Сергей Гармаш: «Нужно укрупнять муниципальные образования первого уровня»
Развитие Всеволожска, центра одноименного района Ленинградской области, обеспечивает как наличие промышленной зоны и богатых трудовых ресурсов, так и близость к Санкт-Петербургу. О перспективах города, фактическое население которого уже сегодня в два раза превышает официально зарегистрированное, рассказал глава администрации Сергей Гармаш.
– Сергей Алексеевич, как оцениваете актуальное социально-экономическое положение Всеволожска?
– Социально-экономическая стабильность Всеволожска обусловлена прежде всего тем, что в границах поселения расположены более 30 крупных и средних предприятий, где заняты более 6 тыс. человек. Правда, сложилась парадоксальная ситуация: ежедневно около 12 тыс. всеволожцев едут на работу в Санкт-Петербург и около 5 тыс. петербуржцев – в нашу промзону. При этом из общественного транспорта туда ходит только электричка раз в два часа. Мы неоднократно проводили совещания на уровне директоров предприятий, правительства Ленинградской области и достигли договоренности о том, что необходимо в кратчайшие сроки обеспечить транспортную доступность промышленной зоны Всеволожска. Тем более что наши предприятия демонстрируют положительную динамику. Так, в 2012 году на территории муниципального образования произведено продукции на 88 млрд рублей. Это примерно 75% от объема производства Всеволожского района и 18,9% от областного объема.
Серьезный промышленный потенциал Всеволожска влияет, естественно, и на бюджет. Мы не получаем субсидий или субвенций на расходы муниципального образования из бюджетов других уровней, финансируя большинство программ за счет собственных средств. Основная для нас – адресная программа, которая включает в себя и работы в сфере ЖКХ, и ремонт дорог, и многое другое. О социально-экономическом развитии территории можно судить уже по тому, что с 2008 года количество финансируемых из местного бюджета программ, направленных на улучшение качества жизни всеволожцев, увеличилось с 3 до 12. При этом если в 2009 году исполнение бюджета составляло 78%, сегодня расходная часть исполняется на 95-96%, а доходная – на 100-102%. На мой взгляд, это результат правильной организации работы в этой сфере: это и еженедельное заседание комиссии по адресным программам, и контроль за расходованием бюджетных средств, и сотрудничество по этому вопросу с городским Советом депутатов. Естественно, бывают перекосы. Так, сейчас мы немного отстаем с исполнением расходных обязательств. Но думаю, что по итогам III квартала мы их выполним, поскольку практически все контракты по адресной программе уже заключены, и расчеты по ним должны пройти в ближайшее время.
– Вы почувствовали на бюджете Всеволожска изменение межбюджетных отношений?
– Изменения коснулись дотационных муниципалитетов. Однако сейчас мы готовимся к новому распределению налоговых доходов начиная с 2014 года. Так, в нашем распоряжении будет часть акцизов на топливо для финансирования дорожных работ, которые ранее на 40% финансировал субъект Федерации. Во Всеволожске чуть больше 60 км дорог в асфальтовым покрытии и примерно 120 км грунтовых дорог. Одна из задач, которую я перед собой ставлю, – увеличить горизонт планирования дорожных ремонтов до трех лет. Пока это не получается. Так, мы запланировали на этот год определенное количество улиц, но не рассчитывали, что тот же Первомайский проспект полетит в тартарары. На его ремонт дополнительно пришлось изыскивать более 9 млн рублей.
– Какова структура налоговых поступлений в бюджет вашего муниципального образования?
– Мы получаем часть налога на доходы физических лиц, транспортного и сельскохозяйственного налогов, а также земельный налог и налог на имущество. Налог на доходы физических лиц – основной источник налоговых поступлений (22,1% от доходной части местного бюджета). В 2012 году объем этих налоговых поступлений составил более 120 млн рублей, в нынешнем году мы ожидаем большей суммы. Второе место по объему налоговых поступлений в бюджет Всеволожска занимает земельный налог. В прошлом году из этого источника в бюджет поступило около 80 млн рублей. В этом году по непонятным для меня причинам за два квартала мы уже превзошли суммарный объем 2012 года.
