Строительный комитет: что было, что есть и что будет
Ситуацию в инвестиционно-строительном комплексе Петербурга комментируют руководители Комитета по строительству городского правительства.
Николай Крутов, первый заместитель председателя Комитета по строительству:
– Я координирую работу юридического управления, методического отдела Комитета по строительству, а также СПб ГУ «Управление инвестиций». Юристы занимаются нормотворчеством, Управление инвестиций – предоставлением земельных участков через торги и под изыскательские работы, методисты систематизируют строительные стандарты (такая система разработана и частично внедрена).
Считаю уходящий год вполне удачным для работы по земельным участкам. Выросли практически все показатели. Например, что касается продажи «полных пакетов», то если в 2007 году было продано шесть таких участков общей площадью 7 гектаров, то в 2008, соответственно, 15 (в том числе семь – под строительство 250 тысяч квадратных метров жилья, два – под спортивные объекты и шесть – под иные нужды) общей площадью 17 гектаров. Что касается «короткого пакета», то в 2007 году было продано 10 участков общей площадью 6,4 гектара, а в 2008, соответственно, 22 и 27,8.
Но самая интересная ситуация сложилась вокруг торгов на право комплексного освоения территорий. На первый взгляд, показатели позапрошлого года, когда было продано восемь земельных участков общей площадью 767,5 гектара, куда весомее цифр 2008 года – пять участков и 194,3 гектара. Однако не стоит забывать, что в 2007 году более 400 гектаров составляла площадь намывных территорий, аукцион по которым прошел первым. Так что результат вполне приемлемый. Кроме того, по территории в Каменке объявлены торги, которые состоятся в марте.
В чем важность этой темы? Город собственными силами не успевает строить и прокладывать инженерные коммуникации. А так мы решаем сразу две задачи – дома и строятся, и обеспечиваются инженерией. В целом этот вид торгов пользуется повышенным спросом у строительного бизнес-сообщества. Ведь это очень удобно – получив «пятно» под застройку, строительная компания может спокойно заниматься долгосрочным планированием, ее сотрудники обеспечены работой. То есть у людей есть чувство уверенности в завтрашнем дне. Это выгодно и городу, причем в самом прямом смысле слова – в 2008 году он заработал на этих торгах 10,5 миллиардов рублей, которые пошли на развитие инженерной инфраструктуры и строительство бюджетного жилья.
Теперь что касается юридического направления. Удалось включить в соответствующий городской закон о развитии застроенных территорий пункт о том, что помимо проекта планировки застроенной территории должен быть разработан и план реализации проекта планировки. Благодаря этому положению каждый житель квартала заранее будет знать, когда и куда он переселится.
В вопросе нормотворчества тоже есть успехи. Самое главное – скоро вступят в законную силу ПЗЗ, в разработке которых Комитет по строительству принимал самое активное участие. Это наряду с Генеральным планом важнейший документ, и теперь всем будет ясно, где, что и сколько можно строить.
В принципе, удалось урегулировать отношения с владельцами частных гаражей. А на территории Петербурга, между прочим, насчитывается 527 адресов коллективных автостоянок, которые занимают площадь 1386 гектаров. Скажу честно, примерно треть из них пойдет под снос. Но выработаны три варианта решения этой проблемы. Самый востребованный – получение места на открытой автостоянке. Два других – участие в строительстве многоярусного гаража и выплата компенсации.
И напоследок – о методической работе. В настоящее время территориальные строительные нормы, которые ранее действовали в Петербурге, формально отменены. Но жизнь продолжается, нормировать строительство надо, поэтому нам совместно с прокуратурой удалось найти компромисс – ТСН по-прежнему действуют, но они стали документами добровольного применения. И если ты разрабатываешь проект с их использованием, то, когда приходишь в госэкспертизу, ее сотрудники точно знают, как нужно ее проводить. А если ты использовал иные правовые акты, то будь добр объяснить, что к чему. Кстати, строительное бизнес-сообщество берет ТСН за основу для внутренних регламентов СРО. Так что скоро здесь все нормализуется.
Что касается прогнозов, то убежден – в 2009 году спад будет. Но задел у строительного комплекса большой, к тому же наверняка произойдет снижение спроса, так что земельного ресурса достаточно. Хотя не исключено, что кое-какие проекты придется отложить.
