момент. Многие бизнесмены, работающие на рынке производства стройматериалов и в строительстве, поняв необходимость экономить, будут искать новые технологии, которые позволят сокращать затраты.
Светлана Новикова, коммерческий директор ОАО «Глебычевский керамический завод»:
– До сих пор основной продукцией завода была агломератная плитка. Сейчас запускается новый проект по обработке камня. Считаем, что рынок для сбыта есть, уделяем внимание регионам. Сокращение штата на производстве не происходит, более того, мы привлекаем квалифицированные кадры. Мне кажется, рынок уже «наелся» дешевыми некачественными материалами, поэтому мы будем ориентироваться на выпуск качественной продукции.
Татьяна Иванова, генеральный директор ООО «Гидромон»:
– В течение последних 2 лет в отрасли много говорилось о повышении качества строительства. При выходе на рынок сухих строительных смесей 4 года назад мы столкнулись с тем, что приходилось менять психологию строителя. На данный момент заказчик, генподрядчик и подрядчик – это разорванная цепочка. Когда заказчика обяжут нести ответственность за сданный объект, он будет задумываться о качестве материалов и применять новые технологии.
Георгий Вязников, начальник
отдела развития строительной
индустрии Комитета по строительству Ленинградской области:
– Серьезный заказчик не станет покупать некачественный материал. Если компания строит 20-этажный монолитный дом, с каждого бетоновоза идет пробная заливка. При частном строительстве экономят и покупают дешевый бетон. Мелкий бизнес не всегда отвечает за качество.
Евгений Сигаев, ведущий
юрисконсульт ООО «ЦНПЭ «ПетроЭксперт»:
– Спрос на проведение экспертиз качества стройматериалов растет, но в последнее время это чаще уже судебная экспертиза. Всех коснулся кризис, юридические и физические лица редко готовы заказывать те или иные экспертизы до суда.
Сергей Полонский, коммерческий директор ООО «Аэрок Санкт-Петербург»:
– Застройщики заинтересованы в качественных современных стройматериалах. Имеющаяся сегодня нормативная база устарела для новой продукции. В 2008 году в Санкт-Петербурге зарегистрирована Ассоциация производителей автоклавного газобетона. Своими силами мы разработали два новых ГОСТа, которые соответствуют новым качественным характеристикам нашей продукции.
Денис Зыкин, заместитель
коммерческого директора
ООО «Haus-Konzept «Содружество»:
– Стоимость квадратного метра жилья сейчас не снижается – этому строители находят объективную причину. На данный момент жилье, которое продается, построено из стройматериалов, которые закупались 2-3 года назад. Через 3-4 года будут реализованы проекты, которые начинаются с установившимися сегодня ценами на материалы.
Игорь Шикалов, начальник
методического отдела Комитета
по строительству администрации Санкт-Петербурга:
– Снижение цен на рынке стройматериалов отмечается значительное. С начала 2008 года цемент упал в цене на 30 процентов, металл – на 40 процентов. Однако как только начнет расти цена на жилье, начнет расти и цена на сырье. Так что же первично – рост цен на стройматериалы или на жилье? Я считаю, что каждый производитель держит цену на том уровне, по которой его продукцию покупают. Рынку нужны инновационные решения.

Автор: Наталья Юдина
рубрика: Технологии и материалы
Поделиться:
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.