В прошлом году мы непредвиденно получили очень существенный доход от продажи земельных участков – на 70 млн рублей сверх планового (17,7% доходной части бюджета). Это было обусловлено решением правительства о том, что с 1 января 2013 годы продажа земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, будет осуществляться по рыночной стоимости. Однако решение было отменено, и в этом году, хотя мы запланировали показатели по доходам от продажи земельных участков, их попросту нет. К сожалению, на эти налоговые поступления мы никак повлиять не можем. А вот собственные доходы от аренды земли, муниципального имущества более или менее прогнозируемы. И если в первые годы моей работы не все было с ними понятно, сейчас они, в принципе, стабильны.
– Как вы оцениваете инвестиционную привлекательность Всеволожска?
– Инвесторы охотно вкладывают средства в промышленность и жилье на нашей территории. В промзоне Всеволожска практически сформирован автомобильный кластер. Его основу составляют автомобильный завод Ford и завод Gestamp, выпускающий металлические комплектующие (кузова) для него. Кроме того, компания Severstal, приобретя часть акций у Gestamp, совместно с японским производителем оборудования Mitsui наладила производство металла для Gestamp. В прошлом году инвестиции Severstal в этот проект составили около 10 млрд рублей. Стоит отметить, что Gestamp имеет контракты на поставку комплектующих не только с Ford, но и с другими крупными автопроизводителями, чьи производственные мощности расположены в Ленинградской области и Санкт-Петербурге.
Инвестиции в жилье также достаточно серьезны. У нас строят ЗАО «Стройкомплекс», NCC, «Ленстройматериалы», ООО «Гарант Девелопмент», ООО «Балтмонолит» и ряд небольших компаний.
В прошлом году во Всеволожске было сдано 154 тыс. кв. м жилья – это примерно 33% районного объема и 13% областного. Для сравнения, в 2011 году после кризиса объемы сданного жилья были на треть меньше. А в 2013 году к вводу в эксплуатацию запланировано 250 тыс. кв. м.
Радует, что на территорию заходит новый крупный застройщик – NCC. В свое время, в середине 1990-х годов, шведский концерн участвовал в строительстве Южного микрорайона.
– Не опасаетесь сложностей, которые переживают другие активно застраиваемые территории Всеволожского района?
– Нет. Хоть подход к нашей градостроительной политике и предвзятый: нас обвиняют в том, что мы пытаемся строить высокоэтажное жилье в зоне малоэтажной застройки, могу с уверенностью сказать, что квартал Румболово на горе будет иметь высотность 5-12 этажей. Причем 12-этажные дома будут только островками. Я сам житель Всеволожска и не заинтересован в его превращении в пресловутые Нью-Васюки. Отмечу, что практически со всеми застройщиками градостроительный диалог идет в конструктивном русле.
– Ваш коллега из районной администрации Александр Соболенко не так давно заявил, что Всеволожск не торопится выделить безвозмездно участки по 105-оз.
– Действительно, до января прошлого года по этому вопросу между администрациями Всеволожска и Всеволожского района были некоторые трения. В рамках реализации 105-оз мы подготовили около 50 участков. Однако, по мнению соответствующей межведомственной комиссии, они были неправильно оформлены, поэтому их и не смогли выделить. Проблема в том, что, как заявили региональные власти, муниципалитеты должны предоставлять участки, обеспеченные инженерной инфраструктурой, и это сказалось на планке требований потенциальных получателей. Хотя во Всеволожске достаточно дорогая земля, и нам было бы выгоднее продать этот земельный участок на аукционе.
Всего передано около 40 участков, подготовленных по требованиям межведомственной комиссии. Выделено, действительно, не более пяти. Комиссия по 105-оз заседает раз в месяц. С начала года, таким образом, состоялось лишь несколько заседаний. Претензий по подготовке земельных участков сейчас к нам нет.
– Возможно ли в ближайшее время расширение границ Всеволожска? От чего это зависит?
– Если региональная власть даст такие рекомендации, конечно, мы будем их исполнять. Да, укрупнение муниципальных образований способствует более эффективному управлению. Но муниципальная власть – отдельная ветвь власти, всеми законодательными актами отделенная от государственной. И мне кажется, именно из-за того, что мы пытаемся государственную власть применить на уровне муниципалитетов, у нас и не получается окончательно принять решения по объединению или укрупнению муниципальных образований. Хотя насущная необходимость такая есть. Границы Всеволожска, Щегловского поселения, Романовки и Кальтино практически слились. Мы уже вели переговоры об объединении с руководством Щегловского поселения, и у них есть понимание такой необходимости. Это муниципальное образование располагает бюджетом в 15 млн рублей, а доходная часть нашего бюджета составляет 600 млн рублей. Думаю, время для объединения наступит года через три-четыре. Да и Романовка уже вплотную подошла к Всеволожску. Когда мы построим квартал в Румболово, границы сольются окончательно.
