Область туристических возможностей

Туризм для Ленинградской области является одним из наиболее перспективных направлений. Тем не менее объем бюджетных средств, выделяемых на развитие этой сферы, пока невысок, как и количество денежных поступлений, которые регион получает от туризма.

Дарья Литвинова, главный редактор газеты «Строительный Еженедельник. Ленинградская область»
Михаил Великанов, руководитель гостиничного комплекса «Мишкина дача»
Дмитрий Заплатин, эксперт по агротуризму и развитию села ЗАО «Агриконсалт»
Мария Васильева, заместитель генерального директора по связям с общественностью ООО «Староладож­ская дача»
Анна Шумейко, коммерческий директор ЗАО «Маринетек СПб»
Олег Громков, руководитель отдела аналитики ООО «Северо-Запад Инвест»
Оксана Суворова, руководитель Информационно-туристского центра Ленинградской области
Олег Иванов, заместитель коммерческого директора ГК «УНИСТО Петросталь»
Тамара Черных, генеральный управляющий «Бутик-отель Golden Garden»


По подсчетам хельсинкского центра по развитию туризма, в период новогодних каникул 2013 года россияне побили свой же рекорд, оставив в магазинах, торговых центрах и отелях Финляндии более 200 млн EUR. Помимо финансовых рекордов зафиксированы и количественные – в зимние праздники в Суоми побывали около 400 тыс. россиян. Газета «Строительный Еженедельник. Ленинградская область» организовала круглый стол, на котором эксперты рынка рассуждали о причинах вялого развития туриндустрии в соседнем с Финляндией регионе.

Бюджетно и перспективно

В последнее время правительство Ленобласти уделяет особое внимание развитию туризма. Губернатор Александр Дрозденко поручил создать рабочую группу, которая будет заниматься вопросами, касающимися развития туристической индустрии. В будущем правительство региона планирует выделить в своем составе отдельное Управление туризма. Сейчас в регионе действует программа развития туризма и рекреации на 2010‑2015 годы, в рамках которой с 2010 по 2013 год было выделено на развитие этой сферы порядка 3 млн в год. На 2014-2015 годы запланировано увеличение финансирования – более 40 млн в год. Однако пока бюджеты на эти годы не приняты, и говорить о реальных цифрах рано. По словам Оксаны Суворовой, руководителя Информационно-туристского центра Ленинградской области, основными направлениями, на которые расходуются средства программы, является поддержка и продвижение тех туристических объектов, которые уже есть на территории области. «Прежде всего, это выставочная деятельность, а также бесплатно распространяющиеся информационные каталоги и проспекты, в которых размещается информация о туристических объектах области. Например, это ежегодный «Справочник путешественника», где на двух языках публикуется информация о гостиницах, базах отдыха, музеях, монастырях региона. Ежегодно выпускается «Календарь событий» – даты и места проведения праздников и фестивалей, которые проходят в области (более 120 мероприятий)», – рассказала Оксана Суворова.
Одно из самых важных турнаправлений в регионе – сельский туризм. «Развитие агротуризма имеет социальный аспект – это поддержка и занятость людей на селе, благоустройство территорий. Сейчас это весьма востребованное и разноплановое направление, гостевые дома активно заполняются. Причем большая часть гостей приезжает из Москвы и Подмосковья, Мурманской области, много иностранцев. Одним из лидеров по количеству объектов сельского туризма в регионе стал Лужский район, – сообщила Оксана Суворова. – Еще одно важное направление – событийный туризм (организация праздников, фестивалей), поскольку он позволяет привлечь туриста неоднократно. Поддержке событийного туризма также оказывается много внимания. В районах это понимают, каждый пытается найти свою изюминку, свою традицию, праздничную дату, которую можно было бы обыграть. В рамках Года духовной культуры большое внимание уделяется религиозному туризму. Как показало участие области в специализированных выставках, среди других религиозных мест региона особенно выделяется Свято-Троицкий Александра Свирского монастырь в Лодейнопольском районе».
В рамках программы развития туризма в регионе есть образовательные мероприятия, направленные на повышение уровня предоставляемых услуг. Проводятся семинары для владельцев сельских домов (школа сельского туризма), а также семинары для сотрудников гостиниц и баз отдыха (школа гостеприимства). Районы присылают заявки в зависимости от своих потребностей, и к ним направляются специалисты.
Правительство поддерживает и так называемые зеленые стоянки. «Мы имеем возможность поддержать один проект в год, – рассказала Оксана Суворова. – Суммы не глобальные, но, как показала практика, они дают территории необходимый толчок для развития. Район присылает заявку, получает начальное финансирование, куда также привлекаются средства инвесторов и района. Устанавливаются информационные стенды, оборудуются места для отдыха туристов, где впоследствии, возможно, организуются кафе, мини-гостиницы и т. д.».

