Основные доклады участников
(публикуются в сокращении)
Вячеслав Семененко, председатель Комитета по строительству Санкт-Петербурга
Саморегулирование – это одна из наиболее обсуждаемых сегодня тем. Я себя отношу к сторонникам СРО в строительстве и противникам регулирования со стороны государственной власти. За последние годы лицензии дискредитировали себя и никакого отношения к качеству работ в строительстве не имеют. Во всем мире существует такая форма общественного регулирования деятельности строителей, как контроль со стороны профессиональных общественных объединений и союзов. Очевидно, что каждый участник строительного рынка лучше знает, какая компания работает хорошо, а к кому есть нарекания. СРО – это элемент гражданского общества, когда граждане сами управляют своей жизнедеятельностью. Конечно, такие перемены быстро не происходят, но чем раньше мы начнем эволюцию в этом направлении, тем быстрее придем к развитой форме саморегулирования. Наибольшую перспективу создать первые СРО имеют профессиональные объединения, которые работают на рынке уже не один год. У них есть штат, исполнительная дирекция, опыт работы. Перспектива создания СРО «с нуля» тоже есть, закон это не запрещает, но это сложный процесс, поскольку закон регламентирует много формальных моментов. Это создание третейских судов и надзорных органов с привлечением независимых общественных деятелей. Понятно, что будут желающие зарегистрировать СРО, просто чтобы продавать допуски на работы. От лица администрации города могу сказать, что мы не заинтересованы в таких объединениях и не будем их поддерживать.
Формально первые СРО в Санкт-Петербурге уже сформировались. Собранные документы некоммерческих партнерств отправлены в Ростехнадзор. Пока мы наблюдаем негативную реакцию Ростехнадзора на появление СРО не из Москвы. Документы из других городов не проходят регистрацию. Не только Санкт-Петербург, но и другие регионы, которые отправляют документы не один раз, сталкиваются с придирками Ростехнадзора. Внятного аргументированного ответа, почему не регистрируются наши СРО, я не получил. Мы теряем время, нужно создавать СРО и работать по новым правилам, а нам рекомендуют вступать в московские СРО. Я считаю, что это напрямую противоречит смыслу закона о саморегулировании. Для чего создаются СРО? Для того, чтобы регулировать деятельность участников рынка на местах. Москва может регулировать деятельность СРО только в Москве. Похоже, что в столице создается большая копилка для сбора членских взносов региональных компаний. Возможен конфликт в государственном масштабе, возвраты документов не могут продолжаться бесконечно. Следующие действия и заявления могут последовать уже от губернаторов регионов.
Михаил Викторов, генеральный директор НП «Межрегиональное объединение строителей»
Накануне мы провели в Санкт-Петербурге выездное заседание коллегиального органа нашей зарегистрированной саморегулируемой организации. Мы показали коллегам, каким образом в СРО проходит процедура оценки данных, которые показывают строительные компании, и как принимаются решения о выдаче свидетельств о допуске к работам.
Принцип материальной коллегиальной ответственности за компанию, принимаемую в члены СРО, сказывается на решении о количестве видов работ, на которые выдаются допуски. Например, компания подает заявление на 25 видов работ. По результатам работы экспертов число видов работ может сократиться в три раза. Раньше компания получала лицензию на 5 лет и из своих рациональных соображений оформляла оптом сразу все работы. В системе саморегулирования этого нет. Обосновывается именно та деятельность, которую компания готова осуществлять. В случае желания принять участие в каком-либо тендере на работы, допуска на которые нет, компания вправе подать заявление в свою СРО, показать квалификационный состав и получить этот допуск бесплатно. В прежней системе нужно было заплатить и получить максимальное число видов деятельности, соответствие никто детально не проверял. Выдача свидетельства о допуске может занять максимум месяц, если компания хорошо подготовилась.
От имени Российского Союза строителей я хочу призвать строительные компании не медлить с выбором некоммерческого партнерства. В сентябре будут очереди, поскольку многие дожидаются последнего момента. Поскольку сейчас НП проходят быстрый оперативный этап становления, для регистрации нужно только сто добросовестных строительных фирм. В нашей СРО сейчас действуют минимальные требования по вступлению, установленные законом. Однако уже в мае за счет проведения нормативно-методической работы эта планка будет повышаться.
Сейчас тот или иной вид работ, на которые претендует строительная компания, должен соответствовать трем показателям: профильное образование, стаж работы не менее трех лет и повышение квалификации по профилю. Даже первичный анализ структуры крупных компаний показывает, что далеко не все готовы к исполнению таких требований. На первом этапе эксперты пока закрывают глаза на небольшие недочеты и ставят задачи и сроки по их устранению. Нам придется избавляться от остатков прежней системы, когда была организована массовая продажа дипломов и сертификатов о повышении квалификации. В Санкт-Петербурге 80% курсов повышения квалификации проходило через фиктивные учебные заведения. Мы планируем вводить принципы публичной аккредитации учебных заведений в НП.
Отдельный вопрос – страхование гражданской ответственности членов СРО. Этому вопросу уделялось особое значение при разработке законов. Первые лица государства говорили о том, что систему контроля допуска на рынок нужно реализовывать, преломляя ее через систему страхования. Если говорить о нашем объединении, мы также планируем публично определить порядок аккредитации страховых компаний, полисы которых будем принимать. Этот порядок будет согласован с антимонопольной службой, чтобы не было ограничения конкуренции. В то же время мы не хотим принимать полисы страховых фирм, которые завтра разорятся, и отвечать за возможный ущерб придется только за счет компенсационного фонда.
Часто задается вопрос о комплексных СРО. При разработке закона о саморегулировании депутаты Госдумы и специалисты Минрегионразвития повторили в структуре СРО систему лицензирования. Ранее лицензии выдавались отдельно на строительство, отдельно на проектирование. По инициативе РСС ко второму чтению законопроекта в Госдуме был прописан статус четвертого вида СРО – комплексная организация. Однако поправки не были приняты, так как они вызвали сильное недовольство проектировщиков и инженеров-изыскателей. Исходя из общей статистики, 90% выданных лицензий получали строительные компании, 7-8% – проектировщики и 2-3% – изыскатели. Получается, что на общем собрании СРО интересы проектировщиков и изыскателей были бы представлены минимально.
Что касается размера взноса в компенсационный фонд, многие ценовые показатели закона о саморегулировании были взяты за основу из усредненных показателей стоимости лицензий. Цена входа на рынок для компаний принципиально не поменялась. Но вход на рынок будет сложнее, некоторым компаниям придется отказаться от непрофильных видов работ, предоставив возможность заниматься этим профессионалам. Я призываю компании внимательно смотреть на перечень работ, для выполнения которых требуется допуск. Возможно, такого вида работ – особенно это касается проектировщиков и изыскателей – в перечне нет, компания свободно работает на рынке. По моему мнению, благодаря системе СРО малый бизнес получит дополнительный шанс для развития.
Анатолий Костерев, депутат Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, заместитель председателя Постоянной комиссии по городскому хозяйству
Саморегулирование в строительной отрасли, несмотря на имеющиеся некоторые недостатки в законодательстве, входит в решающую стадию. С 1 января 2010 года лицензии на строительную деятельность заменяются на свидетельства о допуске к работам, которые влияют на безопасность объектов капитального строительства.
Законодательное Собрание держит в поле зрения действия, принимаемые для решения указанных вопросов. Сегодня мы проводим очередное рассмотрение хода реализации саморегулирования в строительном комплексе Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
В августе 2008 года в Мариинском дворце состоялся круглый стол. Одним из вопросов, рассматриваемых на круглом столе, был вопрос «О развитии саморегулирования в строительстве в Санкт-Петербурге». Депутатами ЗакСа было предложно использовать возможности Законодательного Собрания по реализации саморегулирования в строительстве, ввести в практику работы Законодательного Собрания встречи с профильным комитетом Государственной Думы Российской Федерации по вопросам саморегулирования в строительном комплексе.