– А стоит ли ожидать возможного слияния администраций Всеволожского района и города Всеволожска?
– По 131-ФЗ мы можем часть полномочий передать в район, но пока не видим в этом необходимости. Думаю, было бы правильнее с самого начала действия закона о местном самоуправлении выделить крупные города Ленинградской области в городские округа, как это сделали в Московской области. Статус городского округа позволяет не думать об укрупнении муниципальных образований, предоставляя одновременно больше возможностей для развития. Поэтому я думаю, что нужно укрупнять муниципальные образования первого уровня. Сегодня их в районе 20.
– Остается не так много времени до начала нового отопительного сезона. В каком состоянии жилищно-коммунальное хозяйство Всеволожска?
– Не хочу хвастаться, но за три с лишним года, что я возглавляю администрацию Всеволожска, у нас не было крупных аварий, остановок котельных в зимний период, серьезных проблем с электричеством или газом. У нас была возможность субсидировать из городского бюджета ОАО «Всеволожские тепловые сети» – предприятие, которое эксплуатирует котельные, занимается водоснабжением и водоотведением. Вместе со специалистами «Всеволожских тепловых сетей» мы определяем объекты, на которых зимой могут возникнуть проблемы, утверждаем адресную программу, выделяем на это средства и их ремонтируем. За три года мы занимались, к сожалению, преимущественно ремонтом. Однако во многих котельных отреставрировали старые системы, поставили небольшой газогенератор для гарантированной подачи электричества.
В перспективе, конечно, хотелось бы заняться чем-то новым для ЖКХ. В частности, мы бы хотели сделать закольцовку теплосетей, чтобы избежать остановок в подаче горячей воды. Теоретически такая возможность есть, и в 2014 году мы будем разрабатывать соответствующий проект.
– С каким основным итогом Всеволожск встречает свой золотой юбилей?
– Мне кажется, город оставил за собой провинциальность, присущую ему еще в пушкинскую пору. Вместе с тем Всеволожск – город индустриальный, и развитие промышленной зоны позволяет нам безбедно жить и развиваться.
Визитная карточка
Всеволожск, расположенный всего в 7 км от границы с Санкт-Петербургом, начал формироваться как населенный пункт еще в начале XVIII века, по завершении Северной войны. Земли в пределах нынешнего Всеволожска получили несколько сподвижников Петра Великого, в том числе светлейший князь Александр Меншиков. В начале XIX века в этих краях обосновался род Всеволожских. По их фамилии в 1895 году была названа станция Ириновской железной дороги, вокруг которой вырос впоследствии одноименный дачный поселок. Населенный пункт получил статус города в 1963 году.
Характерной чертой социально-экономической ситуации во Всеволожске является крайне низкий уровень безработицы – 0,15% при среднем по Ленинградской области в размере 0,74%. Во Всеволожске насчитывается 20 крупных промышленных предприятий, в том числе ЗАО «Форд Мотор Компани», ООО «Гестамп Северсталь Всеволожск», ООО «Нокиан Шина» и др. При этом средняя заработная плата в муниципальном образовании составляет почти 37 тыс. рублей, в том числе на обрабатывающих производствах – более 49 тыс. рублей.
Всеволожск – инвестиционно привлекательное муниципальное образование. Объем инвестиций в промышленные предприятия города в последние годы стабилен. Так, в 2011 году в бюджет муниципального образования поступило около 10,5 млрд рублей инвестиций, в 2012 году – почти 18,2 млрд рублей. Плановый показатель на 2013 год – 10,0 млрд рублей. В прошлом году заключено несколько соглашений по строительству промышленных объектов: многоярусного гаража, технической базы, станции техобслуживания, специализированного металлоцентра по переработке металлопроката и др.
Город интересен и как территория культуры и истории. На въезде во Всеволожск располагается музей-усадьба Приютино, где частым гостем был А.С. Пушкин. Действуют также музей «Всеволожск в годы блокады», «Музей кошки», музей истории автомобильного транспорта. Одним из наиболее посещаемых храмов является храм Спаса Нерукотворного Образа на Дороге жизни, имеющий статус памятника архитектуры федерального значения.
