Мусору прописали концепцию

Правительством региона разработана новая концепция утилизации мусора, в которую включена схема санитарной очистки области, принцип селективного сбора отходов, а также предусмотрено строительство 20 мусороперерабатывающих заводов. В течение трех лет планируется уменьшить объем неперерабатываемого мусора в 15-20 раз.

Дарья Литвинова, главный редактор «Строительный Еженедельник. Ленинградская область»
Дмитрий Разумов, председатель Комитета по ЖКХ и транспорту Ленинградской области
Сергей Робул, первый заместитель председателя Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству и транспорту Ленинградской области
Олег Никиткин, заместитель директра СРО НП «Строители Ленинградской области»
Сергей Башлыков, и. о. начальника отдела по работе с отходами Комитета по ЖКХ и транспорту Ленинградской области
Геннадий Веселков, заместитель директора по развитию ООО «Спецавтотранс» (Тосно)
Надежда Веселкова, генеральный директор ООО «Спецавтотранс» (Тосно)
Максим Боганьков, председатель Совета директоров ОАО «Управляющая компания по обращению с отходами в Ленинградской области»
Леонид Шимарек, начальник отдела по обращению с отходами производства и потребления Комитета по благоустройству Санкт-Петербурга
Виктор Морозов, директор НП «Проектные организации Северо-запада», председатель правления Ленинградской ассоциации проектных организаций
Алексей Гурньев, генеральный директор НПО «Центр благоустройства и обращения с отходами»
Михаил Пильцер, к. т. н., генеральный директор Ассоциации деревообрабатывающей промышленности и возобновляемой энергетики
Иван Федосов, начальник отдела по природопользованию и охране окружающей среды администрации Всевололжского района Ленинградской области


Комитет по ЖКХ и транспорту Ленинградской области при поддержке газеты «Строительный еженедельник. Ленинградская область» провел круглый стол, посвященный обсуждению положений Концепции с учетом текущих проблем в отрасли обращения с отходами на территории региона.

На принципах публичности


По мнению председателя областного Комитета по ЖКХ и транспорту Дмитрия Разумова, в Концепции нашли отражение большин­ство аспектов обращения с отходами – есть понимание по тарифной политике, по организации договорных отношений, по вопросу несанкционированных свалок. Однако решить быстро и сразу все проблемы невозможно. «Сейчас часто возникают ситуации, когда полигон выработал свой срок эксплуатации, но средств на его рекультивацию нет. Яркий пример – Волхонка. Администрацией Ломоносовского района в ходе конкурса был определен оператор, который получил лицензию на приемку на полигон отходов 4 класса опасности (как правило, это строительные отходы, грунты) и, при этом, должен был заниматься рекультивацией. Он отработал некоторое время и расписался в своем «бессилии» – не смог найти сред­ства для рекультивации. С такой проблемой сталкивается не только область, но и город, и другие регионы страны. Сегодня есть поручение президента РФ о создании фонда по преодолению последствий понесенного экологического ущерба. Изымаемая сегодня в бюджет плата за негативное влияние на природную среду впоследствии пойдет на компенсацию реальных затрат. Такая схема могла бы отчасти решить проблему несанкционированных свалок», – считает Дмитрий Разумов.
Губернатор Ленинградской области поручил комитету изменить систему оплаты так, чтобы плату за мусор перевозчик получал по факту доставки мусора на полигон. «Сегодня перевозчик с управляющей компании собирает деньги и везет мусор не на полигон, а куда-нибудь в лес. Договор должен заключаться напрямую между полигонами и управляющими компаниями, которые будут перечислять деньги», – уверен Дмитрий Разумов.
По мнению Дмитрия Разумова, необходимо доработать генеральную схему очистки (ГСО). В соответствии с нормативными документами, муниципалитетам первого уровня предписано разработать свои ГСО. «Из 204 муниципалитетов, ГСО разработаны у 165. Они выполнены на разном уровне, где-то профессионально, где-то формально, тем не менее, ГСО – обязательная часть Генплана, – сказал Дмитрий Разумов. – Просмотрев все представленные ГСО, мы обнаружили общий недочет – нигде не регистрируется, сколько мусора генерируют дачные кооперативы. Есть примерные цифры, что город генерирует около 10 млн кубов мусора в год, а область – около 2,5 млн. Мы должны достаточно четко понимать, сколько генерирует область мусора и сколько попадает на полигоны. Соответственно, разница – это несанкционированный мусор. Так должно быть по каждому виду мусора – медицинскому, аграрному и т. д.».
По словам Максима Боганькова, председателя Совета директоров ОАО «Управляющая компания по обращению с отходами в Ленинградской области», определенную проблему для рынка перевозки и утилизации отходов представляет участие в конкурсах фирм-однодневок. «Компании с уставным капиталом в 10 тыс. рублей занимаются демпингом и выигрывают конкурсы, а потом мусор сваливают у дороги. Абсолютно согласен с тем, что нужно внедрять схему расчета «УК – полигон». К слову, такая схема уже отрабатывается нашей компанией, – рассказал Максим Боганьков. – Например, мы так работаем с ЗСД. Это крупный заказчик, готовый работать «по-белому», ему не нужны проблемы, связанные с нелегальными вариантами уборки мусора. Они согласились поддержать наше предложение и внедрили схему расчета «УК – полигон». Компании-перевозчики, которые пытались работать нечестно, быстро «отвалились» – они просто не смогли подтвердить приход мусора на полигон. Схема вполне себя оправдывает, и мы предлагаем перенести ее на другие виды отходов».
«Разрабатывая эту Концепцию, мы понимали, что, с одной стороны, важно не создать новых административных барьеров, а с другой, – необходимо интегрировать население в решение этих проблем, – считает Дмитрий Разумов. – 30% успеха реализации Концепции – это просвещение населения и информирование граждан о проблемах, связанных с мусором. Нужны специальные акции, направленные на формирование бережного отношения к экологии нашего региона. Мы сделали нашу Концепцию публичной, чтобы ее могли критиковать и корректировать. Уверен, что для решения проблемы мусора необходимо вовлечение широких общественных кругов».