19 февраля 2009 года состоялось расширенное заседание Постоянной комиссии по городскому хозяйству по рассмотрению вопроса «Реализация саморегулирования в строительном комплексе Санкт-Петербурга». На заседании было одобрено предложение Экспертного совета по саморегулированию и сертификации в строительном комплексе Санкт-Петербурга и Ленинградской области об объединении с Координационным советом по развитию саморегулирования.
Мне как заместителю председателя Постоянной комиссии по городскому хозяйству поручено вести мониторинг и координацию от Законодательного Собрания по становлению саморегулирования. Я готов встречаться со строительным сообществом для обсуждения данного вопроса и выработки практических решений.
Также считаю, что такой важный политический и экономический шаг в строительной отрасли, как переход от лицензирования к саморегулированию, не должен отдаваться на откуп только добровольным образованиям, которые после регистрации в государственном реестре приобретают статус саморегулируемых организаций и право выдавать допуски для ведения работ, которые влияют на безопасность объектов капитального строительства.
Необходима целенаправленная государственная и региональная политика, видение руководством страны и регионов порядка, количества и качества создаваемых некоммерческих партнерств. Необходимо также учитывать волю и потенциал общественных профессиональных организаций. Нельзя допустить «произвола» в данном вопросе.
Функции СРО прописаны в 148-ФЗ. Это выдача допуска и надзор за соблюдением требований к допуску для ведения работ, которые влияют на безопасность объектов капитального строительства. А задача руководства страны, регионов должна состоять в том, чтобы сохранить и развить строительный потенциал. Не допустить его раздробления на большое количество добровольных образований, в число которых могут попасть некомпетентные или «однодневные» некоммерческие партнерства.
Считаю необходимым поддержать идею создания единого Общественного совета, в состав которого войдут представители законодательной и исполнительной власти, некоммерческих партнерств, общественных профессиональных объединений, СМИ. Данный Общественный совет, по моему мнению, сможет выработать единую политику и осуществлять координацию действий участников строительного рынка по становлению саморегулирования.
Наталия Шафоростова, помощник председателя исполнительного комитета Ассоциации экономического взаимодействия субъектов Северо-Запада РФ
Со становлением саморегулирования в строительном комплексе в Ассоциацию поступают многочисленные обращения строительных компаний и общественных объединений региона с просьбой о разъяснении, помощи и координации действий. Комитет по строительству и ЖКХ Ассоциации осуществляет мониторинг процесса становления саморегулирования в строительном комплексе Северо-Запада. У каждого региона есть свои особенности. Отрадно, что в процесс включились все. Особо хочется отметить Псковскую область, здесь уже создано некоммерческое партнерство строителей и сформирован компенсационный фонд. В Вологодской области создано три НП, в том числе НП изыскателей. Грамотно ведется работа в Мурманской области. Там уже давно работает НП «Созидатель». В Карелии зарегистрировано два НП, в Архангельской области – Союз строителей Архангельска, в Коми – НП «Союз строителей Республики Коми». Одно НП строителей создано в Калининграде. Все регионы приняли решение создавать региональные структуры, то есть стараться сформировать СРО у себя на местах. При нехватке членов некоммерческие партнерства объединяются межрегионально. В письмах из регионов также обозначивается ряд проблем. Появившиеся в феврале 2009 года письма Федерального лицензионного центра о продлении лицензий на 5 лет резко остановили приток новых членов в НП. Многие строительные компании заняли выжидательную позицию. Обоснования такие: «У нас есть лицензия до конца года, подождем, пока НП сформируются. Если закон не изменится, то вступим в НП или уже в СРО». Самая главная проблема – это экономический кризис. Нам уже больно говорить, что он затронул строителей сильнее всего, но приходится об этом говорить и искать выходы, потому что часть строительных компаний вообще прекратили существование, у многих финансовые проблемы. Надо принимать меры. Выступая от имени регионов Северо-Запада, я считаю необходимым рассмотреть вопрос снижения взносов в компенсационный фонд СРО, хотя бы на период кризиса.
Сергей Фролов, руководитель Управления саморегулирования ССОО, генеральный директор НП «Строители Петербурга»
Вопросы реализации саморегулирования в строительном комплексе сегодня уже не рассматриваются как возможные и вероятные. Процедура выдачи первых допусков на ведение работ, которая состоялась на расширенном заседании Российского Союза строителей в середине апреля, показала, что лицензии отменяются, обратного пути нет. Разговоры о том, что возможно продление лицензирования, должны прекратиться – строительным компаниям и общественным организациям необходимо объединиться и выполнять необходимые требования, предъявляемые к саморегулируемым организациям. Принципы создания СРО мы уже выучили наизусть. Нужно зарегистрировать в Минюсте некоммерческое партнерство, набрать 100 членов, собрать компенсационный фонд, застраховать гражданскую ответственность и подать документы на регистрацию саморегулируемой организации в Ростехнадзор. К настоящему моменту в России зарегистрировано три СРО: «Спецстрой», «Спецстройпроект» и Межрегиональное объединение строителей. Дальнейшие попытки претендентов на регистрацию СРО пока оказываются неудачными. В некоторых случаях такое положение можно оценить положительно. При переходе отрасли от лицензирования к саморегулированию проходит процесс дерегулирования экономики, когда исполнение требований безопасности регулируется государством, а вопросы цены и качества регулируются бизнесом. Представьте себе, что ответственность за строительный комплекс мы передадим неизвестным добровольным образованиям. Я сейчас не говорю о некоммерческих партнерствах, которые создаются на основе общественных организаций, зарекомендовавших себя положительно перед всеми участниками рынка. Есть случаи, когда НП образуются неизвестными структурами. Строительный комплекс нельзя передоверить таким образованиям. У государства должна быть единая политика по переходу от лицензирования к саморегулированию.
До сих пор остается много неясностей в вопросе оформления и выдачи допусков на ведение работ. Ряд вопросов мы будем поднимать на VIII Съезде Российского Союза строителей. Во-первых, даже на своем координационном совете по вопросам подготовки и переподготовки кадров, который работает в рамках Меморандума о саморегулировании, мы не можем объяснить представителям учебных заведений, как реализовать требования закона о наличии высшего образования соответствующего профиля. Если посмотреть на требования и работы, на которые нужно выдавать допуски, очень сложно понять, какое высшее образование должно быть у специалиста. Во-вторых, до сих пор есть сложности с созданием специализированных некоммерческих партнерств. Требования к выдаче допусков на выполнение особо опасных, технически сложных и уникальных работ до сих пор не разработаны Правительством РФ. Специализированные НП могут и сами разработать эти требования, но они должны быть согласованы и приняты Ростехнадзором.
Третья проблема: сейчас мы находимся в состоянии, когда каждое некоммерческое партнерство пытается разработать свои требования к выдаче допусков. Ростехнадзор пока только готовится к разработке условий действий административных регламентов, которые должны быть написаны к 1 мая 2009 года. Единая позиция, которую определит руководство страны и всех регионов, будет способствовать приведению требований к единому стандарту. Каждое НП сегодня предлагает свои условия. Некоторые пытаются завлечь компании якобы льготными условиями и минимальными проверками. Однако при попытке регистрации НП в качестве саморегулируемой организации у партнерства могут возникнуть проблемы. Также необходимо помнить о материальной ответственности за каждого члена НП. Ситуации, когда любое НП может пройти процедуру регистрации в Ростехнадзоре, быть не может. Это государственная структура, на которую возложена обязанность сохранения строительного комплекса страны. Поэтому строительным компаниям нужно внимательно смотреть, в какое НП вступать.
Алексей Белоусов, генеральный директор Ассоциации «Строительно-промышленный комплекс Северо-Запада», генеральный директор НП «Объединение строителей Петербурга»
Формирование некоммерческих партнерств, создаваемых в целях реализации саморегулирования строительной отрасли в СЗФО, осуществляется практически во всех регионах Северо-Запада.
