«Твой новый дом» должен стать катализатором программы расселения аварийного жилья
Вот уже более полугода в Ленинградской области действует проект «Твой новый дом» партии «Единая Россия», основной целью которого является обеспечение межведомственного взаимодействия при реализации программы расселения аварийного жилья. О первых результатах проекта рассказал газете «Строительный Еженедельник. Ленинградская область» его координатор Сергей Левашов.
– Сергей Александрович, у «Единой России» уже есть проект, связанный с решением жилищной проблемы россиян, – «Свой дом». В чем разница?
– Проект «Свой дом», о котором вы упомянули, был создан еще в 2006 году. Его задача – способствовать обеспечению граждан страны малоэтажным жильем по доступным ценам. Он во многих регионах реализуется и по сей день. У проекта «Твой новый дом» задачи совершенно иные. Он связан с реализацией 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» и с программой по переселению граждан из аварийного жилья. «Твой новый дом» в числе других проектов был представлен в феврале текущего года на презентации Центра партийных проектов «Единой России» в Ленинградской области. Такой центр – первый и пока единственный в России. Партийные проекты разработаны на основе тезисов послания президента РФ Владимира Путина, а также на актуальной региональной повестке дня. Они охватывают широкий спектр направлений: ЖКХ, защита детей-сирот, патриотическое воспитание, строительство, спорт, здравоохранение, вопросы ветеранов, образование и многое другое.
– То есть «Твой новый дом» призван содействовать решению проблемы расселения граждан из аварийного жилья?
– Да, но тут целый комплекс задач. Прежде всего программа по переселению граждан из аварийного жилья имеет конкретные сроки и весьма сжатые. Причем эти сроки обещаны на самом высоком уровне. По планам российского Правительства расселение граждан из аварийного жилья должно быть полностью завершено к сентябрю 2017 года. К этому моменту регионам необходимо ликвидировать все аварийные дома, внесенные во Всероссийский реестр аварийных домов и признанные аварийными до 1 января 2012 года. Сама программа весьма сложна в реализации и находится на пересечении многих законодательных актов. Для успешного и своевременного решения этой задачи необходима координация действий различных ведомств. Для этого и создан был проект «Твой новый дом». Это была инициатива «снизу». Проект обобщает и выражает экспертное мнение по этому вопросу.
Строго говоря, наша задача не состоит в том, чтобы переселить конкретного человека в новый дом, – этим занимается Комитет по строительству, администрации муниципальных образований, – а сделать так, чтобы реализовать поставленную задачу в указанные сроки.
– Что мешает вам в работе?
– Мы часто сталкиваемся с проблемой недостаточной инфраструктурной подготовки участков, предназначенных для строительства жилья для расселения жителей из аварийного фонда. Не менее значима проблема получения технических условий у ресурсоснабжающих организаций. Нередко на решение данного вопроса, от подачи заявки до подписания акта технологического присоединения, уходит до года времени. А сроки, повторюсь, у программы очень сжатые. Есть примеры, когда дома полностью построены, произведена отделка, и граждане фактически могут в них переселяться, но в доме не хватает необходимых энергетических мощностей, и все затягивается. Конкретный пример – жилой дом в поселке Рахья во Всеволожском районе. Для решения проблемы потребовалось вмешательство губернатора региона, который подписал поручение обеспечить скорейший ввод дома в эксплуатацию.
Есть проблемы и юридического плана: бывает, что администрация предоставляет земельный участок под строительство малоэтажного жилья, а на нем по факту можно строить только многоэтажки. Приходится это менять в процессе. Немаловажная задача проекта – выработать «дорожную карту», чтобы четко проработать последовательность действий. Нередко в муниципальных образованиях отсутствуют квалифицированные специалисты, способные эффективно решать вопросы юридического порядка. Они, безусловно, обращаются за помощью в Комитет по строительству, но мы также готовы и должны оказать помощь в решении данного вопроса.
– И юридические вопросы приходится решать в «ручном» режиме?
– В большинстве случаев – да. Безусловно, мы ставим своей целью стать площадкой для формирования законодательных инициатив. Только осознав все проблемы действия этой программы «изнутри», можно сформулировать необходимые поправки в действующее законодательство. Эти внутренние проблемы во многом ложатся на плечи застройщика. Им тоже нужна помощь. Это, как правило, не самые крупные строительные компании, осуществляющие свою деятельность в отдаленных районах области. Программа «точечная», дома раскиданы по всему региону. У некоторых строительных компаний есть объекты и в Кировском районе, и в то же время в Ломоносовском. Причем взаимодействие с администрациями и ведомствами всех уровней обычно проблематичное.
– И какие «белые пятна» в законодательстве вам видны уже сейчас?
– Мы обсуждали вопрос, связанный с распределением арендной платы. По условиям программы, подводить инженерные сети до границ участка – обязанность муниципального образования. В основном арендная плата, и это прописано в бюджетном кодексе, делится 50 на 50 между районом и муниципалитетом. Но общаясь со многими главами поселений, мы слышим, что это не совсем справедливо. Ведь район к реализации конкретного объекта никакого, по сути, отношения не имеет, кроме юридического. При этом вся финансовая нагрузка ложится на плечи муниципального образования. Я не могу предположить, что мы сможем поменять бюджетный кодекс. Но определенные поправки в законодательство внести необходимо. Ведь мы говорим о реализации государственной программы, причем не локальной, а общероссийской.
Другое противоречие – администрация муниципалитета для своих нужд может выделить земельный участок только через аукцион, который не всегда проходит гладко. На него могут прийти спекулянты, мошенники и проч. Бывали случаи, когда стоимость аренды земельного участка в ходе аукциона возрастала в 190 раз! Причем итогом этого аукциона становился отказ выигравшего участника от заключения договора. Хотелось бы, чтобы к участникам аукциона применялся комиссионный отбор. Необходимо сократить путь между принятием решения о строительстве дома и началом его возведения. Насколько это получится – пока вопрос открытый.
– Как строится ваша работа с Комитетом по строительству Ленинградской области?
– Комитет входит в нашу рабочую группу, которая сформирована из юристов, представителей муниципальных образований, застройщиков, сотрудников сетевых компаний. Специалисты комитета принимают активное участие в нашей работе и помогают решать многие задачи.
– Ваши действия уже увенчались успехом?
– Пока глобальные итоги подводить рано, показательной будет следующая осень. Самым ярким показателем будет то, что все дома будут построены, и построены своевременно, в них будет тепло, свет, вода. Однако удачи у нас есть уже сейчас, например дом в пос. Низино в Ломоносовском районе. По 185-ФЗ расселение предполагается «метр в метр», все, что свыше, – затратная часть муниципального образования. Администрация в Низино приняла решение не только ликвидировать аварийность в этом доме, но решить вопросы очередников. Таким образом, был охвачен широкий социальный пласт и решен больший круг задач. Аналогичный пример – жилой дом в пос. Назия Кировского района. В июне текущего года там был сдан дом в эксплуатацию и заложен камень в возведение еще двух домов. В сданном доме часть квартир была передана по программе расселения аварийного жилья, а часть – для социальных нужд муниципалитета. Достигнута договоренность, что в заложенных домах также будут предусмотрены квартиры для «расселенцев» и для иных социальных программ.
рубрика:
Интервью
автор:
Дарья Литвинова