Проблема общая, подходы – разные

Общего документа между городом и областью, который бы устанавливал основы общей экологической политики двух регионов, к сожалению, пока не создано, сетует Леонид Шимарек, начальник отдела по обращению с отходами производства и потребления Комитета по благоустройству Санкт-Петербурга. «Однако в последнее время между нашими регионами выработалось взаимопонимание по этому вопросу. Так, обсуждается идея возродить координационный совет между Петербургом и областью по вопросам обращения с ТБО для выработки совместной программы действий, – сказал Леонид Шимарек. – Уверен, сейчас есть все возможности для того, чтобы состыковать позиции области и города концептуально, многие вопросы решаются в рабочем порядке».
Как считает Алексей Гурньев, генеральный директор НПО «Центр благоустройства и обращения с отходами», для эффективного решения проблемы подход должен быть радикальным. «Вопрос о том, как Петербургу и области найти общий язык по вопросам обращения с отходами, обсуждается последние 15-20 лет. Еще в 1998 году было предложено, на мой взгляд, ключевое решение вопроса. Петербург, согласно законодательству, не имеет права создавать на своей территории полигоны, почти все отходы города (90% объема) везут в область. Между двумя регионами нужно заключить договор, по которому город перечислял бы области средства на прием отходов на ее полигоны. Полигоны бы рассчитывались со всеми, кто привозил бы им отходы. Тогда будет порядок. Уверен, области хватит и политической воли, и экономических рычагов для того, чтобы решить эту проблему и стать примером в этом отношении для всех российских регионов», – считает Алексей Гурньев.
«Мы понимаем, какие объемы мусора генерируют город и область и сколько средств нужно, чтобы эти объемы утилизировать. Между городом и областью нужно выстроить баланс интересов, при этом сохранить существующий рынок транспортировки и утилизации мусора и не допустить рост тарифов», – подчеркнул Дмитрий Разумов.