Алексей Кайдалов, заместитель председателя Комитета по строительству:
– В комитете я возглавляю направление, в рамках которого мы координируем работу самых различных ведомств в вопросе реализации Федеральной целевой программы «Жилище». Возглавляет эту работу по Петербургу вице-губернатор Александр Иванович Вахмистров, в сферу ответственности комитета входит мониторинг, предоставление отчетных документов, а также аналитическая оценка ситуации и прогнозирование. В рамках работы по программе «Жилище» создан постоянно действующий координационный совет, а в 2008 году – межведомственная рабочая группа по вопросам снижения административных барьеров при проектировании, строительстве и реконструкции зданий и сооружений. Сами понимаете, как это важно. Многие вопросы, связанные с неэффективностью в строительной отрасли, – длительные сроки согласования, сложные процедуры, которые утяжелялись многие годы. Конечно, не все зависит от нас. Есть федеральные ведомства, у которых свои нормативные акты и правила. Тем не менее, в ходе постоянного диалога мы находим точки соприкосновения.
Еще один важный сектор – стимулирование рынка жилищного строительства. В условиях кризиса и, соответственно, усиления влияния на работу всего строительного комплекса государства, важность этого направления несомненно возрастает. Хотя бы потому, что все, кто связан со строительством, отлично понимают: самостоятельно, без поддержки федеральных и местных властей, они ситуацию не исправят.
В частности, закупка городом жилья, в том числе и через участие в долевом строительстве. В 2009 году на эти цели выделено 12 миллиардов рублей. И в следующем году такие конкурсы будут проходить по нарастающей. Кроме того, в 2009 году Петербург получит 1,5 миллиарда рублей из Фонда содействия реформированию ЖКХ. Эти деньги плюс такая же сумма из городского бюджета также пойдут на закупку квартир с высокой степенью готовности для расселения ветхого и аварийного жилья.
Еще одно важное направление – работа со строительными организациями по привлечению к участию в федеральных конкурсах на возмещение затрат на уплату процентов по кредитам, которые застройщики берут на инженерное обеспечение территорий. Если взять только кварталы «Радуга» и «Юбилейный», то компенсации составили около 7,5 миллионов рублей. Эту практику мы будем продолжать и в дальнейшем.
И наконец, мы активно работаем по вовлечению в оборот земель Министерства обороны. Если говорить о Петербурге, то, по данным Минобороны РФ, это 307 военных объектов, расположенных на площади 6263 гектара. Представляете, какой резерв, тем более что эти территории обеспечены инженерными коммуникациями?! Но сначала нужно эти земли официально оформить. И многое уже сделано – около 200 участков уже задокументировано.
Что не получилось? Не идет запланированными темпами реновация территорий, застроенных домами первых массовых серий. Хотели провести шесть-восемь аукционов, а провели лишь два. Хотя документация по ним подготовлена. Причина этому объективная – в условиях кризиса инвесторы изменили свои планы. И тем не менее, работа будет продолжена. Мы просто будем делать акцент на те территории, которые вызывают у строителей наибольший интерес. На очереди – кварталы 43 в Полюстрово, 1-1А на Гражданском проспекте и 1-5 в Сосновой Поляне.
Владимир Кузнецов, заместитель председателя Комитета по строительству:
– В мои обязанности входит курирование двух направлений – сопровождение инвестиционных проектов и контроль за соблюдением интересов граждан, участвующих в долевом строительстве. И сразу могу сказать – в этом году в Петербурге прогноз ввода в объеме 2,75 миллиона квадратных метров жилья будет выполнен. По сравнению с прошлым годом прирост составит как минимум 120 тысяч метров.
Не скрою, еще в начале декабря по этому поводу были серьезные сомнения. Пришлось собирать расширенное совещание с участием представителей основных подрядных организаций, а также ГАТИ, Стройнадзора, Комитета по энергетике, ПИБа. Тогда после суммирования всей информации мы смогли найти решения по большинству проблем.
Кризис, конечно, коснулся всех, но плановый ввод жилья продолжается. Потому что одна из главных задач на данном этапе – не допустить второй волны обманутых дольщиков и, тем самым, роста социальной напряженности. Более того, несмотря на всем известные трудности, в этом году не было отменено ни одно постановление о строительстве по инициативе застройщиков, объявивших о своей несостоятельности.
Конечно, городские власти принимают определенные меры для поддержки строительного бизнеса. Схем здесь три: стимулирование покупательского спроса через субсидии гражданам на получение ипотечных кредитов для покупки квартир в домах с высокой степенью готовности, выкуп городом жилья у застройщиков и перенос сроков оплаты инвестиционных отчислений.
