Саморегулирование и техническое регулирование – итоги года
Завершается 2008 год. Год, насыщенный изменениями, в том числе в становлении «нового» технического законодательства, в частности в строительной отрасли.
Велась работа по реализации требований Федеральных законов от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании», от 01.12.2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях», от 22.07.2008 № 148-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ». Переход от лицензирования на саморегулирование не завершен, но строительным сообществом уже проведена большая работа по подготовке к этому переходу.
Рассмотрим некоторые моменты создания технического законодательства в соответствии с политической волей руководства нашей страны, выраженной в подписанных документах, предусматривающих сближение требований законодательств, стандартов, организационно-методических подходов России и стран – членов Евросоюза и устанавливающих обязательства, принятые Россией перед мировым экономическим сообществом. Это:
– «Дорожная карта» по общему экономическому пространству, подписанная президентом России в мае 2005 года;
– Соглашение между Россией и ЕС, статья 55 о сближении законодательств;
– Соглашение ВТО по ТБТ (технические барьеры в торговле) об использовании международных стандартов в качестве доказательной основы для технических регламентов;
– Рекомендации для правительств стран – членов ЕЭК ООН об использовании в законодательных документах ссылок на национальные, региональные или, предпочтительно, на международные стандарты.
Порядок реформы технического регулирования установлен Федеральным законом от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании» в редакции Федерального закона от 1 мая 2007 года № 65-ФЗ.
Законом определено, что требования по безопасности устанавливаются в технических регламентах. Документами, содействующими соблюдению требований технических регламентов, являются национальные стандарты, стандарты организации, своды правил, применяемые на добровольной основе.
На сегодняшний день технические регламенты «О безопасности зданий и сооружений» и «О безопасности строительных материалов и изделий», устанавливающие требования по безопасности в строительной отрасли, не приняты. Соответственно, перечень национальных стандартов и сводов правил, выполнение положений которых на добровольной основе является подтверждением выполнения требований технических регламентов, не установлен.
Кроме того, данное положение о добровольном применении национальных стандартов и сводов правил вызывает много вопросов со стороны правоохранительных органов, по крайней мере, в строительной отрасли. Невыполнение положений документов, применяемых добровольно, вызывает сложности в определении степени вины строительных организаций, допустивших нарушение требований норм и правил ведения строительства.
Технические регламенты должны быть приняты до 1 июля 2010 года, после этого обязательные требования, в отношении которых технические регламенты не будут приняты, прекращают свое действие. Таким образом, если вышеназванные технические регламенты не будут приняты в ближайшее время, строительная отрасль окажется в нормативно-правовом вакууме.
Законом «О техническом регулировании» определено, что государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов осуществляется исключительно на стадии обращения продукции. Таким образом, если выполнять требования закона, то в строительной отрасли не нужно проводить государственную экспертизу результатов геодезических изысканий и проектной документации, можно не осуществлять государственный надзор за возведением здания, и только после сдачи объекта в эксплуатацию может осуществляться государственный надзор. Ясно, что это неправильно, к тому же это противоречит положениям Градостроительного кодекса.
До настоящего времени не решен вопрос создания нотифицированных органов, которые будут осуществлять оценку соответствия обязательным требованиям. Пример работы нотифицированных органов стран – членов Евросоюза – маркировка продукции знаком соответствия «СЕ».
Остаются вопросы к техническому законодательству в части введения саморегулирования в строительном комплексе.
Особенностью строительной отрасли, с одной стороны, является то, что в ней в настоящее время доминирует государственное регулирование, неэффективность которого доказана жизнью. К таким видам государственного регулирования можно отнести лицензирование, архитектурно-строительный надзор, эксплуатационный надзор и т. д. С другой стороны, прошедшая приватизация и развитие свободного предпринимательства привели к тому, что практически все строительные организации и организации – производители строительных материалов являются негосударственными структурами и непосредственно вступают в рыночные отношения с потребителями строительной продукции, строительных услуг. В то же время исключительное правовое регулирование их деятельности осуществляют государственные органы, которые не принимают во внимание рыночные отношения, что приводит к конфликтам на рынке строительных услуг между строительными, проектными, изыскательскими организациями с одной стороны и органами государственного надзора – с другой.