– Сергей Алексеевич, как оцениваете актуальное социально-экономическое положение Всеволожска?
– Социально-экономическая стабильность Всеволожска обусловлена прежде всего тем, что в границах поселения расположены более 30 крупных и средних предприятий, где заняты более 6 тыс. человек. Правда, сложилась парадоксальная ситуация: ежедневно около 12 тыс. всеволожцев едут на работу в Санкт-Петербург и около 5 тыс. петербуржцев – в нашу промзону. При этом из общественного транспорта туда ходит только электричка раз в два часа. Мы неоднократно проводили совещания на уровне директоров предприятий, правительства Ленинградской области и достигли договоренности о том, что необходимо в кратчайшие сроки обеспечить транспортную доступность промышленной зоны Всеволожска. Тем более что наши предприятия демонстрируют положительную динамику. Так, в 2012 году на территории муниципального образования произведено продукции на 88 млрд рублей. Это примерно 75% от объема производства Всеволожского района и 18,9% от областного объема.
Серьезный промышленный потенциал Всеволожска влияет, естественно, и на бюджет. Мы не получаем субсидий или субвенций на расходы муниципального образования из бюджетов других уровней, финансируя большинство программ за счет собственных средств. Основная для нас – адресная программа, которая включает в себя и работы в сфере ЖКХ, и ремонт дорог, и многое другое. О социально-экономическом развитии территории можно судить уже по тому, что с 2008 года количество финансируемых из местного бюджета программ, направленных на улучшение качества жизни всеволожцев, увеличилось с 3 до 12. При этом если в 2009 году исполнение бюджета составляло 78%, сегодня расходная часть исполняется на 95-96%, а доходная – на 100-102%. На мой взгляд, это результат правильной организации работы в этой сфере: это и еженедельное заседание комиссии по адресным программам, и контроль за расходованием бюджетных средств, и сотрудничество по этому вопросу с городским Советом депутатов. Естественно, бывают перекосы. Так, сейчас мы немного отстаем с исполнением расходных обязательств. Но думаю, что по итогам III квартала мы их выполним, поскольку практически все контракты по адресной программе уже заключены, и расчеты по ним должны пройти в ближайшее время.
– Вы почувствовали на бюджете Всеволожска изменение межбюджетных отношений?
– Изменения коснулись дотационных муниципалитетов. Однако сейчас мы готовимся к новому распределению налоговых доходов начиная с 2014 года. Так, в нашем распоряжении будет часть акцизов на топливо для финансирования дорожных работ, которые ранее на 40% финансировал субъект Федерации. Во Всеволожске чуть больше 60 км дорог в асфальтовым покрытии и примерно 120 км грунтовых дорог. Одна из задач, которую я перед собой ставлю, – увеличить горизонт планирования дорожных ремонтов до трех лет. Пока это не получается. Так, мы запланировали на этот год определенное количество улиц, но не рассчитывали, что тот же Первомайский проспект полетит в тартарары. На его ремонт дополнительно пришлось изыскивать более 9 млн рублей.
– Какова структура налоговых поступлений в бюджет вашего муниципального образования?
– Мы получаем часть налога на доходы физических лиц, транспортного и сельскохозяйственного налогов, а также земельный налог и налог на имущество. Налог на доходы физических лиц – основной источник налоговых поступлений (22,1% от доходной части местного бюджета). В 2012 году объем этих налоговых поступлений составил более 120 млн рублей, в нынешнем году мы ожидаем большей суммы. Второе место по объему налоговых поступлений в бюджет Всеволожска занимает земельный налог. В прошлом году из этого источника в бюджет поступило около 80 млн рублей. В этом году по непонятным для меня причинам за два квартала мы уже превзошли суммарный объем 2012 года.
В прошлом году мы непредвиденно получили очень существенный доход от продажи земельных участков – на 70 млн рублей сверх планового (17,7% доходной части бюджета). Это было обусловлено решением правительства о том, что с 1 января 2013 годы продажа земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, будет осуществляться по рыночной стоимости. Однако решение было отменено, и в этом году, хотя мы запланировали показатели по доходам от продажи земельных участков, их попросту нет. К сожалению, на эти налоговые поступления мы никак повлиять не можем. А вот собственные доходы от аренды земли, муниципального имущества более или менее прогнозируемы. И если в первые годы моей работы не все было с ними понятно, сейчас они, в принципе, стабильны.