Теперь что касается дольщиков. Здесь придется возвратиться в недавнее прошлое. Когда в 2007 году была создана всем известная рабочая группа, в Петербурге насчитывалось 53 проблемных объекта. К началу 2008 года 30 из них были сняты с повестки дня. На начало работы группы числилось 16 недостроенных и брошенных домов. Сейчас же на 11 объектах строительство закончено, при этом по семи выданы разрешения на ввод в эксплуатацию. Среди них всем известные скандальные адреса – улица Профессора Попова, 1 и Богатырский проспект, 47, корпус 2. На всех остальных объектах ведется активное строительство. Так что главная задача – достраивать дома – выполняется. И самое главное – удалось переломить психологию людей, доказать им, что дома при активном содействии дольщиков можно достроить, причем недорого.
Конечно, в процессе работы появляются и вновь выявленные объекты. Это – «Кассиопея» и дом в Пушкине. Замечу, что в обоих случаях застройщики уже отстранены от строительства, готовятся документы на достройку объектов через формирование ТСЖ или ЖСК.
Возьмем статистику. На момент создания рабочей группы было зафиксировано 672 обращения граждан, сейчас же их зарегистрировано 717. То есть прирост за полтора года – 45 обращений. И если раньше говорили о 10 тысячах обманутых дольщиков, то сейчас – максимум о 800 семьях.
Не будем забывать и о вкладе в общее дело комиссии вице-губернатора Людмилы Андреевны Косткиной, которая рассмотрела 227 обращений и приняла решения о выплате компенсаций на сумму 172 миллиона рублей.
Полагаю, что самый главный итог прошедшего года – найдены механизмы решения проблемы обманутых дольщиков. Как правило, это создание ТСЖ или ЖСК.
Конечно, остаются отдельные граждане, которых вышеприведенная система не удовлетворяет. Тогда есть один путь – суд, и мы будем обязаны исполнить его решение.
Работаем мы и со строительными компаниями. В частности, согласно 214 закону проводим регулярные выездные проверки с участием сотрудников прокуратуры и милиции на предмет того, законно ли расходуются средства дольщиков. Проверено уже 20 компаний, в девяти обнаружены нарушения, выписаны штрафы на сумму 2,17 миллиона рублей. Это еще один инструмент контроля за ситуацией, профилактики возможных нарушений. И застройщики начинают понимать: если раньше они полагали отношения с дольщиками только их частным делом, то теперь это не так.
Станислав Логунов, заместитель председателя Комитета по строительству:
– В Комитете по строительству я отвечаю за бюджетное строительство. Наверное, лучше всего ситуацию охарактеризуют цифры статистики.
Так вот, если в 2006 году оно было профинансировано на 10,9 миллиарда рублей, то в этом было запланировано 44 миллиарда. Принята адресная инвестиционная программа на 2008–2010 годы. Согласно ей в стадии строительства будут находиться 269 объектов и еще 241 – в стадии проектирования.
Что касается конкретных проектов, то вот примеры: в 2008 году были введены здание РУВД Невского района и две очереди РУВД Приморского района. Ведется активное строительство отдела милиции в Пулково-3. Для пожарных построено депо во Фрунзенском районе, еще два таких объекта строится в Шушарах и Коломягах.
На жилищное строительство было выделено 16 миллиардов рублей. На эти деньги построено примерно 500 тысяч квадратных метров жилья, в частности, в Василеостровском, Приморском и Красносельском районах. Кроме того, в этом году началась комплексная застройка 20-го квартала в ЮЗПЧ. Несмотря на все трудности, никто не отменял строительство 120 тысяч квадратных метров жилья и объектов соцкультбыта в 5-м Предпортовом проезде. Практически закончена бюджетная часть прокладки инженерных коммуникаций в ряде кварталов в СПЧ и ЮЗПЧ.
На 1,7 миллиарда рублей построены улицы общей протяженностью около 10 километров.
Теперь что касается объектов образования. Построен учебно-оздоровительный центр Дворца творчества юных на Фонтанке, 37, сдана вторая очередь объектов ДТЮ в поселке Зеркальный. Новый бассейн теперь есть у детского дома на Счастливой, 6 и у лицея на Ушинского, 35. К 1 сентября были капитально отремонтированы 13 школ и один детсад, в 19 школах капремонт начат. Идет проектирование трех школ, семь уже находятся в стадии строительства. Построено четыре детских сада, еще восемь строятся.
