Информационный провал…

…который сегодня разделил строительный и банковский рынки, заодно отдалив их от потребителя, стал предметом обсуждения на круглом столе «Антикризисный пиар», организованном группой компаний «Бюллетень недвижимости» и Институтом недвижимости.

Как отметили организаторы круглого стола, теперь конечный потребитель вынужден питаться слухами о замороженных стройках и сокращениях персонала строительных компаний. Банки, на основании тех же слухов, отказывают строителям в кредитах, необходимых, в том числе, и для нового строительства. При этом многие строительные фирмы стараются почаще рапортовать об успехах, однако в период кризиса потребитель относится к ним гораздо более скептически, чем к сообщениям «желтой прессы» об очередных проблемах очередной фирмы. Банкиры – за исключением разве что Сбербанка РФ – стараются совершенно не проявляться публично, отказывая журналистам в комментариях даже по самым общим вопросам рынка недвижимости, не говоря уже о положении дел в конкретном банке.
Характерно, что среди участников круглого стола не оказалось ни одного финансиста. Как заметил Илья Шамин, генеральный директор информационно-аналитического центра «Бизнес Территория», в этом нет ничего удивительного. По его мнению, российские банки сегодня не в состоянии предложить потребителю рынка недвижимости самое главное –  ипотечный продукт.
Татьяна Ильина, креативный директор Ярмарки недвижимости, назвала «вопиющей» страусиную информационную политику российских банков, которые, по ее словам, не только «перестали общаться с потребителями», но и «полностью закрыли любую информацию». Г-жа Ильина констатировала: в то время, как рынок ипотеки «рухнул», строительный рынок остался «в предкризисном состоянии, не изменив радикальным образом своего поведения».
Несмотря на массу проблем, которые приходится в кризис преодолевать строителям, их положение выгодно отличается уже тем, что они имеют реальный, нужный потребителю товар, и могут изменять его свойства, оперативно приспосабливаясь к актуальным запросам рынка. Как пояснила руководитель пресс-службы холдинга «ЛЭК» Инна Малиновская, в условиях кризиса, когда необходимо всемерно снижать себестоимость производства при одновременном понимании запросов клиентов, ЛЭК при строительстве целого ряда новых комплексов практически отказался от жилья бизнес-класса. По ее словам, лозунгом подавляющего большинства потенциальных клиентов стало «готовое и маленькое». Тем не менее, находят своих покупателей и квартиры площадью 200-400 кв. м. Инна Малиновская говорит, что с уходом с рынка некрупных компаний, сдающих по 1-2 объекта, предложений ликвидного жилья становится все меньше и меньше, что и предопределяет динамику цен на рынке недвижимости. По ее словам, если до декабря потребители еще ожидали падения цен, то уже с января «народ повалил», опасаясь, что к осеннему сезону не останется ни небольших квартир, ни средств на их покупку.
В противоречивой рыночной ситуации чрезвычайно сложной становится и PR-деятельность. Как сказал Илья Шамин, в условиях сокращения объема работ сокращение численности персонала является единственным рациональным решением для многих строительных компаний. Которые к тому же, по его словам, работают в условиях «непрозрачного рынка,  очень завязанного на административный ресурс». В результате одно административное решение может оказаться для фирмы несопоставимо более эффективным, чем целая серия PR-кампаний. Но в целом, как отметила Татьяна Ильина, сегодня «выигрывает тот, кто предлагает нужный товар и хорошо себя преподносит».  Причем приоритет в этой паре принадлежит свойствам товара: Илья Шамин подчеркнул, что потенциальные покупатели жилья принимают решение, черпая информацию не только из рекламных буклетов.
Нельзя не вспомнить классика маркетинга Филиппа Котлера, который говорит, что грамотно разработанный товар, точно учитывающий запросы рынка, «идет» настолько легко, что практически не нуждается в рекламе. Главным итогом обсуждения на заседагии круглого стола стала следующая мысль: в условиях кризиса залогом успеха может стать предельно точное выявление потребительских нужд, дополненное грамотной  PR-работой по продвижению товара.
рубрика: Бизнес
автор: Михаил Журавлев
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.