– Как вы оцениваете инвестиционную привлекательность Всеволожска?
– Инвесторы охотно вкладывают средства в промышленность и жилье на нашей территории. В промзоне Всеволожска практически сформирован автомобильный кластер. Его основу составляют автомобильный завод Ford и завод Gestamp, выпускающий металлические комплектующие (кузова) для него. Кроме того, компания Severstal, приобретя часть акций у Gestamp, совместно с японским производителем оборудования Mitsui наладила производство металла для Gestamp. В прошлом году инвестиции Severstal в этот проект составили около 10 млрд рублей. Стоит отметить, что Gestamp имеет контракты на поставку комплектующих не только с Ford, но и с другими крупными автопроизводителями, чьи производственные мощности расположены в Ленинградской области и Санкт-Петербурге.
Инвестиции в жилье также достаточно серьезны. У нас строят ЗАО «Стройкомплекс», NCC, «Ленстройматериалы», ООО «Гарант Девелопмент», ООО «Балтмонолит» и ряд небольших компаний.
В прошлом году во Всеволожске было сдано 154 тыс. кв. м жилья – это примерно 33% районного объема и 13% областного. Для сравнения, в 2011 году после кризиса объемы сданного жилья были на треть меньше. А в 2013 году к вводу в эксплуатацию запланировано 250 тыс. кв. м.
Радует, что на территорию заходит новый крупный застройщик – NCC. В свое время, в середине 1990-х годов, шведский концерн участвовал в строительстве Южного микрорайона.
– Не опасаетесь сложностей, которые переживают другие активно застраиваемые территории Всеволожского района?
– Нет. Хоть подход к нашей градостроительной политике и предвзятый: нас обвиняют в том, что мы пытаемся строить высокоэтажное жилье в зоне малоэтажной застройки, могу с уверенностью сказать, что квартал Румболово на горе будет иметь высотность 5-12 этажей. Причем 12-этажные дома будут только островками. Я сам житель Всеволожска и не заинтересован в его превращении в пресловутые Нью-Васюки. Отмечу, что практически со всеми застройщиками градостроительный диалог идет в конструктивном русле.
– Ваш коллега из районной администрации Александр Соболенко не так давно заявил, что Всеволожск не торопится выделить безвозмездно участки по 105-оз.
– Действительно, до января прошлого года по этому вопросу между администрациями Всеволожска и Всеволожского района были некоторые трения. В рамках реализации 105-оз мы подготовили около 50 участков. Однако, по мнению соответствующей межведомственной комиссии, они были неправильно оформлены, поэтому их и не смогли выделить. Проблема в том, что, как заявили региональные власти, муниципалитеты должны предоставлять участки, обеспеченные инженерной инфраструктурой, и это сказалось на планке требований потенциальных получателей. Хотя во Всеволожске достаточно дорогая земля, и нам было бы выгоднее продать этот земельный участок на аукционе.
Всего передано около 40 участков, подготовленных по требованиям межведомственной комиссии. Выделено, действительно, не более пяти. Комиссия по 105-оз заседает раз в месяц. С начала года, таким образом, состоялось лишь несколько заседаний. Претензий по подготовке земельных участков сейчас к нам нет.
– Возможно ли в ближайшее время расширение границ Всеволожска? От чего это зависит?
– Если региональная власть даст такие рекомендации, конечно, мы будем их исполнять. Да, укрупнение муниципальных образований способствует более эффективному управлению. Но муниципальная власть – отдельная ветвь власти, всеми законодательными актами отделенная от государственной. И мне кажется, именно из-за того, что мы пытаемся государственную власть применить на уровне муниципалитетов, у нас и не получается окончательно принять решения по объединению или укрупнению муниципальных образований. Хотя насущная необходимость такая есть. Границы Всеволожска, Щегловского поселения, Романовки и Кальтино практически слились. Мы уже вели переговоры об объединении с руководством Щегловского поселения, и у них есть понимание такой необходимости. Это муниципальное образование располагает бюджетом в 15 млн рублей, а доходная часть нашего бюджета составляет 600 млн рублей. Думаю, время для объединения наступит года через три-четыре. Да и Романовка уже вплотную подошла к Всеволожску. Когда мы построим квартал в Румболово, границы сольются окончательно.