На 2,2 миллиарда рублей, выделенных на объекты культуры, проведены следующие работы. Подготовлена к сдаче детская школа искусств в Зеленогорске, в различной степени строительства и реконструкции пребывают новые помещения сразу для трех театров – «Буфф», Молодежного театра на Фонтанке и театра «Зазеркалье».
Теперь что касается здравоохранения. В следующем году будет сдана вторая очередь онкологической больницы в Песочном и больницы Раухфуса, продолжится строительство двух инфекционных больниц, необходимых для перевода в новые помещения Боткинских бараков.
Не стоит забывать и о построенном Дворце бракосочетаний на улице Савушкина, рынке на Руставели, на который переедут предприниматели из Апраксина двора, и намеченной на первый квартал сдаче взлетно-посадочной полосы в Пулково.
Наконец, немного о спорте. В 2009 году намечено сдать крытый детский каток в Колпино, спорткомплекс с бассейном международного класса на улице Джона Рида.
В целом, план на 2009 год – сдача объектов социального назначения общей площадью примерно 700 тысяч квадратных метров.
Конечно, кризис наверняка скажется на бюджетном строительстве. Тем не менее мы уже сейчас ставим главную задачу – бросить все усилия на сдачу уже строящихся объектов. Быть может, в ущерб некоторым планам. Но это ни в коем случае не коснется финансирования строительства жилья.
Елена Коваленко, заместитель председателя Комитета по строительству:
– Разработка конкурсной, аукционной и другой документации и размещение государственного заказа – это мой блок работы. Уходящий год был очень напряженным и сложным для Комитета в части размещения государственного заказа. Это было связано не только со значительно возросшим объемом размещаемого заказа, но и с изменениями в действующем законодательстве и иных нормативных правовых актах в данной сфере.
Комитетом в 2008 году произведено 1956 закупок на проектирование, строительство и реконструкцию объектов на общую сумму более 43 миллиардов рублей (лимит финансирования на 2008 год), что составляет 93 процента от суммы бюджетных ассигнований, выделенных нам на размещение госзаказа в этом году. Этот результат превышает показатель прошлого года более чем вдвое. Для сравнения, в 2007 году сумма размещенного заказа составила 18,7 миллиарда рублей.
В общей сложности в этом году заключено 237 контрактов по вновь начинаемым объектам на сумму 78,1 миллиарда рублей.
Экономия бюджетных средств в результате проведения конкурсных процедур в 2008 году составила 8,9 миллиарда рублей, или 10,26 процента от общей начальной цены контрактов. Значительная часть экономии – 5,5 миллиарда рублей – достигнута за счет проведения открытого аукциона на завершение строительства футбольного стадиона на Крестовском острове.
Хотя большая часть сэкономленных средств приходится на этот конкурс, очевидно, что показатель экономии по сравнению с 2007 годом существенно вырос. Так, в прошлом году он составил 1,8 миллиарда рублей, или 3 процента от максимальной цены контрактов.
Среди наиболее значимых торгов, проведенных в этом году, я бы хотела отметить комплексную застройку квартала 20 Юго-Западной части на сумму 17,7 миллиарда рублей. Это, безусловно, и аукционы по проектированию и строительству инфекционной больницы во Фрунзенском районе, по проектированию и реконструкции взлетно-посадочной полосы аэропорта «Пулково», строительству жилых домов в Невском районе. Также были проведены аукционы на строительство ряда школ и детских дошкольных учреждений. Состоялись торги по выбору генподрядчика для проектирования и строительства инженерных коммуникаций нового зоопарка в Приморском районе.
В связи с трудностями, возникающими при подаче конкурсных и аукционных заявок у потенциальных подрядчиков, Комитет по строительству провел обучающие семинары. Они были посвящены особенностям размещения государственного заказа Санкт-Петербурга в строительной отрасли. На семинарах, которые могли посетить все желающие, помимо общих вопросов размещения госзаказа, давалась подробнейшая информация о порядке подготовки и проведения торгов на выполнение работ по проектированию, строительству, капитальному ремонту и реконструкции объектов. Также освещались вопросы по расчету начальной максимальной цены контракта, порядку заключения госконтрактов на выполнение работ строительного подряда, возможности изменения стоимости работ в ходе исполнения госконтрактов. Давались подробные разъяснения о порядке расчетов с подрядчиками, по оформлению сдачи-приемки работ при исполнении контрактов.
