Георгий Богачев: «Запретительные меры нужны для исключительных случаев»
«Строительный» вице-губернатор региона рассказал нашему изданию о планах по развитию взаимодействия с застройщиками.
– Георгий Игоревич, Ленобласть сегодня бьет рекорды по темпам строительства. Настанет ли когда-нибудь время, когда вам придется искусственно сдерживать процесс застройки?
– Мы уже сейчас сдерживаем его, когда речь идет о неконтролируемой, хаотичной застройке. Вообще, искусственно сдерживать естественное развитие трудно и бессмысленно. Это как пытаться остановить цунами. Другое дело – ввести процесс в цивилизованные и законные рамки, сделать его управляемым, это правильный путь и наша основная задача. А запретительные меры – в исключительных случаях.
– На заседаниях Градсовета далеко не все проекты планировок получают одобрение. Много проблем в Янино, в Мурино. Не повредит ли придирчивость Градсовета запланированным показателям ввода жилья?
– Тут нет нашего злого умысла. Мы столкнулись с таким непрофессионализмом подготовки документов и таким откровенным желанием «урвать и смыться», что нам ничего не остается, как отклонять эти проекты и отправлять их на доработку. То, что делает застройщик, – это на десятилетия, а может быть, на века. Это должно быть пригодно для жизни. И цена ошибки весьма высока. Вот нам и приходится заниматься «прополкой», поскольку далеко не у всех застройщиков присутствует необходимый уровень культуры и ответственности. И потом не все наши заключения отрицательные – на первом Градсовете проект в пос. Новоселье (МО Аннинское сельское поселение) был одобрен и не вызвал никаких возражений, потому что он был выполнен грамотно и соответствовал всем нормативам.
– Одна из ваших главных инициатив на посту вице-губернатора – программа «Детские сады в обмен на налоги». Каких количественных и качественных результатов вы ожидаете от ее развития?
– Мы пока не ставим определенных количественных целей, даже если один проект будет реализован – уже хорошо. Но уже в этом году мы заложили три детских сада, что дает основания надеяться, что следующий год станет в этом смысле «урожайным» и мы увидим реальные результаты программы. Но в перспективе мне кажется неплохим показатель пять детских садов в год, или около 700 мест. Я полагаю, что на эти цифры можно выйти за 2-3 года.
– Помимо детских садов и школ в программе смогут принять участие другие объекты инфраструктуры?
– Если застройщики будут хорошо зарабатывать и платить в бюджет области много налогов, то почему бы и нет. Если у нас появится источник финансирования, то это могут быть и дороги, и поликлиники. Если программа решит проблему с обеспечением территорий детскими садами и школами – это будет большой шаг вперед.
– Существует ли возможность выкупа детских садов и школ у застройщика за бюджетные средства вне всяких программ?
– Безусловно, есть указание президента, принят план мероприятий, разработана «дорожная карта» по ликвидации очередей в детские сады. Задачу необходимо выполнить до конца 2016 года. Но дело в том, что механизм бюджетного строительства сильно зарегулирован. Он имеет тенденцию затягиваться. Объекты не всегда сдаются в запланированные сроки. Если сравнить по времени сроки реализации проектов, находящихся в руках у бюджетного и частного застройщиков, то у частного это получается в два раза быстрее. Просто ему не нужно каждый свой шаг сверять с 94-ФЗ, прочими законами, регулирующими бюджетное строительство. Но поскольку деньги в бюджете на эти цели предусмотрены, мы готовы выкупать готовые детские сады и школы у застройщиков, даже если те еще не являются нашими налогоплательщиками. Это вполне реальная схема.
– На последнем Координационном совете был одобрен типовой вариант соглашения между регионом, муниципалитетами и строителями. Вы подчеркнули, что соглашение будет детально прорабатываться в каждом конкретном случае. На какие индивидуальные «поправки» смогут рассчитывать строители?