Наиболее интенсивная работа идет в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, где на сегодняшний день зарегистрировано около 40 некоммерческих партнерств, созданных в целях саморегулирования. Это говорит в том числе и о том, что идея создания системы управления отраслью самим строительным сообществом завладело не только ассоциациями и союзами строителей, но и многими предпринимателями, почувствовавшими определенный коммерческий интерес к этому.
Надо отметить, что в ряде регионов произошло объединение усилий и строительное сообщество совместно с ассоциациями и союзами строителей и проектировщиков создают региональные саморегулируемые организации. Но такая ситуация сложилась далеко не везде.
Справочный материал, представленный мной, показывает количество некоммерческих партнерств, созданных в регионах Северо-Запада. Помимо этого, ряд некоммерческих партнерств, зарегистрированных за пределами СЗФО, ведут сейчас активную работу по созданию филиалов в нашем регионе. К сожалению, количество компаний, ставших членами таких некоммерческих партнерств, пока невозможно оценить объективно. На сегодняшний день открытой является информация только о количестве членов НП, сдавших документы в Ростехнадзор.
По числу компаний, входящих в состав некоммерческих партнерств, в СЗФО лидирует Санкт-Петербург. Здесь 32 некоммерческих партнерства объединяют более 1000 строительных и проектных компаний. Таким образом, в среднем на НП приходится около 30 компаний, а если учесть, что НП «Объединение строителей Санкт-Петербурга» насчитывает около 200 членов, то и того меньше. Важно отметить, что пока только в Санкт-Петербурге есть некоммерческие партнерства, которые смогли сформировать определенное законом количество членов – более 100 компаний. Но близки к этому рубежу и такие регионы, как Ленинградская и Мурманская области.
У меня есть данные о количестве компаний, входящих в будущие «проектные» СРО СЗФО. На сегодняшний день только в Санкт-Петербурге некоммерческие партнерства смогли набрать необходимое число компаний. Остальные регионы СЗФО находятся на стадии подготовки документов к регистрации некоммерческих партнерств – будущих СРО проектировщиков или же ведут работу по привлечению необходимого числа компаний.
Процесс подготовки перехода отрасли на саморегулирование идет непросто. Поэтому далеко не все строительные и проектные компании готовы уже сейчас принять решение о вступлении в то или иное зарегистрированное некоммерческое партнерство. Кризис, недоверие к новому институту, слухи о возможном возврате к лицензированию – это только часть факторов, оказывающих влияние на потенциальных членов НП. Это существенно осложняет ситуацию. Ассоциация «Строительно-промышленный комплекс Северо-Запада» сегодня направляет все усилия на то, чтобы оказать информационную, методическую поддержку создаваемым институтам саморегулирования в регионах СЗФО.
На наш взгляд, попытки создания филиалов региональными СРО являются следствием неспособности сформировать компенсационный фонд и набрать состав из числа компаний, работающих в регионе. В этом случае мы можем говорить не о стремлении развиться в межрегиональное СРО, а о желании за счет регионов выполнить требования действующего законодательства, при этом нанеся удар по формирующимся некоммерческим партнерствам в самих регионах. Поэтому региональные ассоциации и союзы должны проявить большую активность в привлечении строительных и проектных организаций, работающих на их рынках.
Так как же будут взаимодействовать будущие СРО и предприятия строительной индустрии после перехода отрасли на саморегулирование? Как уже отмечалось ранее, в Санкт-Петербурге в состав различных некоммерческих партнерств вошли уже более 1000 компаний. Это число значительно превышает количество компаний, которые входят сегодня в общественные союзы и ассоциации нашего города. Это говорит о том, что центр влияния строительного сообщества перемещается от общественных объединений в сторону будущих саморегулируемых организаций.
Действующее законодательство в области саморегулирования запрещает членство «непрофильных» юридических лиц в некоммерческих партнерствах, созданных в целях саморегулирования. Ранее такие компании являлись активными членами профессиональных общественных объединений. Что же можно сделать в этой ситуации? На наш взгляд, осуществить взаимодействие между строительными компаниями, проектными организациями и предприятиями строительной индустрии возможно посредством создания ассоциаций саморегулируемых организаций в регионах или федеральных округах. В том случае, если СРО будет сформировано одно на федеральный округ, можно говорить о создании союза или ассоциации предприятий строительной индустрии и СРО.
Ассоциация «Строительно-промышленный комплекс Северо-Запада» прошла реорганизацию и в настоящее время решением Совета Ассоциации, в состав которого входит большинство строительных объединений и союзов регионов СЗФО, приняла решение о создании Ассоциации СРО Северо-Запада. В настоящее время регистрационные документы Ассоциации саморегулируемых организаций Северо-Запада находятся в Министерстве юстиции РФ.
Мы убеждены, что в состав Ассоциации СРО СЗ обязательно должны войти предприятия строительной индустрии, которые ранее уже входили в Ассоциацию «Строительно-промышленный комплекс Северо-Запада», что обеспечивало эффективное взаимодействие между строительными компаниями и предприятиями строительной индустрии.
Сергей Коноплев, руководитель контрольного отдела НПКСК «Союзпетрострой-Стандарт»
«Созпетрострой-Стандарт» образован год назад, и в течение всего этого периода с самого начала мы предъявляли достаточно жесткие требования к вступлению в партнерство. К настоящему моменту сформирован компенсационный фонд и подготовлен пакет документов для регистрации партнерства в качестве СРО. Мы требуем от членов партнерства дополнительные документы, подтверждающие определенный опыт в осуществлении тех или иных видов работ по перечню. Например, это документы по аттестации в сфере промышленной безопасности, об имуществе и оборудовании компании, сведения о фонде нормативной документации. Мы просим указать те нормативные технические документы, которыми компания руководствуется при выполнении работ, указанных в заявлении.
При разработке технических документов, которые необходимы для получения допусков, и требований к получению допуска сотрудниками дирекции проведена серьезная работа, в ходе которой вследствие несовершенства законодательства мы столкнулись с большими трудностями. В действующем Градостроительном кодексе есть квалификационные требования о соответствии профиля работ специальности сотрудников строительной компании. Мы пересмотрели все законодательство об образовании. Классификаторы специальностей по образованию, документы 15-летней давности, документы, которые приводят разные законы в соответствие между собой, – в общем, переработан большой массив. У нас есть некоторые наработки по формализации требований по профилю специальности, которые мы планируем представить на специализированной конференции с образовательными учреждениями. Кроме того, предстоит методически сложная работа по приведению в порядок системы повышения квалификации. Эту задачу под силу выполнить саморегулируемым организациям совместно с образовательными учреждениями. Мы готовим свои варианты программ, адаптированных к видам работ по перечню Минрегионразвития РФ.
Мы готовы сотрудничать со всеми некоммерческими партнерствами и строительными компаниями. Общими усилиями процесс саморегулирования пройдет успешно и будут достигнуты цели, которые продекларированы в Градостроительном кодексе: недопущение причинения вреда и повышение качества строительства.
Владимир Кобзаренко, директор НП «Строители Ленинградской области»
2009 год определен государством как переходный период строительной отрасли от лицензирования к саморегулированию. В сентябре и октябре всем некоммерческим партнерствам необходимо сформироваться по численности. Конкуренция среди НП в вопросе, кто быстрее зарегистрирует СРО, по моему мнению, не нужна. Одна из важных проблем, с которой сталкиваются общественные объединения и строительные компании, изучив законодательство о саморегулировании, – отсутствие функций заказчика и застройщика в перечне работ, на которые необходимо получать допуск. Если коснуться истории вопроса, до 2001 года в отрасли действовало постановление Госстроя СССР о заказчике, застройщике и едином заказчике. В нем были четко обозначены функции и задачи заказчика, застройщика и единого заказчика. В условиях работы по системе лицензирования для заказчика лицензия была не нужна. Заказчик обязан обеспечить финансирование строительства и координировать работу подрядчиков. Но когда мы говорим о заказчике-застройщике, такие компании берут на себя ответственность по обеспечению технической безопасности строительства. В новом законе о саморегулировании этой функции нет. Дополнительную сумятицу внесло письмо от 2000 года об отнесении затрат на лицензирование заказчика-застройщика, когда было установлено, что заказчик-застройщик является юридическим лицом и, как один из участников инвестиционной деятельности, должен иметь лицензию или сертификат на право выполнения работ. Без оформления допуска для застройщиков может получиться ситуация, когда неквалифицированный участник рынка, набрав заказы, может передать строителям право вести работы, а сам отвечать по обязательствам не будет.
