Ленобласть берет инициативу в ГЧП на себя
До конца нынешнего года в Ленинградской области должен появиться новый региональный закон об участии области в государственно-частных партнерствах.
Действующий ныне областной закон о ГЧП на территории Ленинградской области носит рамочный характер. Новый же законодательный акт будет максимально гармонизирован с соответствующим федеральным законопроектом, рассмотрение которого Государственной Думой РФ во втором чтении запланировано уже на эту осень. Кроме того, принятие нового областного закона позволит дополнить концессионные соглашения (единственную законодательно регламентированную на федеральном уровне разновидность ГЧП) иными механизмами привлечения средств частного инвестора для реализации социально значимых проектов.
«Федеральный закон о концессионных соглашениях можно рассматривать в качестве базового закона, на основе которого возможно заключать контракты жизненного цикла. Это позволяет государству полностью компенсировать частным партнерам издержки на строительство (реконструкцию) и эксплуатацию объекта на период действия соглашения. Но схема концессии не дает возможности применять механизмы, которые позволили бы, к примеру, собирать плату за пользование дорогой или воспользоваться другими уникальными особенностями того или иного проекта для обеспечения возвратности инвестиций. Проект областного закона о ГЧП четко регламентирует все процедуры, определяет всех участников процесса», – отметил Максим Кисельников, первый заместитель председателя Комитета экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области, подчеркнув принципиальное для областного закона о ГЧП понятие – «инициатор проекта ГЧП». В этом качестве могут выступать только органы исполнительной власти Ленинградской области (в том числе органы местного самоуправления Ленинградской области): либо отраслевой орган, либо уполномоченный орган по реализации государственной политики в сфере ГЧП (которым является Комитет экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области). Постановлению правительства Ленинградской области об объявлении конкурса на заключение соответствующего соглашения с частным инвестором будет предшествовать оперативная, но многостадийная работа отраслевого комитета.
При подготовке экспертного заключения по проекту будут просчитаны нагрузка на бюджет и период, на который она выпадает, целесообразность проекта с точки зрения Концепции социально-экономического развития Ленинградской области, а также продуманы юридическая и финансовая модели проекта. Кроме того, в случае выполнения частным партнером функций не только оператора, но и инвестора особое внимание должно уделяться распределению финансовых рисков и гарантиям возврата инвестиций.
«С учетом дефицита региональных бюджетов любой субъект РФ заинтересован в том, чтобы переложить максимальный объем обязательств на частного партнера. Но эти обязательства должны быть подкреплены планируемым потоком (транспортным – в дорожной сфере, потоком пациентов – в здравоохранении и т. д.). Если в силу различных обстоятельств этот планируемый поток не будет соответствовать действительности, то источник возврата вложенных средств у инвестора должен быть в любом случае», – подчеркнул Максим Кисельников. По его словам, в числе проектов ГЧП в дорожной сфере рассматривается проект по схеме «контракт жизненного цикла» по трассе «Скандинавия», а также возможность строительства продолжения автодороги «Нарва» и участка от КАД до Новодевяткино.
Со своей стороны, Олег Слащилин, генеральный директор ООО «Научно-исследовательский и проектный институт транспортной инфраструктуры», также высказал уверенность в том, что к проектам ГЧП необходимо привлекать как региональное, так и федеральное софинансирование. «Ленинградская область обладает выгодным территориальным положением, предопределяющим возможности по активному использованию транзитного потенциала региона. По территории области проходят все виды транспортных коммуникаций, и их совершенствование будет способствовать интеграции страны в мировую транспортную систему. Гарантии государственного уровня будут способствовать появлению на площадке проектов ГЧП Ленинградской области крупных инвестиционных компаний», – отметил эксперт.
Уже весной 2014 года правительство Ленинградской области планирует объявить конкурс на право заключения соглашения государственно-частного партнерства в целях создания Областного центра медицинской реабилитации.
Как заявили в областном Комитете экономического развития и инвестиционной деятельности, речь идет о беспрецедентном для РФ проекте в сфере здравоохранения по созданию специализированного медицинского учреждения (оценочная стоимость проекта – 2 млрд рублей).
Инвестор не только построит на базе существующих корпусов бывшей городской больницы и полностью оборудует реабилитационный центр в городе Коммунаре в соответствии с новейшими технологиями, но также возьмет на себя эксплуатацию объекта в пределах сроков соглашения, в том числе будет оказывать современные медицинские услуги.
Кстати:
В рамках международного инвестиционного форума «Сочи-2013» правительство Ленинградской области подписало соглашение с некоммерческим партнерством «Центр развития государственно-частного партнерства» о сотрудничестве по вопросам развития ГЧП на территории Ленинградской области. Соглашение предусматривает взаимодействие при решении вопросов социально-экономического развития региона на принципах ГЧП.
рубрика:
Перспективы
автор:
Татьяна Крамарева