Автор: Аркадий Орлов
Николай Крутов, первый заместитель председателя Комитета по строительству:
– Я координирую работу юридического управления, методического отдела Комитета по строительству, а также СПб ГУ «Управление инвестиций». Юристы занимаются нормотворчеством, Управление инвестиций – предоставлением земельных участков через торги и под изыскательские работы, методисты систематизируют строительные стандарты (такая система разработана и частично внедрена).
Считаю уходящий год вполне удачным для работы по земельным участкам. Выросли практически все показатели. Например, что касается продажи «полных пакетов», то если в 2007 году было продано шесть таких участков общей площадью 7 гектаров, то в 2008, соответственно, 15 (в том числе семь – под строительство 250 тысяч квадратных метров жилья, два – под спортивные объекты и шесть – под иные нужды) общей площадью 17 гектаров. Что касается «короткого пакета», то в 2007 году было продано 10 участков общей площадью 6,4 гектара, а в 2008, соответственно, 22 и 27,8.
Но самая интересная ситуация сложилась вокруг торгов на право комплексного освоения территорий. На первый взгляд, показатели позапрошлого года, когда было продано восемь земельных участков общей площадью 767,5 гектара, куда весомее цифр 2008 года – пять участков и 194,3 гектара. Однако не стоит забывать, что в 2007 году более 400 гектаров составляла площадь намывных территорий, аукцион по которым прошел первым. Так что результат вполне приемлемый. Кроме того, по территории в Каменке объявлены торги, которые состоятся в марте.
В чем важность этой темы? Город собственными силами не успевает строить и прокладывать инженерные коммуникации. А так мы решаем сразу две задачи – дома и строятся, и обеспечиваются инженерией. В целом этот вид торгов пользуется повышенным спросом у строительного бизнес-сообщества. Ведь это очень удобно – получив «пятно» под застройку, строительная компания может спокойно заниматься долгосрочным планированием, ее сотрудники обеспечены работой. То есть у людей есть чувство уверенности в завтрашнем дне. Это выгодно и городу, причем в самом прямом смысле слова – в 2008 году он заработал на этих торгах 10,5 миллиардов рублей, которые пошли на развитие инженерной инфраструктуры и строительство бюджетного жилья.
Теперь что касается юридического направления. Удалось включить в соответствующий городской закон о развитии застроенных территорий пункт о том, что помимо проекта планировки застроенной территории должен быть разработан и план реализации проекта планировки. Благодаря этому положению каждый житель квартала заранее будет знать, когда и куда он переселится.
В вопросе нормотворчества тоже есть успехи. Самое главное – скоро вступят в законную силу ПЗЗ, в разработке которых Комитет по строительству принимал самое активное участие. Это наряду с Генеральным планом важнейший документ, и теперь всем будет ясно, где, что и сколько можно строить.
В принципе, удалось урегулировать отношения с владельцами частных гаражей. А на территории Петербурга, между прочим, насчитывается 527 адресов коллективных автостоянок, которые занимают площадь 1386 гектаров. Скажу честно, примерно треть из них пойдет под снос. Но выработаны три варианта решения этой проблемы. Самый востребованный – получение места на открытой автостоянке. Два других – участие в строительстве многоярусного гаража и выплата компенсации.
И напоследок – о методической работе. В настоящее время территориальные строительные нормы, которые ранее действовали в Петербурге, формально отменены. Но жизнь продолжается, нормировать строительство надо, поэтому нам совместно с прокуратурой удалось найти компромисс – ТСН по-прежнему действуют, но они стали документами добровольного применения. И если ты разрабатываешь проект с их использованием, то, когда приходишь в госэкспертизу, ее сотрудники точно знают, как нужно ее проводить. А если ты использовал иные правовые акты, то будь добр объяснить, что к чему. Кстати, строительное бизнес-сообщество берет ТСН за основу для внутренних регламентов СРО. Так что скоро здесь все нормализуется.
Что касается прогнозов, то убежден – в 2009 году спад будет. Но задел у строительного комплекса большой, к тому же наверняка произойдет снижение спроса, так что земельного ресурса достаточно. Хотя не исключено, что кое-какие проекты придется отложить.