В Ленинградской области сейчас идет работа по формированию некоммерческих партнерств, в процессе активно участвуют органы местного самоуправления. Строительные компании, которые 4 месяца назад, когда уже было понятно, что лицензирование отменяется, купили все-таки лицензию за 150 тыс. рублей, сегодня обязаны перечислить сумму, которую необходимо внести в компенсационный фонд СРО. 300 тыс. рублей в условиях кризиса – это, безусловно, значительная сумма. Однако за счет нее компания страхует свою деятельность, ответственность становится коллективной. К сожалению, строители не всегда видят возможность применения механизма работы общественной организации, когда каждый излагает свои проблемы и вопросы решаются сообща.
Сергей Алпатов, генеральный директор НП «Объединение строителей подземных сооружений, промышленных и гражданских объектов»
В своем докладе я хочу коснуться истории лицензирования и саморегулирования. В советские времена лицензирования не было, само существование строительной компании, принадлежность министерству или ведомству позволяла этим организациям работать на рынке. Все компании и заказчики были государственные. С начала перестройки ситуация изменилась, возникло более сотни тысяч коммерческих компаний. На первом этапе становления строительного комплекса в новых экономических условиях лицензирование было оправданно. Последние годы система лицензирования себя изжила, по существу, контроль за выданными лицензиями и деятельностью предприятий не осуществлялся. Сегодня строителям представилась возможность объединиться в СРО. С одной стороны, это позволит государству упростить контроль за деятельностью компаний, с другой стороны, позволит строителям отстаивать свои интересы на правовом поле. Сегодня уже говорилось о том, что есть несколько типов саморегулируемых организаций. Основная масса – это общестроительные организации, которые создаются в регионах. Второй вид – организации, которые созданы по профессиональному принципу. Раньше строительный комплекс разделялся по министерствам и ведомствам, все время была специализация компаний. Такая профессиональная ориентация должна сохраниться и сейчас. Наше партнерство объединяет строительные организации, которые занимаются освоением подземного пространства. Сегодня много говорится о том, что в стране принят закон о техническом регулировании, но нет технических регламентов. Строительные правила, нормы, ГОСТы и другие нормативно-технические документы устаревают. Раньше это был вопрос государственной политики, сегодня ответственность переходит к строителям. В области освоения подземного пространства начинают использоваться новые технологии, принципы строительства, оборудование, новые технологические принципы. На эти технологии нет ни норм, ни правил, оборудование не сертифицировано. То есть необходимо создавать новые нормы и правила. По 148 Федеральному закону одной из задач, которая стоит перед СРО помимо выдачи допусков, является разработка нормативно-технических документов. Организовать саморегулируемую организацию, которая будет разрабатывать документацию на все виды строительных работ, невозможно. В самой СРО должны быть специалисты, которые занимаются специализированными работами, знают проблематику отрасли. Создание профильных специализированных СРО – очень важный аспект.
Хотелось бы отметить еще один вид некоммерческих партнерств, которые сегодня создаются. Это объединения при наших крупнейших компаниях – «Лукойле», Газпроме, РЖД. К сожалению, многие из тех предприятий, которые мы хотели бы видеть в наших рядах, сейчас вынуждены вступать в эти объединения, потому что объемы заказов они получают в основном от указанных организаций. Перед каждой компанией сегодня стоит вопрос – в какое некоммерческое партнерство вступать: в региональные объединения или в профессиональные сообщества? Выбор каждый должен делать самостоятельно. Я считаю, что система образования профессиональных СРО должна существовать для спокойной работы специализированных компаний в новых условиях.
Борис Резунков, директор СПб ГУП «Трест ГРИИ»
Закон о саморегулировании определяет три вида СРО, объединяющих либо изыскателей, либо проектировщиков, либо строителей. В соответствии с законодательством ни одно строительство в городе не может проходить без инженерных изысканий – роль таких организаций сложно переоценить. Мне бы хотелось, чтобы конференция стала первым шагом к объединению всех изыскателей для совместной работы в рамках СРО. До сегодняшнего дня наши компании, к сожалению, не были объединены ни в какие организации, хотя проектировщики и строители давно работают в общественных союзах. Закон о СРО, с одной стороны, вынуждает, а с другой – помогает нам объединиться. В настоящий момент проходит этап регистрации некоммерческого партнерства «Изыскательские организации Северо-Запада» в Минюсте. Мы объединяемся впервые, возникают трудности. Однако мы получили помощь от ЛАСПО, которая объединяет многолетний опыт отечественного и зарубежного проектирования более 60 проектных, изыскательских и научно-исследовательских институтов города. Целый рад проектно-изыскательских институтов вошли в наше НП. Всего в составе НП 60 изыскательских организаций, в том числе около 10 известных и крупнейших проектно-изыскательских институтов региона. Так как не все регионы могут иметь в своем распоряжении 50 изыскательских организаций, к нам обратился ряд изыскательских организаций Северо-Запада. Сегодня в числе учредителей НП организации из Калининграда, Пскова, Великого Новгорода, Сыктывкара, Вологды. Партнерство открыто для приема новых членов, заявления продолжают поступать. Мы готовы к сотрудничеству со всеми строительными и проектными некоммерческими партнерствами Санкт-Петербурга, готовы присоединиться к общему меморандуму по саморегулированию.
Конечно, есть трудности при формировании системы саморегулирования среди изыскательских компаний. В соответствии с законом определены шесть видов инженерно-изыскательских работ. Для строителей разработана определенная расшифровка видов работ, а для изыскателей указано, что содержание видов работ определяется нормативными документами. Сегодня никто не понимает в полной мере, какой нормативный документ имеется в виду. Некоторые считают, что нужно использовать расшифровку, которая применялась при лицензиях. Другие представители изыскателей считают, что нужно пользоваться СНИП. Второй вопрос – не утвержден государственный образец допуска. В результате на рынке будут действовать разные формы и виды допусков, возможны подделки. Нужен государственный документ, которому можно было бы доверять.
Вопрос – ответ
В строительной сфере работает большое число компаний, которые объединяют в своей структуре изыскателей, проектировщиков и строителей. Как им организовывать свою работу после 1 января 2010 года?
В настоящее время поправки в Градостроительный кодекс, касающиеся введения института саморегулируемых организаций, предусматривают три формы деятельности СРО – в сфере изыскательских работ, проектирования и строительства. В Госдуму РФ в конце 2008 года была передана инициатива о создании четвертой формы саморегулируемых организаций для строительных компаний, занимающихся всеми тремя указанными видами деятельности. В постперестроечный период многие компании для оптимизации бизнеса создавали собственные проектные и изыскательские бюро. Они успешно функционируют и сейчас, однако после отмены лицензирования таким компаниям придется оформлять членство в нескольких СРО согласно виду деятельности своих подразделений. Пока такая инициатива не поддержана законодателями, однако возможно внесение изменений и дополнений в закон о саморегулировании по результатам фактической работы СРО в течение 2010 года.
Какие сейчас есть формы свидетельства о допуске к работам?
К настоящему моменту каждая саморегулируемая организация может разрабатывать свою форму, в результате строительное сообщество может получить большое число разных по виду документов, которые будут называться допуском для проведения работ. Позиция общественных объединений – необходима разработка единого стандарта оформления формы допуска с соответствующей защитой от подделки.
Что такое СРО-«однодневки»?