Без избыточных обременений


Порядок обращения со строительными отходами, разработка которого предусмотрена Концепцией, вызывает вопросы у строительного сообщества.
«В составе затрат, входящих в себестоимость строительных работ, и, соответственно, в стоимости квадратного метра жилья платежи за негативное воздействие на окружающую среду, затраты, связанные с обращением строительных отходов, составляют весьма существенную часть.
Одновременно при обсуждении Концепции в части вопросов разработки порядка обращения со строительными отходами необходимо учитывать цели дорожной карты «Улучшение предпринимательского климата в сфере строительства» (утверждена распоряжением Правительства РФ от 16 августа 2012 № 1487-р), – считает Олег Никиткин, заместитель директора СРО НП «Строители Ленинградской обла­сти», – сокращение количества процедур, времени их прохождения и снижение расходов, связанных с реализацией инвестиционно-строительных проектов, в том числе и расходов, касающихся обращения строительных отходов».
Если прохождение административных процедур, регламентированных разрабатываемым Порядком обращения со строительными отходами, будет занимать слишком много времени и ложиться на плечи строителей и конечного потребителя избыточным финансовым обременением, совокупный эффект от введения такого документа будет сомнительным.
В связи с этим представляется целесообразным, чтобы в разработке Порядка обращения со строительными отходами на территории Ленинградской области как составной части новой Концепции приняли участие эксперты строительного сообщества.
По мнению Олега Никиткина необходимо ввести контроль за использованием продукции вторичной переработки строительных отходов. Также имеет смысл ввести систему экономического стимулирования предприятий, которые занимают активную позицию по переработке строительного мусора. Речь идет о преференциях для предприятий, которые занимаются переработкой своих отходов и отходов партнеров.
Дмитрий Разумов предложил в ближайшее время провести совещание между представителями Комитета по ЖКХ и транспорту Ленинградской области и экспертами строительного сообщества для выработки общей позиции по формированию Порядка обращения со строительными отходами.

Будни муниципалитетов

В «замусоренности» региона часто обвиняют муниципалитеты. «То, что Всеволожский район является передовиком по несанкционированным свалкам – это факт, и с этим мы боремся уже давно. Только по данным официальной статистики, в районе более 180 несанкционированных свалок, а на самом деле намного больше, – сказал Иван Федосов, начальник отдела по природопользованию и охране окружающей среды администрации Всеволожского района Ленинградской области. – Есть несколько положений, которые очень существенны для решения этой проблемы. Первое – неопределенность взаимоотношений города и области. Например, у сельского поселения по среднестатистическим показателям – 5 тыс. жителей, а летом, когда петербуржцы массво выезжают на дачи,  это количество возрастает до 150 тыс. Надзорные органы предписывают решать эту проблему администрации муниципалитета. При этом, деньги из бюджета должны тратиться строго по целевому назначению. Что тоже, как известно, контролируется надзорными органами. В эту «вилку» попадают многие муниципалитеты».
Не меньшую проблему, по мнению Ивана Федосова, представляет частный сектор. «Мы не можем зайти к частнику и потребовать убрать мусор без участкового уполномоченного. В законе нигде не прописано, как заставить частный сектор убрать за собой строительный мусор, – подчеркнул Иван Федосов. – Еще одна проблема – садоводства. Как только изменилось федеральное законодательство о контроле за юридическими лицами и ДНП попали в эту категорию, они практически выпали из-под контроля по выполнению природоохранного законодательства. Не способствовала улучшению ситуации и отмена лицензирования перевозчиков – леса стали заваливаться несанкционированным мусором. Раньше муниципалитеты имели больше рычагов контроля над садовод­ствами».
По мнению Дмитрия Разумова, решить ряд проблем муниципалитетам поможет составление земельного баланса. «Сегодня нам муниципалитеты часто говорят, что им не хватает бюджетной обеспеченности. Где им взять внутренние ресурсы? Внутренний ресурс каждого муниципалитета – земля. Надо начать оформлять землю, чтобы у каждой пяди появился хозяин. Будет хозяин – будет с кого спросить», – уверен Дмитрий Разумов.
Все мероприятия по утилизации отходов должны исходить из ГСО, в которой должно быть предусмотрено все – объем и состав отходов, образующихся в каждом населенном пункте района, учтено количество проживающих, домовладений, предприятий и организаций – считает Надежда Веселкова, генеральный директор ООО «Спецавтотранс» (г. Тосно). – С учетом этих данных, каждый район может разработать свою стратегию и концепцию работы с отходами, потому что районы отличаются между собой по образованию, накоплению и  морфологическому  составу отходов. На полигоне должна быть сформирована база данных по каждому производителю отходов  района. Учет и контроль движения отходов  позволят решить многие  проблемы   в сфере обращения с отходами (образования несанкционированных свалок, сбора платежей за негативное воздействие на окружающую среду  и т.д.».