Алексей Кайдалов, заместитель председателя Комитета по строительству:
– В комитете я возглавляю направление, в рамках которого мы координируем работу самых различных ведомств в вопросе реализации Федеральной целевой программы «Жилище». Возглавляет эту работу по Петербургу вице-губернатор Александр Иванович Вахмистров, в сферу ответственности комитета входит мониторинг, предоставление отчетных документов, а также аналитическая оценка ситуации и прогнозирование. В рамках работы по программе «Жилище» создан постоянно действующий координационный совет, а в 2008 году – межведомственная рабочая группа по вопросам снижения административных барьеров при проектировании, строительстве и реконструкции зданий и сооружений. Сами понимаете, как это важно. Многие вопросы, связанные с неэффективностью в строительной отрасли, – длительные сроки согласования, сложные процедуры, которые утяжелялись многие годы. Конечно, не все зависит от нас. Есть федеральные ведомства, у которых свои нормативные акты и правила. Тем не менее, в ходе постоянного диалога мы находим точки соприкосновения.
Еще один важный сектор – стимулирование рынка жилищного строительства. В условиях кризиса и, соответственно, усиления влияния на работу всего строительного комплекса государства, важность этого направления несомненно возрастает. Хотя бы потому, что все, кто связан со строительством, отлично понимают: самостоятельно, без поддержки федеральных и местных властей, они ситуацию не исправят.
В частности, закупка городом жилья, в том числе и через участие в долевом строительстве. В 2009 году на эти цели выделено 12 миллиардов рублей. И в следующем году такие конкурсы будут проходить по нарастающей. Кроме того, в 2009 году Петербург получит 1,5 миллиарда рублей из Фонда содействия реформированию ЖКХ. Эти деньги плюс такая же сумма из городского бюджета также пойдут на закупку квартир с высокой степенью готовности для расселения ветхого и аварийного жилья.
Еще одно важное направление – работа со строительными организациями по привлечению к участию в федеральных конкурсах на возмещение затрат на уплату процентов по кредитам, которые застройщики берут на инженерное обеспечение территорий. Если взять только кварталы «Радуга» и «Юбилейный», то компенсации составили около 7,5 миллионов рублей. Эту практику мы будем продолжать и в дальнейшем.
И наконец, мы активно работаем по вовлечению в оборот земель Министерства обороны. Если говорить о Петербурге, то, по данным Минобороны РФ, это 307 военных объектов, расположенных на площади 6263 гектара. Представляете, какой резерв, тем более что эти территории обеспечены инженерными коммуникациями?! Но сначала нужно эти земли официально оформить. И многое уже сделано – около 200 участков уже задокументировано.
Что не получилось? Не идет запланированными темпами реновация территорий, застроенных домами первых массовых серий. Хотели провести шесть-восемь аукционов, а провели лишь два. Хотя документация по ним подготовлена. Причина этому объективная – в условиях кризиса инвесторы изменили свои планы. И тем не менее, работа будет продолжена. Мы просто будем делать акцент на те территории, которые вызывают у строителей наибольший интерес. На очереди – кварталы 43 в Полюстрово, 1-1А на Гражданском проспекте и 1-5 в Сосновой Поляне.
Владимир Кузнецов, заместитель председателя Комитета по строительству:
– В мои обязанности входит курирование двух направлений – сопровождение инвестиционных проектов и контроль за соблюдением интересов граждан, участвующих в долевом строительстве. И сразу могу сказать – в этом году в Петербурге прогноз ввода в объеме 2,75 миллиона квадратных метров жилья будет выполнен. По сравнению с прошлым годом прирост составит как минимум 120 тысяч метров.
Не скрою, еще в начале декабря по этому поводу были серьезные сомнения. Пришлось собирать расширенное совещание с участием представителей основных подрядных организаций, а также ГАТИ, Стройнадзора, Комитета по энергетике, ПИБа. Тогда после суммирования всей информации мы смогли найти решения по большинству проблем.
Кризис, конечно, коснулся всех, но плановый ввод жилья продолжается. Потому что одна из главных задач на данном этапе – не допустить второй волны обманутых дольщиков и, тем самым, роста социальной напряженности. Более того, несмотря на всем известные трудности, в этом году не было отменено ни одно постановление о строительстве по инициативе застройщиков, объявивших о своей несостоятельности.
Конечно, городские власти принимают определенные меры для поддержки строительного бизнеса. Схем здесь три: стимулирование покупательского спроса через субсидии гражданам на получение ипотечных кредитов для покупки квартир в домах с высокой степенью готовности, выкуп городом жилья у застройщиков и перенос сроков оплаты инвестиционных отчислений.