Формирование принципов саморегулирования в строитель
Вячеслав Семененко, председатель Комитета по строительству Санкт-Петербурга
Саморегулирование – это одна из наиболее обсуждаемых сегодня тем. Я себя отношу к сторонникам СРО в строительстве и противникам регулирования со стороны государственной власти. За последние годы лицензии дискредитировали себя и никакого отношения к качеству работ в строительстве не имеют. Во всем мире существует такая форма общественного регулирования деятельности строителей, как контроль со стороны профессиональных общественных объединений и союзов. Очевидно, что каждый участник строительного рынка лучше знает, какая компания работает хорошо, а к кому есть нарекания. СРО – это элемент гражданского общества, когда граждане сами управляют своей жизнедеятельностью. Конечно, такие перемены быстро не происходят, но чем раньше мы начнем эволюцию в этом направлении, тем быстрее придем к развитой форме саморегулирования. Наибольшую перспективу создать первые СРО имеют профессиональные объединения, которые работают на рынке уже не один год. У них есть штат, исполнительная дирекция, опыт работы. Перспектива создания СРО «с нуля» тоже есть, закон это не запрещает, но это сложный процесс, поскольку закон регламентирует много формальных моментов. Это создание третейских судов и надзорных органов с привлечением независимых общественных деятелей. Понятно, что будут желающие зарегистрировать СРО, просто чтобы продавать допуски на работы. От лица администрации города могу сказать, что мы не заинтересованы в таких объединениях и не будем их поддерживать.
Формально первые СРО в Санкт-Петербурге уже сформировались. Собранные документы некоммерческих партнерств отправлены в Ростехнадзор. Пока мы наблюдаем негативную реакцию Ростехнадзора на появление СРО не из Москвы. Документы из других городов не проходят регистрацию. Не только Санкт-Петербург, но и другие регионы, которые отправляют документы не один раз, сталкиваются с придирками Ростехнадзора. Внятного аргументированного ответа, почему не регистрируются наши СРО, я не получил. Мы теряем время, нужно создавать СРО и работать по новым правилам, а нам рекомендуют вступать в московские СРО. Я считаю, что это напрямую противоречит смыслу закона о саморегулировании. Для чего создаются СРО? Для того, чтобы регулировать деятельность участников рынка на местах. Москва может регулировать деятельность СРО только в Москве. Похоже, что в столице создается большая копилка для сбора членских взносов региональных компаний. Возможен конфликт в государственном масштабе, возвраты документов не могут продолжаться бесконечно. Следующие действия и заявления могут последовать уже от губернаторов регионов.
Михаил Викторов, генеральный директор НП «Межрегиональное объединение строителей»
Накануне мы провели в Санкт-Петербурге выездное заседание коллегиального органа нашей зарегистрированной саморегулируемой организации. Мы показали коллегам, каким образом в СРО проходит процедура оценки данных, которые показывают строительные компании, и как принимаются решения о выдаче свидетельств о допуске к работам.
Принцип материальной коллегиальной ответственности за компанию, принимаемую в члены СРО, сказывается на решении о количестве видов работ, на которые выдаются допуски. Например, компания подает заявление на 25 видов работ. По результатам работы экспертов число видов работ может сократиться в три раза. Раньше компания получала лицензию на 5 лет и из своих рациональных соображений оформляла оптом сразу все работы. В системе саморегулирования этого нет. Обосновывается именно та деятельность, которую компания готова осуществлять. В случае желания принять участие в каком-либо тендере на работы, допуска на которые нет, компания вправе подать заявление в свою СРО, показать квалификационный состав и получить этот допуск бесплатно. В прежней системе нужно было заплатить и получить максимальное число видов деятельности, соответствие никто детально не проверял. Выдача свидетельства о допуске может занять максимум месяц, если компания хорошо подготовилась.
От имени Российского Союза строителей я хочу призвать строительные компании не медлить с выбором некоммерческого партнерства. В сентябре будут очереди, поскольку многие дожидаются последнего момента. Поскольку сейчас НП проходят быстрый оперативный этап становления, для регистрации нужно только сто добросовестных строительных фирм. В нашей СРО сейчас действуют минимальные требования по вступлению, установленные законом. Однако уже в мае за счет проведения нормативно-методической работы эта планка будет повышаться.
Сейчас тот или иной вид работ, на которые претендует строительная компания, должен соответствовать трем показателям: профильное образование, стаж работы не менее трех лет и повышение квалификации по профилю. Даже первичный анализ структуры крупных компаний показывает, что далеко не все готовы к исполнению таких требований. На первом этапе эксперты пока закрывают глаза на небольшие недочеты и ставят задачи и сроки по их устранению. Нам придется избавляться от остатков прежней системы, когда была организована массовая продажа дипломов и сертификатов о повышении квалификации. В Санкт-Петербурге 80% курсов повышения квалификации проходило через фиктивные учебные заведения. Мы планируем вводить принципы публичной аккредитации учебных заведений в НП.
Отдельный вопрос – страхование гражданской ответственности членов СРО. Этому вопросу уделялось особое значение при разработке законов. Первые лица государства говорили о том, что систему контроля допуска на рынок нужно реализовывать, преломляя ее через систему страхования. Если говорить о нашем объединении, мы также планируем публично определить порядок аккредитации страховых компаний, полисы которых будем принимать. Этот порядок будет согласован с антимонопольной службой, чтобы не было ограничения конкуренции. В то же время мы не хотим принимать полисы страховых фирм, которые завтра разорятся, и отвечать за возможный ущерб придется только за счет компенсационного фонда.
Часто задается вопрос о комплексных СРО. При разработке закона о саморегулировании депутаты Госдумы и специалисты Минрегионразвития повторили в структуре СРО систему лицензирования. Ранее лицензии выдавались отдельно на строительство, отдельно на проектирование. По инициативе РСС ко второму чтению законопроекта в Госдуме был прописан статус четвертого вида СРО – комплексная организация. Однако поправки не были приняты, так как они вызвали сильное недовольство проектировщиков и инженеров-изыскателей. Исходя из общей статистики, 90% выданных лицензий получали строительные компании, 7-8% – проектировщики и 2-3% – изыскатели. Получается, что на общем собрании СРО интересы проектировщиков и изыскателей были бы представлены минимально.
Что касается размера взноса в компенсационный фонд, многие ценовые показатели закона о саморегулировании были взяты за основу из усредненных показателей стоимости лицензий. Цена входа на рынок для компаний принципиально не поменялась. Но вход на рынок будет сложнее, некоторым компаниям придется отказаться от непрофильных видов работ, предоставив возможность заниматься этим профессионалам. Я призываю компании внимательно смотреть на перечень работ, для выполнения которых требуется допуск. Возможно, такого вида работ – особенно это касается проектировщиков и изыскателей – в перечне нет, компания свободно работает на рынке. По моему мнению, благодаря системе СРО малый бизнес получит дополнительный шанс для развития.
Анатолий Костерев, депутат Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, заместитель председателя Постоянной комиссии по городскому хозяйству
Саморегулирование в строительной отрасли, несмотря на имеющиеся некоторые недостатки в законодательстве, входит в решающую стадию. С 1 января 2010 года лицензии на строительную деятельность заменяются на свидетельства о допуске к работам, которые влияют на безопасность объектов капитального строительства.
Законодательное Собрание держит в поле зрения действия, принимаемые для решения указанных вопросов. Сегодня мы проводим очередное рассмотрение хода реализации саморегулирования в строительном комплексе Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
В августе 2008 года в Мариинском дворце состоялся круглый стол. Одним из вопросов, рассматриваемых на круглом столе, был вопрос «О развитии саморегулирования в строительстве в Санкт-Петербурге». Депутатами ЗакСа было предложно использовать возможности Законодательного Собрания по реализации саморегулирования в строительстве, ввести в практику работы Законодательного Собрания встречи с профильным комитетом Государственной Думы Российской Федерации по вопросам саморегулирования в строительном комплексе.