Новые разработки


В работе круглого стола принимали участие и представители научного сообщества. По их мнению, решить проблему «замусоренности» региона поможет и внедрение современных технологий переработки отходов.
В последние годы сжигание отходов и превращение энергии этого процесса в тепловую и электрическую получает все большее признание в мире. Председатель правления Ленинградской ассоциации проектных организаций Виктор Морозов считает, что именно этот путь сегодня получает все большее распространение. «Концепция по обращению с отходами с немного другой стороны отвечает на вопросы, которые сегодня, что называется, «берут за горло», но нужно думать о будущем, – уверен Виктор Морозов. – Во всем цивилизованном мире именно сжиганию отходов отводится центральное место. Широко распространены технологии, позволяющие при сжигании мусора получать энергию. Например, в Париже сегодня получают 1600 кВт-ч с тонны перерабатываемых отходов. В России ежегодно производится около 40 млн тонн ТБО. Необходимо применить свою безотходную технологию, которая позволит нам решить проблему и занять по вопросу переработки отходов ведущее положение. Всероссийским НИИ Электротермического оборудования разработана технология переработки любых ТБО, медицинских и части промышленных отходов. Расчеты показывают, что такой подход экономически оправдан». По мнению Виктора Морозова, переработка мусора с использованием высоких температур является безотходной, то есть не образуются остатки, требующие захоронения. Предприятия с подобной технологией следует рассматривать как производства по выработке тепла и электроэнергии из постоянно возобновляемого источника. (Подробнее об этой технологии см. интервью на стр. 21).
По мнению Михаила Пильцера, генерального директора Ассоциации деревообрабатывающей промышленности и возобновляемой энергетики, применение мусоросжигающх заводов с мощными утилизаторами не менее выгодно. «Мы неоднократно обсуждали с компаниями, занимающимися утилизацией отходов, различные технологии и пришли к выводу, что весьма действенна следующая технология. Сейчас функционирует несколько мусоросжигающих заводов, использующих утилизаторы УТТ-3000, УТТ-500. Емкость этих заводов – 1 млн тонн мусора в год. Окупаемость – около 2 лет. Преимущество этого метода в том, что не нужно возить мусор. Небольшой завод можно поставить на действующей свалке. Такой завод может перерабатывать даже ранее захороненный мусор. Из тонны ТБО получается 250 кг сланцевого масла и 350 кВт тепловой энергии. В ближайшее время состоится деловая поездка на такой завод, успешно функционирующий в Кохтла-Ярве (Эстония)».
По мнению Дмитрия Разумова, применение современных технологий может качественно повлиять на ситуацию, однако не должно стать причиной роста тарифов. «От иностранных инвесторов поступают предложения о применении плазменных установок по утилизации. Однако расчеты показывают, что применение таких технологий по тарифам не выдерживает конкуренции со стоимостью захоронения отходов на полигонах. К примеру, тариф у полигонов сегодня составляет 150-160 рублей за кубометр, а по расчетам иностранных инвесторов – 60 €. Сегодня население не готово к увеличению тарифа в 20 раз, – констатирует Дмитрий Разумов. – Необходимо развивать систему станций перегрузки и сортировки мусора с дальнейшим захоронением «хвостов» сортировки. Станции перегрузки позволят уменьшить захораниваемые объемы не менее, чем в половину, и сведут риск самовозгорания мусора к минимуму».
рубрика: ЖКХ
автор: Дарья Литвинова
Поделиться:
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.