– Соглашение в любом случае будет индивидуальным, потому что будет определять группу лиц, налоги которых засчитываются. Мы должны стимулировать застройщиков и подрядчиков, занимающихся жилищным строительством на территории региона, чтобы они стали налогоплательщиками Ленинградской области. Наша цель – увеличение доходной части бюджета региона, мы этого не скрываем. Да, это такая борьба за налогоплательщиков, которых мы привлекаем, применяя эти льготы. Если говорить о результатах, то к разработке индивидуальных соглашений уже приступили «Арсенал-Недвижимость», ЦДС, «Сэтл Сити». Думаю, что до конца года мы сможем подписать 3-4 таких соглашения.
– Вы планируете развивать иные формы «льготного» сотрудничества с застройщиками?
– Да, планируем. Пока это просто идея, но у нас есть желание выстроить похожую схему по строительству новых региональных дорог. Это дело не ближайшего будущего, но мы над этим думаем.
– Да, действительно, один из самых сложных участков в вашем ведомстве – дороги. Планируете ли вы и на этом участке строить последовательную политику?
– Да, такая необходимость очевидна. Комитет по дорожному хозяйству сейчас разрабатывает стратегию управления дорожным хозяйством. Все дороги разные по состоянию и по нагрузке, подход к ним также должен быть дифференцированным. Это в первую очередь касается ремонтов и реконструкции. Необходимо наводить порядок в грузовом движении, потому что никаких денег не хватить ремонтировать дороги, если они будут так беспощадно эксплуатироваться, как это происходит сейчас. Мы начали устанавливать пункты весового контроля, чтобы пресечь эту порочную практику, когда при разрешенных 40 тоннах грузовик едет с 70. Мы обязаны навести здесь порядок. Кроме того, со следующего года мы планируем значительно увеличить ассигнования на содержание дорог, чтобы вовремя выявлять и предотвращать их разрушение.
– Не можем не спросить про развитие взаимоотношений правительства области и шведского концерна NCC. На последнем заседании проект планировки Муринского поселения не был одобрен.
– Работа с иностранным застройщиком продолжается. Мы наконец получили от Муринского поселения ходатайство по отклонению от региональных нормативов градостроительного проектирования, касающееся проекта NCC. На Градсовете проект планировки этой части Муринского поселения вызвал ряд очень серьезных замечаний, их нужно снимать. И тут мы неизменно готовы к диалогу. Что касается судебных разбирательств – это тоже хороший способ разрешить спор, ничего плохого тут нет.
– Крупнейшее строительное профессиональное сообщество в Ленобласти «ЛенОблСоюзСтрой» объявило об обновлении состава как своих членов, так и руководства в связи с расширением функций и задач этого профобъединения. Вы будете принимать участие в формировании, скажем так, нового облика союза?
– Мне, как известно, удалось побывать в шкуре застройщика, и мне понятны его стремления и надежды. Профсообществу необходим инструмент диалога с властью, нужен кто-то, кто берет на себя функции лоббиста в хорошем смысле этого слова. Речь не идет о коррупции, но бюрократия – неизбежная оборотная сторона медали любой власти, даже самой прогрессивной. При этом если каждый застройщик будет иметь свою группу «согласователей», мы реально рискуем погрязнуть в бесконечных согласованиях. Хорошо, если это будет единое окно, обслуживающее интересы всего строительного сообщества. Причем роль этого института наделять какими-то сверхзадачами не нужно, это рабочая лошадь, которая будет вести повозку со всеми застройщиками.
– Георгий Игоревич, что пожелаете застройщикам накануне Дня строителя?
– Работа строителя, с одной стороны, очень благодарная – она позволяет увидеть счастье тех, кто вселяется в новые дома. С другой стороны, это тяжелый труд. Я желаю коллегам сил, терпения, ответственности. Застройщик должен любить свою Родину, неважно, какой это регион, проектировать и строить как для себя, с тем чтобы потом не было стыдно за наши дела. И конечно, я желаю всем застройщикам экономического благополучия. Будет успешной экономика – будут успешными все.