19 февраля 2009 года состоялось расширенное заседание Постоянной комиссии по городскому хозяйству по рассмотрению вопроса «Реализация саморегулирования в строительном комплексе Санкт-Петербурга». На заседании было одобрено предложение Экспертного совета по саморегулированию и сертификации в строительном комплексе Санкт-Петербурга и Ленинградской области об объединении с Координационным советом по развитию саморегулирования.
Мне как заместителю председателя Постоянной комиссии по городскому хозяйству поручено вести мониторинг и координацию от Законодательного Собрания по становлению саморегулирования. Я готов встречаться со строительным сообществом для обсуждения данного вопроса и выработки практических решений.
Также считаю, что такой важный политический и экономический шаг в строительной отрасли, как переход от лицензирования к саморегулированию, не должен отдаваться на откуп только добровольным образованиям, которые после регистрации в государственном реестре приобретают статус саморегулируемых организаций и право выдавать допуски для ведения работ, которые влияют на безопасность объектов капитального строительства.
Необходима целенаправленная государственная и региональная политика, видение руководством страны и регионов порядка, количества и качества создаваемых некоммерческих партнерств. Необходимо также учитывать волю и потенциал общественных профессиональных организаций. Нельзя допустить «произвола» в данном вопросе.
Функции СРО прописаны в 148-ФЗ. Это выдача допуска и надзор за соблюдением требований к допуску для ведения работ, которые влияют на безопасность объектов капитального строительства. А задача руководства страны, регионов должна состоять в том, чтобы сохранить и развить строительный потенциал. Не допустить его раздробления на большое количество добровольных образований, в число которых могут попасть некомпетентные или «однодневные» некоммерческие партнерства.
Считаю необходимым поддержать идею создания единого Общественного совета, в состав которого войдут представители законодательной и исполнительной власти, некоммерческих партнерств, общественных профессиональных объединений, СМИ. Данный Общественный совет, по моему мнению, сможет выработать единую политику и осуществлять координацию действий участников строительного рынка по становлению саморегулирования.
Наталия Шафоростова, помощник председателя исполнительного комитета Ассоциации экономического взаимодействия субъектов Северо-Запада РФ
Со становлением саморегулирования в строительном комплексе в Ассоциацию поступают многочисленные обращения строительных компаний и общественных объединений региона с просьбой о разъяснении, помощи и координации действий. Комитет по строительству и ЖКХ Ассоциации осуществляет мониторинг процесса становления саморегулирования в строительном комплексе Северо-Запада. У каждого региона есть свои особенности. Отрадно, что в процесс включились все. Особо хочется отметить Псковскую область, здесь уже создано некоммерческое партнерство строителей и сформирован компенсационный фонд. В Вологодской области создано три НП, в том числе НП изыскателей. Грамотно ведется работа в Мурманской области. Там уже давно работает НП «Созидатель». В Карелии зарегистрировано два НП, в Архангельской области – Союз строителей Архангельска, в Коми – НП «Союз строителей Республики Коми». Одно НП строителей создано в Калининграде. Все регионы приняли решение создавать региональные структуры, то есть стараться сформировать СРО у себя на местах. При нехватке членов некоммерческие партнерства объединяются межрегионально. В письмах из регионов также обозначивается ряд проблем. Появившиеся в феврале 2009 года письма Федерального лицензионного центра о продлении лицензий на 5 лет резко остановили приток новых членов в НП. Многие строительные компании заняли выжидательную позицию. Обоснования такие: «У нас есть лицензия до конца года, подождем, пока НП сформируются. Если закон не изменится, то вступим в НП или уже в СРО». Самая главная проблема – это экономический кризис. Нам уже больно говорить, что он затронул строителей сильнее всего, но приходится об этом говорить и искать выходы, потому что часть строительных компаний вообще прекратили существование, у многих финансовые проблемы. Надо принимать меры. Выступая от имени регионов Северо-Запада, я считаю необходимым рассмотреть вопрос снижения взносов в компенсационный фонд СРО, хотя бы на период кризиса.
Сергей Фролов, руководитель Управления саморегулирования ССОО, генеральный директор НП «Строители Петербурга»
Вопросы реализации саморегулирования в строительном комплексе сегодня уже не рассматриваются как возможные и вероятные. Процедура выдачи первых допусков на ведение работ, которая состоялась на расширенном заседании Российского Союза строителей в середине апреля, показала, что лицензии отменяются, обратного пути нет. Разговоры о том, что возможно продление лицензирования, должны прекратиться – строительным компаниям и общественным организациям необходимо объединиться и выполнять необходимые требования, предъявляемые к саморегулируемым организациям. Принципы создания СРО мы уже выучили наизусть. Нужно зарегистрировать в Минюсте некоммерческое партнерство, набрать 100 членов, собрать компенсационный фонд, застраховать гражданскую ответственность и подать документы на регистрацию саморегулируемой организации в Ростехнадзор. К настоящему моменту в России зарегистрировано три СРО: «Спецстрой», «Спецстройпроект» и Межрегиональное объединение строителей. Дальнейшие попытки претендентов на регистрацию СРО пока оказываются неудачными. В некоторых случаях такое положение можно оценить положительно. При переходе отрасли от лицензирования к саморегулированию проходит процесс дерегулирования экономики, когда исполнение требований безопасности регулируется государством, а вопросы цены и качества регулируются бизнесом. Представьте себе, что ответственность за строительный комплекс мы передадим неизвестным добровольным образованиям. Я сейчас не говорю о некоммерческих партнерствах, которые создаются на основе общественных организаций, зарекомендовавших себя положительно перед всеми участниками рынка. Есть случаи, когда НП образуются неизвестными структурами. Строительный комплекс нельзя передоверить таким образованиям. У государства должна быть единая политика по переходу от лицензирования к саморегулированию.
До сих пор остается много неясностей в вопросе оформления и выдачи допусков на ведение работ. Ряд вопросов мы будем поднимать на VIII Съезде Российского Союза строителей. Во-первых, даже на своем координационном совете по вопросам подготовки и переподготовки кадров, который работает в рамках Меморандума о саморегулировании, мы не можем объяснить представителям учебных заведений, как реализовать требования закона о наличии высшего образования соответствующего профиля. Если посмотреть на требования и работы, на которые нужно выдавать допуски, очень сложно понять, какое высшее образование должно быть у специалиста. Во-вторых, до сих пор есть сложности с созданием специализированных некоммерческих партнерств. Требования к выдаче допусков на выполнение особо опасных, технически сложных и уникальных работ до сих пор не разработаны Правительством РФ. Специализированные НП могут и сами разработать эти требования, но они должны быть согласованы и приняты Ростехнадзором.
Третья проблема: сейчас мы находимся в состоянии, когда каждое некоммерческое партнерство пытается разработать свои требования к выдаче допусков. Ростехнадзор пока только готовится к разработке условий действий административных регламентов, которые должны быть написаны к 1 мая 2009 года. Единая позиция, которую определит руководство страны и всех регионов, будет способствовать приведению требований к единому стандарту. Каждое НП сегодня предлагает свои условия. Некоторые пытаются завлечь компании якобы льготными условиями и минимальными проверками. Однако при попытке регистрации НП в качестве саморегулируемой организации у партнерства могут возникнуть проблемы. Также необходимо помнить о материальной ответственности за каждого члена НП. Ситуации, когда любое НП может пройти процедуру регистрации в Ростехнадзоре, быть не может. Это государственная структура, на которую возложена обязанность сохранения строительного комплекса страны. Поэтому строительным компаниям нужно внимательно смотреть, в какое НП вступать.
Алексей Белоусов, генеральный директор Ассоциации «Строительно-промышленный комплекс Северо-Запада», генеральный директор НП «Объединение строителей Петербурга»
Формирование некоммерческих партнерств, создаваемых в целях реализации саморегулирования строительной отрасли в СЗФО, осуществляется практически во всех регионах Северо-Запада.