– А стоит ли ожидать возможного слияния администраций Всеволожского района и города Всеволожска?
– По 131-ФЗ мы можем часть полномочий передать в район, но пока не видим в этом необходимости. Думаю, было бы правильнее с самого начала действия закона о местном самоуправлении выделить крупные города Ленинградской области в городские округа, как это сделали в Московской области. Статус городского округа позволяет не думать об укрупнении муниципальных образований, предоставляя одновременно больше возможностей для развития. Поэтому я думаю, что нужно укрупнять муниципальные образования первого уровня. Сегодня их в районе 20.
– Остается не так много времени до начала нового отопительного сезона. В каком состоянии жилищно-коммунальное хозяйство Всеволожска?
– Не хочу хвастаться, но за три с лишним года, что я возглавляю администрацию Всеволожска, у нас не было крупных аварий, остановок котельных в зимний период, серьезных проблем с электричеством или газом. У нас была возможность субсидировать из городского бюджета ОАО «Всеволожские тепловые сети» – предприятие, которое эксплуатирует котельные, занимается водоснабжением и водоотведением. Вместе со специалистами «Всеволожских тепловых сетей» мы определяем объекты, на которых зимой могут возникнуть проблемы, утверждаем адресную программу, выделяем на это средства и их ремонтируем. За три года мы занимались, к сожалению, преимущественно ремонтом. Однако во многих котельных отреставрировали старые системы, поставили небольшой газогенератор для гарантированной подачи электричества.
В перспективе, конечно, хотелось бы заняться чем-то новым для ЖКХ. В частности, мы бы хотели сделать закольцовку теплосетей, чтобы избежать остановок в подаче горячей воды. Теоретически такая возможность есть, и в 2014 году мы будем разрабатывать соответствующий проект.
– С каким основным итогом Всеволожск встречает свой золотой юбилей?
– Мне кажется, город оставил за собой провинциальность, присущую ему еще в пушкинскую пору. Вместе с тем Всеволожск – город индустриальный, и развитие промышленной зоны позволяет нам безбедно жить и развиваться.
Визитная карточка
Всеволожск, расположенный всего в 7 км от границы с Санкт-Петербургом, начал формироваться как населенный пункт еще в начале XVIII века, по завершении Северной войны. Земли в пределах нынешнего Всеволожска получили несколько сподвижников Петра Великого, в том числе светлейший князь Александр Меншиков. В начале XIX века в этих краях обосновался род Всеволожских. По их фамилии в 1895 году была названа станция Ириновской железной дороги, вокруг которой вырос впоследствии одноименный дачный поселок. Населенный пункт получил статус города в 1963 году.
Характерной чертой социально-экономической ситуации во Всеволожске является крайне низкий уровень безработицы – 0,15% при среднем по Ленинградской области в размере 0,74%. Во Всеволожске насчитывается 20 крупных промышленных предприятий, в том числе ЗАО «Форд Мотор Компани», ООО «Гестамп Северсталь Всеволожск», ООО «Нокиан Шина» и др. При этом средняя заработная плата в муниципальном образовании составляет почти 37 тыс. рублей, в том числе на обрабатывающих производствах – более 49 тыс. рублей.
Всеволожск – инвестиционно привлекательное муниципальное образование. Объем инвестиций в промышленные предприятия города в последние годы стабилен. Так, в 2011 году в бюджет муниципального образования поступило около 10,5 млрд рублей инвестиций, в 2012 году – почти 18,2 млрд рублей. Плановый показатель на 2013 год – 10,0 млрд рублей. В прошлом году заключено несколько соглашений по строительству промышленных объектов: многоярусного гаража, технической базы, станции техобслуживания, специализированного металлоцентра по переработке металлопроката и др.
Город интересен и как территория культуры и истории. На въезде во Всеволожск располагается музей-усадьба Приютино, где частым гостем был А.С. Пушкин. Действуют также музей «Всеволожск в годы блокады», «Музей кошки», музей истории автомобильного транспорта. Одним из наиболее посещаемых храмов является храм Спаса Нерукотворного Образа на Дороге жизни, имеющий статус памятника архитектуры федерального значения.
рубрика:
Территория
автор:
Татьяна Крамарева