– Георгий Игоревич, Ленобласть сегодня бьет рекорды по темпам строительства. Настанет ли когда-нибудь время, когда вам придется искусственно сдерживать процесс застройки?
– Мы уже сейчас сдерживаем его, когда речь идет о неконтролируемой, хаотичной застройке. Вообще, искусственно сдерживать естественное развитие трудно и бессмысленно. Это как пытаться остановить цунами. Другое дело – ввести процесс в цивилизованные и законные рамки, сделать его управляемым, это правильный путь и наша основная задача. А запретительные меры – в исключительных случаях.
– На заседаниях Градсовета далеко не все проекты планировок получают одобрение. Много проблем в Янино, в Мурино. Не повредит ли придирчивость Градсовета запланированным показателям ввода жилья?
– Тут нет нашего злого умысла. Мы столкнулись с таким непрофессионализмом подготовки документов и таким откровенным желанием «урвать и смыться», что нам ничего не остается, как отклонять эти проекты и отправлять их на доработку. То, что делает застройщик, – это на десятилетия, а может быть, на века. Это должно быть пригодно для жизни. И цена ошибки весьма высока. Вот нам и приходится заниматься «прополкой», поскольку далеко не у всех застройщиков присутствует необходимый уровень культуры и ответственности. И потом не все наши заключения отрицательные – на первом Градсовете проект в пос. Новоселье (МО Аннинское сельское поселение) был одобрен и не вызвал никаких возражений, потому что он был выполнен грамотно и соответствовал всем нормативам.
– Одна из ваших главных инициатив на посту вице-губернатора – программа «Детские сады в обмен на налоги». Каких количественных и качественных результатов вы ожидаете от ее развития?
– Мы пока не ставим определенных количественных целей, даже если один проект будет реализован – уже хорошо. Но уже в этом году мы заложили три детских сада, что дает основания надеяться, что следующий год станет в этом смысле «урожайным» и мы увидим реальные результаты программы. Но в перспективе мне кажется неплохим показатель пять детских садов в год, или около 700 мест. Я полагаю, что на эти цифры можно выйти за 2-3 года.
– Помимо детских садов и школ в программе смогут принять участие другие объекты инфраструктуры?
– Если застройщики будут хорошо зарабатывать и платить в бюджет области много налогов, то почему бы и нет. Если у нас появится источник финансирования, то это могут быть и дороги, и поликлиники. Если программа решит проблему с обеспечением территорий детскими садами и школами – это будет большой шаг вперед.
– Существует ли возможность выкупа детских садов и школ у застройщика за бюджетные средства вне всяких программ?
– Безусловно, есть указание президента, принят план мероприятий, разработана «дорожная карта» по ликвидации очередей в детские сады. Задачу необходимо выполнить до конца 2016 года. Но дело в том, что механизм бюджетного строительства сильно зарегулирован. Он имеет тенденцию затягиваться. Объекты не всегда сдаются в запланированные сроки. Если сравнить по времени сроки реализации проектов, находящихся в руках у бюджетного и частного застройщиков, то у частного это получается в два раза быстрее. Просто ему не нужно каждый свой шаг сверять с 94-ФЗ, прочими законами, регулирующими бюджетное строительство. Но поскольку деньги в бюджете на эти цели предусмотрены, мы готовы выкупать готовые детские сады и школы у застройщиков, даже если те еще не являются нашими налогоплательщиками. Это вполне реальная схема.
– На последнем Координационном совете был одобрен типовой вариант соглашения между регионом, муниципалитетами и строителями. Вы подчеркнули, что соглашение будет детально прорабатываться в каждом конкретном случае. На какие индивидуальные «поправки» смогут рассчитывать строители?