Наиболее интенсивная работа идет в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, где на сегодняшний день зарегистрировано около 40 некоммерческих партнерств, созданных в целях саморегулирования. Это говорит в том числе и о том, что идея создания системы управления отраслью самим строительным сообществом завладело не только ассоциациями и союзами строителей, но и многими предпринимателями, почувствовавшими определенный коммерческий интерес к этому.
Надо отметить, что в ряде регионов произошло объединение усилий и строительное сообщество совместно с ассоциациями и союзами строителей и проектировщиков создают региональные саморегулируемые организации. Но такая ситуация сложилась далеко не везде.
Справочный материал, представленный мной, показывает количество некоммерческих партнерств, созданных в регионах Северо-Запада. Помимо этого, ряд некоммерческих партнерств, зарегистрированных за пределами СЗФО, ведут сейчас активную работу по созданию филиалов в нашем регионе. К сожалению, количество компаний, ставших членами таких некоммерческих партнерств, пока невозможно оценить объективно. На сегодняшний день открытой является информация только о количестве членов НП, сдавших документы в Ростехнадзор.
По числу компаний, входящих в состав некоммерческих партнерств, в СЗФО лидирует Санкт-Петербург. Здесь 32 некоммерческих партнерства объединяют более 1000 строительных и проектных компаний. Таким образом, в среднем на НП приходится около 30 компаний, а если учесть, что НП «Объединение строителей Санкт-Петербурга» насчитывает около 200 членов, то и того меньше. Важно отметить, что пока только в Санкт-Петербурге есть некоммерческие партнерства, которые смогли сформировать определенное законом количество членов – более 100 компаний. Но близки к этому рубежу и такие регионы, как Ленинградская и Мурманская области.
У меня есть данные о количестве компаний, входящих в будущие «проектные» СРО СЗФО. На сегодняшний день только в Санкт-Петербурге некоммерческие партнерства смогли набрать необходимое число компаний. Остальные регионы СЗФО находятся на стадии подготовки документов к регистрации некоммерческих партнерств – будущих СРО проектировщиков или же ведут работу по привлечению необходимого числа компаний.
Процесс подготовки перехода отрасли на саморегулирование идет непросто. Поэтому далеко не все строительные и проектные компании готовы уже сейчас принять решение о вступлении в то или иное зарегистрированное некоммерческое партнерство. Кризис, недоверие к новому институту, слухи о возможном возврате к лицензированию – это только часть факторов, оказывающих влияние на потенциальных членов НП. Это существенно осложняет ситуацию. Ассоциация «Строительно-промышленный комплекс Северо-Запада» сегодня направляет все усилия на то, чтобы оказать информационную, методическую поддержку создаваемым институтам саморегулирования в регионах СЗФО.
На наш взгляд, попытки создания филиалов региональными СРО являются следствием неспособности сформировать компенсационный фонд и набрать состав из числа компаний, работающих в регионе. В этом случае мы можем говорить не о стремлении развиться в межрегиональное СРО, а о желании за счет регионов выполнить требования действующего законодательства, при этом нанеся удар по формирующимся некоммерческим партнерствам в самих регионах. Поэтому региональные ассоциации и союзы должны проявить большую активность в привлечении строительных и проектных организаций, работающих на их рынках.
Так как же будут взаимодействовать будущие СРО и предприятия строительной индустрии после перехода отрасли на саморегулирование? Как уже отмечалось ранее, в Санкт-Петербурге в состав различных некоммерческих партнерств вошли уже более 1000 компаний. Это число значительно превышает количество компаний, которые входят сегодня в общественные союзы и ассоциации нашего города. Это говорит о том, что центр влияния строительного сообщества перемещается от общественных объединений в сторону будущих саморегулируемых организаций.
Действующее законодательство в области саморегулирования запрещает членство «непрофильных» юридических лиц в некоммерческих партнерствах, созданных в целях саморегулирования. Ранее такие компании являлись активными членами профессиональных общественных объединений. Что же можно сделать в этой ситуации? На наш взгляд, осуществить взаимодействие между строительными компаниями, проектными организациями и предприятиями строительной индустрии возможно посредством создания ассоциаций саморегулируемых организаций в регионах или федеральных округах. В том случае, если СРО будет сформировано одно на федеральный округ, можно говорить о создании союза или ассоциации предприятий строительной индустрии и СРО.
Ассоциация «Строительно-промышленный комплекс Северо-Запада» прошла реорганизацию и в настоящее время решением Совета Ассоциации, в состав которого входит большинство строительных объединений и союзов регионов СЗФО, приняла решение о создании Ассоциации СРО Северо-Запада. В настоящее время регистрационные документы Ассоциации саморегулируемых организаций Северо-Запада находятся в Министерстве юстиции РФ.
Мы убеждены, что в состав Ассоциации СРО СЗ обязательно должны войти предприятия строительной индустрии, которые ранее уже входили в Ассоциацию «Строительно-промышленный комплекс Северо-Запада», что обеспечивало эффективное взаимодействие между строительными компаниями и предприятиями строительной индустрии.
Сергей Коноплев, руководитель контрольного отдела НПКСК «Союзпетрострой-Стандарт»
«Созпетрострой-Стандарт» образован год назад, и в течение всего этого периода с самого начала мы предъявляли достаточно жесткие требования к вступлению в партнерство. К настоящему моменту сформирован компенсационный фонд и подготовлен пакет документов для регистрации партнерства в качестве СРО. Мы требуем от членов партнерства дополнительные документы, подтверждающие определенный опыт в осуществлении тех или иных видов работ по перечню. Например, это документы по аттестации в сфере промышленной безопасности, об имуществе и оборудовании компании, сведения о фонде нормативной документации. Мы просим указать те нормативные технические документы, которыми компания руководствуется при выполнении работ, указанных в заявлении.
При разработке технических документов, которые необходимы для получения допусков, и требований к получению допуска сотрудниками дирекции проведена серьезная работа, в ходе которой вследствие несовершенства законодательства мы столкнулись с большими трудностями. В действующем Градостроительном кодексе есть квалификационные требования о соответствии профиля работ специальности сотрудников строительной компании. Мы пересмотрели все законодательство об образовании. Классификаторы специальностей по образованию, документы 15-летней давности, документы, которые приводят разные законы в соответствие между собой, – в общем, переработан большой массив. У нас есть некоторые наработки по формализации требований по профилю специальности, которые мы планируем представить на специализированной конференции с образовательными учреждениями. Кроме того, предстоит методически сложная работа по приведению в порядок системы повышения квалификации. Эту задачу под силу выполнить саморегулируемым организациям совместно с образовательными учреждениями. Мы готовим свои варианты программ, адаптированных к видам работ по перечню Минрегионразвития РФ.
Мы готовы сотрудничать со всеми некоммерческими партнерствами и строительными компаниями. Общими усилиями процесс саморегулирования пройдет успешно и будут достигнуты цели, которые продекларированы в Градостроительном кодексе: недопущение причинения вреда и повышение качества строительства.
Владимир Кобзаренко, директор НП «Строители Ленинградской области»
2009 год определен государством как переходный период строительной отрасли от лицензирования к саморегулированию. В сентябре и октябре всем некоммерческим партнерствам необходимо сформироваться по численности. Конкуренция среди НП в вопросе, кто быстрее зарегистрирует СРО, по моему мнению, не нужна. Одна из важных проблем, с которой сталкиваются общественные объединения и строительные компании, изучив законодательство о саморегулировании, – отсутствие функций заказчика и застройщика в перечне работ, на которые необходимо получать допуск. Если коснуться истории вопроса, до 2001 года в отрасли действовало постановление Госстроя СССР о заказчике, застройщике и едином заказчике. В нем были четко обозначены функции и задачи заказчика, застройщика и единого заказчика. В условиях работы по системе лицензирования для заказчика лицензия была не нужна. Заказчик обязан обеспечить финансирование строительства и координировать работу подрядчиков. Но когда мы говорим о заказчике-застройщике, такие компании берут на себя ответственность по обеспечению технической безопасности строительства. В новом законе о саморегулировании этой функции нет. Дополнительную сумятицу внесло письмо от 2000 года об отнесении затрат на лицензирование заказчика-застройщика, когда было установлено, что заказчик-застройщик является юридическим лицом и, как один из участников инвестиционной деятельности, должен иметь лицензию или сертификат на право выполнения работ. Без оформления допуска для застройщиков может получиться ситуация, когда неквалифицированный участник рынка, набрав заказы, может передать строителям право вести работы, а сам отвечать по обязательствам не будет.