Сельская тема

По мнению Дмитрия Заплатина, эксперта по агротуризму и развитию села ЗАО «Агриконсалт», развитие сельского туризма, тема хоть и востребованная, но пока безденежная. «Нужно полностью менять концепцию развития туризма. Подход должен быть системным. Ленобласть находится рядом с Петербургом – городом с гигантским потребительским рынком. Нужно ориентироваться на потребности горожан, а не на иностранный рынок. И разрабатывать план мероприятий в соответ­ствии с этими потребностями», – уверен Дмитрий Заплатин.
По его словам, большая часть владельцев гостевых домов не платит налоги: «Это бизнес с небольшим доходом, самозанятость, часто этот бизнес нигде не зарегистрирован, экономический эффект – нулевой».
По мнению Дмитрия Заплатина, нужно стимулировать и муниципалитеты. «Все инвестиционные проекты упираются в никуда, если не решены вопросы с землеотводом, проведением коммуникаций, в генпланах не отражены рекреационные зоны. У муниципалитетов нет специалистов в этой области. Например, в структуре Волховского района только один человек занимается вопросами туризма. У развития туризма в регионе есть множество вариантов, но нужен системный подход. Учитывая особенности российского менталитета, эти вопросы нужно решать сверху», – считает Дмитрий Заплатин.
Михаил Великанов, основатель и руководитель гостиничного комплекса «Мишкина дача», не считает сельский туризм слабым направлением в экономическом плане. «В Лужском районе есть предприниматели, у которых уже по 15 гостевых домов, и они все находятся на сельских территориях. Это либо фермеры, либо те, кто с ними сотрудничает. Они все официально оформлены и налогов платят достаточно – и земельный, и имущественный, и налог на доходы физлиц», – рассказывает он.
Гостиничный комплекс «Мишкина дача» был создан на основе реконструированного родового поместья генерал-майора, героя Отечественной войны 1812 года Д.В. Лялина в д. Мерево Лужского района. «В реконструкцию усадьбы мы вложили собственные средства. Сегодня в усадебном доме можно разместить 25 человек, еще есть два флигеля – на 10 и 6 человек. Всего была благоустроена территория площадью 5 га. Мы провели большую работу, усадьба была заброшена, территория захламлена. Мы наладили необходимую туристическую инфраструктуру: лодки, катамараны, велосипеды, банный комплекс, – рассказал Михаил Великанов. – На территории нашей усадьбы проходят военно-исторические фестивали, к нам приезжают реконструкторы. Последний фестиваль собрал около 5 тыс. зрителей».
Последние три года Михаил Великанов работает в администрации Лужского района и помогает решать вопросы развития туризма в муниципалитете. «В Лужском районе есть своя программа по развитию туризма. Мы уверены, что когда-нибудь наш уровень сравнится с финским, люди поедут в область. Не надо оформлять визу, менять деньги, стоять на границе. При серьезном отношении власти к этому направлению, думаю, у области хорошее будущее. Конечно, проблем в районе хватает и без туризма. Мы – район дотационный и должны тратить деньги на первоочередные задачи – зарплаты соцработников, отопление и т. д. Но если мы разовьем бизнес, пойдут налоги, тогда у нас хватит средств на первоочередные нужды», – считает Михаил Великанов.

Назло соседу

На территории региона развивается крупный проект с привлечением федеральных средств. В Старой Ладоге запланировано создание большого туристического центра, который включает в себя реставрацию исторических памятников, реконструкцию дорог, строительство гостиниц. По сосед­ству со Старой Ладогой появились инвестиционные проекты. «Мы строим небольшую базу отдыха. Место у нас тоже «знаковое» – бывшая усадьба князей Шаховских, которая долгое время служила базой отдыха Союза художников. В конце 1990-х годов база пришла в упадок, мы стали искать инвесторов для ее реконструкции и нашли. Но говорить о скором возврате средств, которые вложены, не приходится. Это почти благотворительность. Особенно затратны вложения в инфраструктуру», – рассказала Мария Васильева, заместитель генерального директора по связям с общественностью компании «Староладожская дача».
По ее словам, сотрудничество компании с администрацией Староладожского музея-заповедника пока не складывается: «Поначалу мы думали, что это будет очень плодотворный тандем, мы сможем развивать единую инфраструктуру. Через нас идет дорога на Тихвин, у нас могли бы останавливаться паломники, а в Старой Ладоге не так много гостиниц. Причины конфронтации нам до конца не понятны. К сожалению, пока мы не нашли общего языка. Тем не менее мы сотрудничаем с женским монастырем и планируем совместный проект для паломников. Пока мы еще находимся в стадии строительства, но надеемся открыть двери для гостей в следующем году».
По мнению Марии Васильевой, наиболее эффективным средством расходования бюджетных средств в деле поддержки туризма будет не создание стартапов, а помощь уже развивающимся проектам. «Должна развиваться система грантов по конкретным, уже существующим объектам», – считает она.