Получается, что предпринимательский характер производителей строительной продукции, рыночные отношения вступают в противоречие с неэффективной системой государственного регулирования.
Сложившаяся ситуация на рынке строительства требует принятия адекватных мер, учитывающих интересы как государственные, так и участников строительного рынка.
Одним из выходов из данной ситуации является становление и создание в строительной отрасли саморегулируемых организаций.
Саморегулирование в строительном комплексе устанавливается двумя законами – от 1 декабря 2007 года № 315-ФЗ и от 22 июля 2008 года № 148-ФЗ.
Сложно объяснить целесообразность появления 315-ФЗ, устанавливающего требования к саморегулируемым организациям, но не устанавливающего обязательность членства в них. Скорее всего, данный закон является, если отойти от хронологии, дополнением, в части урегулирования отношений, не урегулированных 148-ФЗ.
Постановлением Правительства от 19 ноября № 864 определено, что государственный реестр саморегулируемых организаций (СРО) и государственный надзор за ними будет вести Ростехнадзор, а перечень видов работ, влияющих на безопасность объектов капитального строительства, утверждает Минрегионразвития России.
На момент написания данной статьи перечень видов работ подписан Минрегионразвития России и находится на регистрации в Министерстве юстиции России. Однако первое ознакомление с содержанием перечня показывает, что пожелания строительного сообщества взять за основу перечень видов работ, по которому выдавались лицензии, не услышаны. В перечне, разработанном Минрегионразвития России, отсутствуют такие виды работ, как выполнение функций заказчика-застройщика, генерального подрядчика, генерального проектировщика, неясен методический подход, согласно которому выбирались и вносились в перечень виды работ, влияющих на безопасность объектов капитального строительства.
Перечень видов работ, по которому выдавались лицензии, свободен от указанных недостатков, он понятен для руководителей и ИТР строительных организаций. Согласно этому перечню составлены программы образовательных учреждений, которые проводили подготовку, переподготовку, повышение квалификации персонала для организаций строительного комплекса.
До настоящего времени Правительством Российской Федерации не установлены минимально необходимые требования к выдаче свидетельств о допуске к работам, которые влияют на безопасность особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, не разработаны формы свидетельства о допуске к видам работ, формы выписки из реестра саморегулируемых организаций.
Законом 148-ФЗ допускается выполнение последних двух положений самими саморегулируемыми организациями, однако это породит в каждом регионе и по всей стране в целом множество самых разнообразных «цветных бумажек», к которым не будет доверия и которые будут благодатной почвой для нечистых на руку предпринимателей.
В условиях невыполнения Правительством Российской Федерации некоторых требований законов, устанавливающих основные требования к созданию нового технического законодательства, у строительной отрасли возникают дополнительные сложности по реализации цивилизованного управления строительными организациями, обеспечения качества выполняемых работ, обеспечения имущественной ответственности за свою продукцию перед третьими лицами.
Союз строительных объединений и организаций обозначает основные вопросы, которые Государственной Думе РФ и Правительству РФ необходимо решить для становления и реализации технического законодательства в строительном комплексе.
1. До окончания переходного периода, предусмотренного 184-ФЗ, принять технические регламенты «О безопасности зданий и сооружений» и «О безопасности строительных материалов и изделий».
2. Установить порядок работы Ростехнадзора в части регистрации СРО и ведения госнадзора за СРО.
3. Принять перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в том виде, как он использовался в лицензировании.
4. Установить перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, а также минимально необходимые требования к выдаче свидетельств о допуске к таким видам работ.