Теперь что касается дольщиков. Здесь придется возвратиться в недавнее прошлое. Когда в 2007 году была создана всем известная рабочая группа, в Петербурге насчитывалось 53 проблемных объекта. К началу 2008 года 30 из них были сняты с повестки дня. На начало работы группы числилось 16 недостроенных и брошенных домов. Сейчас же на 11 объектах строительство закончено, при этом по семи выданы разрешения на ввод в эксплуатацию. Среди них всем известные скандальные адреса – улица Профессора Попова, 1 и Богатырский проспект, 47, корпус 2. На всех остальных объектах ведется активное строительство. Так что главная задача – достраивать дома – выполняется. И самое главное – удалось переломить психологию людей, доказать им, что дома при активном содействии дольщиков можно достроить, причем недорого.
Конечно, в процессе работы появляются и вновь выявленные объекты. Это – «Кассиопея» и дом в Пушкине. Замечу, что в обоих случаях застройщики уже отстранены от строительства, готовятся документы на достройку объектов через формирование ТСЖ или ЖСК.
Возьмем статистику. На момент создания рабочей группы было зафиксировано 672 обращения граждан, сейчас же их зарегистрировано 717. То есть прирост за полтора года – 45 обращений. И если раньше говорили о 10 тысячах обманутых дольщиков, то сейчас – максимум о 800 семьях.
Не будем забывать и о вкладе в общее дело комиссии вице-губернатора Людмилы Андреевны Косткиной, которая рассмотрела 227 обращений и приняла решения о выплате компенсаций на сумму 172 миллиона рублей.
Полагаю, что самый главный итог прошедшего года – найдены механизмы решения проблемы обманутых дольщиков. Как правило, это создание ТСЖ или ЖСК.
Конечно, остаются отдельные граждане, которых вышеприведенная система не удовлетворяет. Тогда есть один путь – суд, и мы будем обязаны исполнить его решение.
Работаем мы и со строительными компаниями. В частности, согласно 214 закону проводим регулярные выездные проверки с участием сотрудников прокуратуры и милиции на предмет того, законно ли расходуются средства дольщиков. Проверено уже 20 компаний, в девяти обнаружены нарушения, выписаны штрафы на сумму 2,17 миллиона рублей. Это еще один инструмент контроля за ситуацией, профилактики возможных нарушений. И застройщики начинают понимать: если раньше они полагали отношения с дольщиками только их частным делом, то теперь это не так.
Станислав Логунов, заместитель председателя Комитета по строительству:
– В Комитете по строительству я отвечаю за бюджетное строительство. Наверное, лучше всего ситуацию охарактеризуют цифры статистики.
Так вот, если в 2006 году оно было профинансировано на 10,9 миллиарда рублей, то в этом было запланировано 44 миллиарда. Принята адресная инвестиционная программа на 2008–2010 годы. Согласно ей в стадии строительства будут находиться 269 объектов и еще 241 – в стадии проектирования.
Что касается конкретных проектов, то вот примеры: в 2008 году были введены здание РУВД Невского района и две очереди РУВД Приморского района. Ведется активное строительство отдела милиции в Пулково-3. Для пожарных построено депо во Фрунзенском районе, еще два таких объекта строится в Шушарах и Коломягах.
На жилищное строительство было выделено 16 миллиардов рублей. На эти деньги построено примерно 500 тысяч квадратных метров жилья, в частности, в Василеостровском, Приморском и Красносельском районах. Кроме того, в этом году началась комплексная застройка 20-го квартала в ЮЗПЧ. Несмотря на все трудности, никто не отменял строительство 120 тысяч квадратных метров жилья и объектов соцкультбыта в 5-м Предпортовом проезде. Практически закончена бюджетная часть прокладки инженерных коммуникаций в ряде кварталов в СПЧ и ЮЗПЧ.
На 1,7 миллиарда рублей построены улицы общей протяженностью около 10 километров.
Теперь что касается объектов образования. Построен учебно-оздоровительный центр Дворца творчества юных на Фонтанке, 37, сдана вторая очередь объектов ДТЮ в поселке Зеркальный. Новый бассейн теперь есть у детского дома на Счастливой, 6 и у лицея на Ушинского, 35. К 1 сентября были капитально отремонтированы 13 школ и один детсад, в 19 школах капремонт начат. Идет проектирование трех школ, семь уже находятся в стадии строительства. Построено четыре детских сада, еще восемь строятся.