Совместно с городом

Тамара Черных, генеральный управляющий бутик-отеля Golden Garden, видит перспективы в совместном продвижении программ города и области.
«Область имеет огромный туристический потенциал, и бюджет в 4 млн рублей – это бюджет компании средней руки, а не всего региона. По моему мнению, средства нужно вкладывать не столько в продвижение и образование, сколько в инфраструктуру. Инфра­структура – это основа всего. У области, к сожалению, пока не сложился имидж территории с высоким уровнем средств размещения. Когда предлагается двухдневная экскурсия, туристы, как правило, отказываются, потому что не доверяют уровню обслуживания. Сфере туризма в регионе не хватает квалифицированного персонала», – полагает она. Оксана Суворова согласна с коллегой: «В области не хватает обученных специалистов среднего звена – горничных, барменов, тех людей, которые входят в непосредственный контакт с туристом».
Дмитрий Заплатин также указал на бедность экскурсионных программ: «В той же Старой Ладоге объем маршрутов такой, что 3-4 часа – и больше нечего смотреть, остается только пить горькую. А ведь можно сделать много интерактивных вещей – есть программы «Путем археолога», «Путем варягов-викингов» с учетом разных интересов и возрастных групп».
Долгие инвестиции

По мнению Олега Иванова, заместителя коммерческого директора ГК «УНИСТО Петросталь», большинство проектов по созданию туристической инфраструктуры в области обречено на долгий срок окупаемости. Группа компаний «УНИСТО Петросталь», специализирующаяся на строительстве жилья эконом-класса, работает в том числе в сфере туризма. ГК «УНИСТО Петросталь» построила и сегодня управляет двумя базами отдыха в Ленинградской области: «ЛосевоДа» в Приозерском районе и «Рыбацкий хутор» в Выборгском. «По сравнению с жилищным строительством возведение за городом туристических объектов окупается очень долго, – рассказал Олег Иванов. – В июне наша компания открыла веревочный парк в пос. Лосево. По самым оптимистичным прогнозам, срок окупаемости проекта составит 7 лет, в реальности – 10 лет. Но мы с оптимизмом смотрим в развитие таких объектов в регионе. У нас пока немного конкурентов, мы предлагаем новый вид активного отдыха и пропагандируем спортивный туризм, этот формат очень востребован. Мы по­старались сделать уникальный парк по насыщенности аттракционов. Веревочный парк – относительно новый для России проект. Из рациональных доводов в пользу этой услуги – огромная популярность веревочных парков в Европе. Например, в маленькой Швейцарии более 70 парков, во Франции – около 100». Размер первоначальных инвестиций в проект составил 500 тыс. EUR.

Подводные камни водного туризма

Перспективным направлением в регионе считается водный туризм. Анна Шумейко, коммерческий директор ЗАО «Маринетек СПб», уверена, что в развитии туризма области необходимо следовать за потребителем. «Петербург – основной поставщик «потребителей» водного туризма в области. По статистике, 80% маломерных судов принадлежат жителям Петербурга», – говорит Анна Шумейко. Однако основная проблема водного туризма, по ее словам, не в отсутствии инфраструктуры, а в недостаточной навигационной безопасности и гидрографии. «Должны быть карты, лоции, навигационные знаки, которые обозначены на карте. Чтобы поток владельцев как российских, так и иностранных судов, желающих отдохнуть в области, нарастал, необходима реконструкция навигационной инфраструктуры. Все, что касается причальной инфраструктуры, то со временем малый и средний бизнес подтянется, пойдет вслед за потоком потребителя».
По мнению Анны Шумейко, большим шагом в деле развития водного туризма стало утверждение правительством обла­сти в 2012 году концепции размещения баз-стоянок.
«Была проведена серьезная инвентаризация того, что есть, выявлены места потенциального размещения. И хоть за концепцией не последовало никакого бюджетного финансирования, она является справочным документом, которым может воспользоваться инвестор».
Создание объектов водной инфраструктуры предполагается в проекте «Новый берег», который реализует компания «Северо-Запад Инвест». На намывных территориях под Сестрорецком планируется к 2028 году построить малоэтажный жилой район площадью 3,5 млн кв. м, а также коммерческие и социальные объекты. По словам Олега Громкова, руководителя отдела аналитики «Северо-Запад Инвест», создание яхтенной марины является неотъемлемой частью проекта. «Мы сразу решили, что не будем идти по стандартному пути застройки спального района, а создадим новое градообразование, которое придаст толчок развитию всего Петербурга. Яхтенная марина – одна из самых затратных частей проекта, поскольку предполагает создание гавани, ее углубление и укрепление берега. Тем не менее этот объект будет реализован, поскольку он играет существенную роль в развитии туристической и курортной зоны нашего проекта. Возможно, он станет крупнейшим в России», – поделился он.
рубрика: Инвестиции
автор: Дарья Литвинова
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.