5. Разработать единую форму свидетельства о допуске к выполнению работ и форму выписки из реестра СРО.
Автор:
Велась работа по реализации требований Федеральных законов от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании», от 01.12.2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях», от 22.07.2008 № 148-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ». Переход от лицензирования на саморегулирование не завершен, но строительным сообществом уже проведена большая работа по подготовке к этому переходу.
Рассмотрим некоторые моменты создания технического законодательства в соответствии с политической волей руководства нашей страны, выраженной в подписанных документах, предусматривающих сближение требований законодательств, стандартов, организационно-методических подходов России и стран – членов Евросоюза и устанавливающих обязательства, принятые Россией перед мировым экономическим сообществом. Это:
– «Дорожная карта» по общему экономическому пространству, подписанная президентом России в мае 2005 года;
– Соглашение между Россией и ЕС, статья 55 о сближении законодательств;
– Соглашение ВТО по ТБТ (технические барьеры в торговле) об использовании международных стандартов в качестве доказательной основы для технических регламентов;
– Рекомендации для правительств стран – членов ЕЭК ООН об использовании в законодательных документах ссылок на национальные, региональные или, предпочтительно, на международные стандарты.
Порядок реформы технического регулирования установлен Федеральным законом от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании» в редакции Федерального закона от 1 мая 2007 года № 65-ФЗ.
Законом определено, что требования по безопасности устанавливаются в технических регламентах. Документами, содействующими соблюдению требований технических регламентов, являются национальные стандарты, стандарты организации, своды правил, применяемые на добровольной основе.
На сегодняшний день технические регламенты «О безопасности зданий и сооружений» и «О безопасности строительных материалов и изделий», устанавливающие требования по безопасности в строительной отрасли, не приняты. Соответственно, перечень национальных стандартов и сводов правил, выполнение положений которых на добровольной основе является подтверждением выполнения требований технических регламентов, не установлен.
Кроме того, данное положение о добровольном применении национальных стандартов и сводов правил вызывает много вопросов со стороны правоохранительных органов, по крайней мере, в строительной отрасли. Невыполнение положений документов, применяемых добровольно, вызывает сложности в определении степени вины строительных организаций, допустивших нарушение требований норм и правил ведения строительства.
Технические регламенты должны быть приняты до 1 июля 2010 года, после этого обязательные требования, в отношении которых технические регламенты не будут приняты, прекращают свое действие. Таким образом, если вышеназванные технические регламенты не будут приняты в ближайшее время, строительная отрасль окажется в нормативно-правовом вакууме.
Законом «О техническом регулировании» определено, что государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов осуществляется исключительно на стадии обращения продукции. Таким образом, если выполнять требования закона, то в строительной отрасли не нужно проводить государственную экспертизу результатов геодезических изысканий и проектной документации, можно не осуществлять государственный надзор за возведением здания, и только после сдачи объекта в эксплуатацию может осуществляться государственный надзор. Ясно, что это неправильно, к тому же это противоречит положениям Градостроительного кодекса.
До настоящего времени не решен вопрос создания нотифицированных органов, которые будут осуществлять оценку соответствия обязательным требованиям. Пример работы нотифицированных органов стран – членов Евросоюза – маркировка продукции знаком соответствия «СЕ».
Остаются вопросы к техническому законодательству в части введения саморегулирования в строительном комплексе.
Особенностью строительной отрасли, с одной стороны, является то, что в ней в настоящее время доминирует государственное регулирование, неэффективность которого доказана жизнью. К таким видам государственного регулирования можно отнести лицензирование, архитектурно-строительный надзор, эксплуатационный надзор и т. д. С другой стороны, прошедшая приватизация и развитие свободного предпринимательства привели к тому, что практически все строительные организации и организации – производители строительных материалов являются негосударственными структурами и непосредственно вступают в рыночные отношения с потребителями строительной продукции, строительных услуг. В то же время исключительное правовое регулирование их деятельности осуществляют государственные органы, которые не принимают во внимание рыночные отношения, что приводит к конфликтам на рынке строительных услуг между строительными, проектными, изыскательскими организациями с одной стороны и органами государственного надзора – с другой.