На 2,2 миллиарда рублей, выделенных на объекты культуры, проведены следующие работы. Подготовлена к сдаче детская школа искусств в Зеленогорске, в различной степени строительства и реконструкции пребывают новые помещения сразу для трех театров – «Буфф», Молодежного театра на Фонтанке и театра «Зазеркалье».
Теперь что касается здравоохранения. В следующем году будет сдана вторая очередь онкологической больницы в Песочном и больницы Раухфуса, продолжится строительство двух инфекционных больниц, необходимых для перевода в новые помещения Боткинских бараков.
Не стоит забывать и о построенном Дворце бракосочетаний на улице Савушкина, рынке на Руставели, на который переедут предприниматели из Апраксина двора, и намеченной на первый квартал сдаче взлетно-посадочной полосы в Пулково.
Наконец, немного о спорте. В 2009 году намечено сдать крытый детский каток в Колпино, спорткомплекс с бассейном международного класса на улице Джона Рида.
В целом, план на 2009 год – сдача объектов социального назначения общей площадью примерно 700 тысяч квадратных метров.
Конечно, кризис наверняка скажется на бюджетном строительстве. Тем не менее мы уже сейчас ставим главную задачу – бросить все усилия на сдачу уже строящихся объектов. Быть может, в ущерб некоторым планам. Но это ни в коем случае не коснется финансирования строительства жилья.
Елена Коваленко, заместитель председателя Комитета по строительству:
– Разработка конкурсной, аукционной и другой документации и размещение государственного заказа – это мой блок работы. Уходящий год был очень напряженным и сложным для Комитета в части размещения государственного заказа. Это было связано не только со значительно возросшим объемом размещаемого заказа, но и с изменениями в действующем законодательстве и иных нормативных правовых актах в данной сфере.
Комитетом в 2008 году произведено 1956 закупок на проектирование, строительство и реконструкцию объектов на общую сумму более 43 миллиардов рублей (лимит финансирования на 2008 год), что составляет 93 процента от суммы бюджетных ассигнований, выделенных нам на размещение госзаказа в этом году. Этот результат превышает показатель прошлого года более чем вдвое. Для сравнения, в 2007 году сумма размещенного заказа составила 18,7 миллиарда рублей.
В общей сложности в этом году заключено 237 контрактов по вновь начинаемым объектам на сумму 78,1 миллиарда рублей.
Экономия бюджетных средств в результате проведения конкурсных процедур в 2008 году составила 8,9 миллиарда рублей, или 10,26 процента от общей начальной цены контрактов. Значительная часть экономии – 5,5 миллиарда рублей – достигнута за счет проведения открытого аукциона на завершение строительства футбольного стадиона на Крестовском острове.
Хотя большая часть сэкономленных средств приходится на этот конкурс, очевидно, что показатель экономии по сравнению с 2007 годом существенно вырос. Так, в прошлом году он составил 1,8 миллиарда рублей, или 3 процента от максимальной цены контрактов.
Среди наиболее значимых торгов, проведенных в этом году, я бы хотела отметить комплексную застройку квартала 20 Юго-Западной части на сумму 17,7 миллиарда рублей. Это, безусловно, и аукционы по проектированию и строительству инфекционной больницы во Фрунзенском районе, по проектированию и реконструкции взлетно-посадочной полосы аэропорта «Пулково», строительству жилых домов в Невском районе. Также были проведены аукционы на строительство ряда школ и детских дошкольных учреждений. Состоялись торги по выбору генподрядчика для проектирования и строительства инженерных коммуникаций нового зоопарка в Приморском районе.
В связи с трудностями, возникающими при подаче конкурсных и аукционных заявок у потенциальных подрядчиков, Комитет по строительству провел обучающие семинары. Они были посвящены особенностям размещения государственного заказа Санкт-Петербурга в строительной отрасли. На семинарах, которые могли посетить все желающие, помимо общих вопросов размещения госзаказа, давалась подробнейшая информация о порядке подготовки и проведения торгов на выполнение работ по проектированию, строительству, капитальному ремонту и реконструкции объектов. Также освещались вопросы по расчету начальной максимальной цены контракта, порядку заключения госконтрактов на выполнение работ строительного подряда, возможности изменения стоимости работ в ходе исполнения госконтрактов. Давались подробные разъяснения о порядке расчетов с подрядчиками, по оформлению сдачи-приемки работ при исполнении контрактов.
Автор: Аркадий Орлов
рубрика:
Власть и бизнес