– Соглашение в любом случае будет индивидуальным, потому что будет определять группу лиц, налоги которых засчитываются. Мы должны стимулировать застройщиков и подрядчиков, занимающихся жилищным строительством на территории региона, чтобы они стали налогоплательщиками Ленинградской области. Наша цель – увеличение доходной части бюджета региона, мы этого не скрываем. Да, это такая борьба за налогоплательщиков, которых мы привлекаем, применяя эти льготы. Если говорить о результатах, то к разработке индивидуальных соглашений уже приступили «Арсенал-Недвижимость», ЦДС, «Сэтл Сити». Думаю, что до конца года мы сможем подписать 3-4 таких соглашения.
– Вы планируете развивать иные формы «льготного» сотрудничества с застройщиками?
– Да, планируем. Пока это просто идея, но у нас есть желание выстроить похожую схему по строительству новых региональных дорог. Это дело не ближайшего будущего, но мы над этим думаем.
– Да, действительно, один из самых сложных участков в вашем ведомстве – дороги. Планируете ли вы и на этом участке строить последовательную политику?
– Да, такая необходимость очевидна. Комитет по дорожному хозяйству сейчас разрабатывает стратегию управления дорожным хозяйством. Все дороги разные по состоянию и по нагрузке, подход к ним также должен быть дифференцированным. Это в первую очередь касается ремонтов и реконструкции. Необходимо наводить порядок в грузовом движении, потому что никаких денег не хватить ремонтировать дороги, если они будут так беспощадно эксплуатироваться, как это происходит сейчас. Мы начали устанавливать пункты весового контроля, чтобы пресечь эту порочную практику, когда при разрешенных 40 тоннах грузовик едет с 70. Мы обязаны навести здесь порядок. Кроме того, со следующего года мы планируем значительно увеличить ассигнования на содержание дорог, чтобы вовремя выявлять и предотвращать их разрушение.
– Не можем не спросить про развитие взаимоотношений правительства области и шведского концерна NCC. На последнем заседании проект планировки Муринского поселения не был одобрен.
– Работа с иностранным застройщиком продолжается. Мы наконец получили от Муринского поселения ходатайство по отклонению от региональных нормативов градостроительного проектирования, касающееся проекта NCC. На Градсовете проект планировки этой части Муринского поселения вызвал ряд очень серьезных замечаний, их нужно снимать. И тут мы неизменно готовы к диалогу. Что касается судебных разбирательств – это тоже хороший способ разрешить спор, ничего плохого тут нет.
– Крупнейшее строительное профессиональное сообщество в Ленобласти «ЛенОблСоюзСтрой» объявило об обновлении состава как своих членов, так и руководства в связи с расширением функций и задач этого профобъединения. Вы будете принимать участие в формировании, скажем так, нового облика союза?
– Мне, как известно, удалось побывать в шкуре застройщика, и мне понятны его стремления и надежды. Профсообществу необходим инструмент диалога с властью, нужен кто-то, кто берет на себя функции лоббиста в хорошем смысле этого слова. Речь не идет о коррупции, но бюрократия – неизбежная оборотная сторона медали любой власти, даже самой прогрессивной. При этом если каждый застройщик будет иметь свою группу «согласователей», мы реально рискуем погрязнуть в бесконечных согласованиях. Хорошо, если это будет единое окно, обслуживающее интересы всего строительного сообщества. Причем роль этого института наделять какими-то сверхзадачами не нужно, это рабочая лошадь, которая будет вести повозку со всеми застройщиками.
– Георгий Игоревич, что пожелаете застройщикам накануне Дня строителя?
– Работа строителя, с одной стороны, очень благодарная – она позволяет увидеть счастье тех, кто вселяется в новые дома. С другой стороны, это тяжелый труд. Я желаю коллегам сил, терпения, ответственности. Застройщик должен любить свою Родину, неважно, какой это регион, проектировать и строить как для себя, с тем чтобы потом не было стыдно за наши дела. И конечно, я желаю всем застройщикам экономического благополучия. Будет успешной экономика – будут успешными все.
рубрика:
Интервью
автор:
Дарья Литвинова