В Ленинградской области сейчас идет работа по формированию некоммерческих партнерств, в процессе активно участвуют органы местного самоуправления. Строительные компании, которые 4 месяца назад, когда уже было понятно, что лицензирование отменяется, купили все-таки лицензию за 150 тыс. рублей, сегодня обязаны перечислить сумму, которую необходимо внести в компенсационный фонд СРО. 300 тыс. рублей в условиях кризиса – это, безусловно, значительная сумма. Однако за счет нее компания страхует свою деятельность, ответственность становится коллективной. К сожалению, строители не всегда видят возможность применения механизма работы общественной организации, когда каждый излагает свои проблемы и вопросы решаются сообща.
Сергей Алпатов, генеральный директор НП «Объединение строителей подземных сооружений, промышленных и гражданских объектов»
В своем докладе я хочу коснуться истории лицензирования и саморегулирования. В советские времена лицензирования не было, само существование строительной компании, принадлежность министерству или ведомству позволяла этим организациям работать на рынке. Все компании и заказчики были государственные. С начала перестройки ситуация изменилась, возникло более сотни тысяч коммерческих компаний. На первом этапе становления строительного комплекса в новых экономических условиях лицензирование было оправданно. Последние годы система лицензирования себя изжила, по существу, контроль за выданными лицензиями и деятельностью предприятий не осуществлялся. Сегодня строителям представилась возможность объединиться в СРО. С одной стороны, это позволит государству упростить контроль за деятельностью компаний, с другой стороны, позволит строителям отстаивать свои интересы на правовом поле. Сегодня уже говорилось о том, что есть несколько типов саморегулируемых организаций. Основная масса – это общестроительные организации, которые создаются в регионах. Второй вид – организации, которые созданы по профессиональному принципу. Раньше строительный комплекс разделялся по министерствам и ведомствам, все время была специализация компаний. Такая профессиональная ориентация должна сохраниться и сейчас. Наше партнерство объединяет строительные организации, которые занимаются освоением подземного пространства. Сегодня много говорится о том, что в стране принят закон о техническом регулировании, но нет технических регламентов. Строительные правила, нормы, ГОСТы и другие нормативно-технические документы устаревают. Раньше это был вопрос государственной политики, сегодня ответственность переходит к строителям. В области освоения подземного пространства начинают использоваться новые технологии, принципы строительства, оборудование, новые технологические принципы. На эти технологии нет ни норм, ни правил, оборудование не сертифицировано. То есть необходимо создавать новые нормы и правила. По 148 Федеральному закону одной из задач, которая стоит перед СРО помимо выдачи допусков, является разработка нормативно-технических документов. Организовать саморегулируемую организацию, которая будет разрабатывать документацию на все виды строительных работ, невозможно. В самой СРО должны быть специалисты, которые занимаются специализированными работами, знают проблематику отрасли. Создание профильных специализированных СРО – очень важный аспект.
Хотелось бы отметить еще один вид некоммерческих партнерств, которые сегодня создаются. Это объединения при наших крупнейших компаниях – «Лукойле», Газпроме, РЖД. К сожалению, многие из тех предприятий, которые мы хотели бы видеть в наших рядах, сейчас вынуждены вступать в эти объединения, потому что объемы заказов они получают в основном от указанных организаций. Перед каждой компанией сегодня стоит вопрос – в какое некоммерческое партнерство вступать: в региональные объединения или в профессиональные сообщества? Выбор каждый должен делать самостоятельно. Я считаю, что система образования профессиональных СРО должна существовать для спокойной работы специализированных компаний в новых условиях.
Борис Резунков, директор СПб ГУП «Трест ГРИИ»
Закон о саморегулировании определяет три вида СРО, объединяющих либо изыскателей, либо проектировщиков, либо строителей. В соответствии с законодательством ни одно строительство в городе не может проходить без инженерных изысканий – роль таких организаций сложно переоценить. Мне бы хотелось, чтобы конференция стала первым шагом к объединению всех изыскателей для совместной работы в рамках СРО. До сегодняшнего дня наши компании, к сожалению, не были объединены ни в какие организации, хотя проектировщики и строители давно работают в общественных союзах. Закон о СРО, с одной стороны, вынуждает, а с другой – помогает нам объединиться. В настоящий момент проходит этап регистрации некоммерческого партнерства «Изыскательские организации Северо-Запада» в Минюсте. Мы объединяемся впервые, возникают трудности. Однако мы получили помощь от ЛАСПО, которая объединяет многолетний опыт отечественного и зарубежного проектирования более 60 проектных, изыскательских и научно-исследовательских институтов города. Целый рад проектно-изыскательских институтов вошли в наше НП. Всего в составе НП 60 изыскательских организаций, в том числе около 10 известных и крупнейших проектно-изыскательских институтов региона. Так как не все регионы могут иметь в своем распоряжении 50 изыскательских организаций, к нам обратился ряд изыскательских организаций Северо-Запада. Сегодня в числе учредителей НП организации из Калининграда, Пскова, Великого Новгорода, Сыктывкара, Вологды. Партнерство открыто для приема новых членов, заявления продолжают поступать. Мы готовы к сотрудничеству со всеми строительными и проектными некоммерческими партнерствами Санкт-Петербурга, готовы присоединиться к общему меморандуму по саморегулированию.
Конечно, есть трудности при формировании системы саморегулирования среди изыскательских компаний. В соответствии с законом определены шесть видов инженерно-изыскательских работ. Для строителей разработана определенная расшифровка видов работ, а для изыскателей указано, что содержание видов работ определяется нормативными документами. Сегодня никто не понимает в полной мере, какой нормативный документ имеется в виду. Некоторые считают, что нужно использовать расшифровку, которая применялась при лицензиях. Другие представители изыскателей считают, что нужно пользоваться СНИП. Второй вопрос – не утвержден государственный образец допуска. В результате на рынке будут действовать разные формы и виды допусков, возможны подделки. Нужен государственный документ, которому можно было бы доверять.
Вопрос – ответ
В строительной сфере работает большое число компаний, которые объединяют в своей структуре изыскателей, проектировщиков и строителей. Как им организовывать свою работу после 1 января 2010 года?
В настоящее время поправки в Градостроительный кодекс, касающиеся введения института саморегулируемых организаций, предусматривают три формы деятельности СРО – в сфере изыскательских работ, проектирования и строительства. В Госдуму РФ в конце 2008 года была передана инициатива о создании четвертой формы саморегулируемых организаций для строительных компаний, занимающихся всеми тремя указанными видами деятельности. В постперестроечный период многие компании для оптимизации бизнеса создавали собственные проектные и изыскательские бюро. Они успешно функционируют и сейчас, однако после отмены лицензирования таким компаниям придется оформлять членство в нескольких СРО согласно виду деятельности своих подразделений. Пока такая инициатива не поддержана законодателями, однако возможно внесение изменений и дополнений в закон о саморегулировании по результатам фактической работы СРО в течение 2010 года.
Какие сейчас есть формы свидетельства о допуске к работам?
К настоящему моменту каждая саморегулируемая организация может разрабатывать свою форму, в результате строительное сообщество может получить большое число разных по виду документов, которые будут называться допуском для проведения работ. Позиция общественных объединений – необходима разработка единого стандарта оформления формы допуска с соответствующей защитой от подделки.
Что такое СРО-«однодневки»?
Формирование принципов саморегулирования в строитель
рубрика:
Союзные новости