Получается, что предпринимательский характер производителей строительной продукции, рыночные отношения вступают в противоречие с неэффективной системой государственного регулирования.
Сложившаяся ситуация на рынке строительства требует принятия адекватных мер, учитывающих интересы как государственные, так и участников строительного рынка.
Одним из выходов из данной ситуации является становление и создание в строительной отрасли саморегулируемых организаций.
Саморегулирование в строительном комплексе устанавливается двумя законами – от 1 декабря 2007 года № 315-ФЗ и от 22 июля 2008 года № 148-ФЗ.
Сложно объяснить целесообразность появления 315-ФЗ, устанавливающего требования к саморегулируемым организациям, но не устанавливающего обязательность членства в них. Скорее всего, данный закон является, если отойти от хронологии, дополнением, в части урегулирования отношений, не урегулированных 148-ФЗ.
Постановлением Правительства от 19 ноября № 864 определено, что государственный реестр саморегулируемых организаций (СРО) и государственный надзор за ними будет вести Ростехнадзор, а перечень видов работ, влияющих на безопасность объектов капитального строительства, утверждает Минрегионразвития России.
На момент написания данной статьи перечень видов работ подписан Минрегионразвития России и находится на регистрации в Министерстве юстиции России. Однако первое ознакомление с содержанием перечня показывает, что пожелания строительного сообщества взять за основу перечень видов работ, по которому выдавались лицензии, не услышаны. В перечне, разработанном Минрегионразвития России, отсутствуют такие виды работ, как выполнение функций заказчика-застройщика, генерального подрядчика, генерального проектировщика, неясен методический подход, согласно которому выбирались и вносились в перечень виды работ, влияющих на безопасность объектов капитального строительства.
Перечень видов работ, по которому выдавались лицензии, свободен от указанных недостатков, он понятен для руководителей и ИТР строительных организаций. Согласно этому перечню составлены программы образовательных учреждений, которые проводили подготовку, переподготовку, повышение квалификации персонала для организаций строительного комплекса.
До настоящего времени Правительством Российской Федерации не установлены минимально необходимые требования к выдаче свидетельств о допуске к работам, которые влияют на безопасность особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, не разработаны формы свидетельства о допуске к видам работ, формы выписки из реестра саморегулируемых организаций.
Законом 148-ФЗ допускается выполнение последних двух положений самими саморегулируемыми организациями, однако это породит в каждом регионе и по всей стране в целом множество самых разнообразных «цветных бумажек», к которым не будет доверия и которые будут благодатной почвой для нечистых на руку предпринимателей.
В условиях невыполнения Правительством Российской Федерации некоторых требований законов, устанавливающих основные требования к созданию нового технического законодательства, у строительной отрасли возникают дополнительные сложности по реализации цивилизованного управления строительными организациями, обеспечения качества выполняемых работ, обеспечения имущественной ответственности за свою продукцию перед третьими лицами.
Союз строительных объединений и организаций обозначает основные вопросы, которые Государственной Думе РФ и Правительству РФ необходимо решить для становления и реализации технического законодательства в строительном комплексе.
1. До окончания переходного периода, предусмотренного 184-ФЗ, принять технические регламенты «О безопасности зданий и сооружений» и «О безопасности строительных материалов и изделий».
2. Установить порядок работы Ростехнадзора в части регистрации СРО и ведения госнадзора за СРО.
3. Принять перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в том виде, как он использовался в лицензировании.
4. Установить перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, а также минимально необходимые требования к выдаче свидетельств о допуске к таким видам работ.
5. Разработать единую форму свидетельства о допуске к выполнению работ и форму выписки из реестра СРО.
Автор:
рубрика:
Союзные новости
