Рабочие вопросы

Новый Федеральный закон «Об образовании в РФ», по мнению представителей профессионального строительного сообщества, не дал ответа на вопрос о том, как ввести в новую структуру системы образования работодателя. В законе работодатели и их объединения (или представители) обозначены участниками отношений в сфере образования. Определено, что представители работодателей на добровольных началах входят в состав учебно-методических объединений, создаваемых федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государ­ственное управление в сфере образования в целях обеспечения участия в разработке федеральных государственных образовательных стандартов, примерных образовательных программ, координации действий организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в обеспечении качества и развития содержания образования. Кроме этого, представители работодателей или их объединений привлекаются к проведению государственной итоговой аттестации по основным профессиональным образовательным программам. А также привлекаются к проведению квалификационного экзамена, в форме которого проводится итоговая аттестация по завершении профессионального обучения, направленного на приобретение лицами различного возраста профессио­нальной компетенции, в том числе для работы с конкретным оборудованием, технологиями, аппаратно-программными и иными профессиональными средствами, получение указанными лицами квалификационных разрядов, классов, категорий по профессии рабочего или должности служащего без изменения уровня образования. Квалификационный экзамен независимо от вида профессионального обучения включает в себя практиче­скую квалификационную работу и проверку теоретических знаний в пределах квалификационных требований, указанных в квалификационных справочниках, и (или) профессиональных стандартах по соответствующим профессиям рабочих, должностям служащих. Однако в этом случае, полагает директор СРО НП «Строители Ленинградской области» Владимир Кобзаренко, положения закона должны конкретизироваться в подзаконных актах, соглашениях о взаимодействии заинтересованных сторон. Учебный центр профессиональной квалификации: что это? Требование федеральной власти о взаи­модействии, в частности, между профессиональным сообществом и образовательными организациями пока имеет выраженный декларативный характер из-за отсутствия сетевого взаимодействия. Впрочем, для начала важно определить, что представляет собой учебный центр профессиональной квалификации. В соответствии с законом об образовании учебные центры профессиональной квалификации могут создаваться в различных организационно-правовых формах юридических лиц, предусмотренных гражданским законодательством, или в качестве структурных подразделений юридиче­ских лиц. Единичные примеры таких центров, действительно, есть. Так, под эгидой Национального агентства контроля сварки (НАКС) не только выстроена система подготовки, пререподготовки и повышения квалификации кадров, но и развивается соревновательная, конкурсная составляющая – это признается необходимым элементом повышения социального статуса, популяризации профессии. НАКС принимает участие и в разработке профессиональных стандартов. В соответствии с планом разработки профессио­нальных стандартов на 2012-2015 годы (утв. распоряжением Правительства РФ от 29 ноября 2012 г. № 2204-р) Минтруд России, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти с участием общероссийских объединений работодателей и общероссийских объединений профсоюзов должны в текущем году завершить подготовку предложений о поэтапной замене Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих на профессиональные стандарты, утвержденные в установленном порядке. Отсутствие профессиональных стандартов, определяющих основные требования работодателей к профессиональной квалификации выпускников, назвали одной из самых актуальных проблем регионального строительного комплекса в Комитете по общему и профессиональному образованию Ленинградской области. Еще один пример включенности профессионального объединения в образовательный процесс – деятельность Национального кровельного союза, который также регулярно организует конкурсы профессионального мастерства в россий­ских регионах и представляет РФ на международных соревнованиях. В этом смысле широко прорекламированное присоединение России к числу стран – участниц международного конкурса рабочих профессий WorldSkills не выглядит революционным шагом. Не всякий опыт полезен Однако брать на вооружение опыт отдельных объединений работодателей нецелесообразно для обучения другим строительным специальностям, убежден Владимир Кобзаренко. С другой стороны, далеко не все в строительном и образовательном сообществе разделяют мнение о том, что соревновательная деятельность повышает статус профессии и способствует ее популяризации. «Молодежь изначально убеждена в неперспективности работы по профессии, относящейся к категории рабочих. К сложившейся ситуации дефицита рабочих имеет отношение и «демографическая яма» 1990-х годов», – сообщили в Комитете по образованию Ленобласти. Главный вопрос в том, от кого должна исходить инициатива по разработке основных программ профессионального обучения – программ профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программ переподготовки рабочих, служащих, программ повышения квалификации рабочих, служащих, а также по созданию учебных центров профессиональной квалификации для реализации этих программ, и как в этот процесс должны быть вовлечены образовательные организации. «От представителей руководства Национального объединения строителей приходилось слышать предложения о том, что такие центры должны быть аккредитованы в рамках выполнения национального плана мероприятия по подготовке России к соревнованиям WorldSkills. Однако я согласен с профессором Юрием Панибратовым, одним из признанных теоретиков в области профессионального образования, в том, что центры компетенции должны быть сосредоточены при вузах – там, где сохранилась еще и материальная база, и педагогические кадры», – отмечает Владимир Кобзаренко. С другой стороны, как сообщили в Комитете общего и профессионального образования Ленинградской области, «в настоящее время материально-техническая база организаций профессионального образования требует существенного обновления, так как глобальные задачи повышения качества строительных работ и увеличения объемов вводимого жилья не могут быть разрешены в отсутствие современного, инновационного и технологичного оборудования в образовательных организациях». По логике федерального законодателя, инициатива в совершенствовании системы подготовки по рабочим профессиям должна исходить от работодателя, заинтересованного в наличии компетентных кадров. Отчасти с этим согласны отдельные профессиональные объединения. Так, уже упоминавшееся НАКС решение проблем нехватки квалифицированных кадров видит прежде всего в системе базового образования (с совмещением получения профобразования и работы на предприя­тии), а также в должной реализации программ профессионального обучения по профессиям рабочих, должностям служащих (подготовки, переподготовки и повышения квалификации) лиц любого возраста. Меж двух идей Однако в подавляющем большин­стве случаев работодатели, не видя краткосрочной перспективы от инвестиций в профессиональное обучение, не готовы к таким «непрофильным» расходам. Таким образом, работодатели испытывают влия­ние двух взаимоисключающих трендов: тяготения к оптимизации или полному отказу от расходов на профессиональное обучение кадров и потребности в квалифицированных работниках по профессиям рабочих и должностям служащих. «Образовательная парадигма не сформирована до конца. Так, учебные центры профессиональной квалификации разобщены и не включены в непосредственно регулируемую государством систему. Непонятно, как стыкуются между собой корпоративная, государственная, профессиональная и общественная образовательные парадигмы. Между тем по закону представители работодателей (и их объединений) привлекаются к проведению итоговой аттестации (квалификационного экзамена) – финального этапа в процессе подготовки кадров», – констатирует Владимир Кобзаренко. Решение с вариантами По его мнению, снять эти вопросы может государство, проявив политическую волю, базирующуюся на определенной идео­логии. Отчасти возможности для урегулирования системных вопросов есть и у НОСТРОЙ. «Одной из первых мер в этом направлении могло бы стать формирование из числа строителей-профессионалов постоянно действующих экспертных групп по всем более чем 150 профессиям строительных рабочих, содержащимся в перечне профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение, утвержденным Минобрнауки РФ и вступившим в силу одновременно с законом об образовании», – уверен Владимир Кобзаренко. Выпускники-строители в Ленобласти В Ленинградской области профессиональное образование для нужд строительного комплекса осуществляется в одном вузе (Государственном институте экономики, финансов, права и технологий в Гатчинском районе) и еще в 17 организациях профессионального образования, в том числе Волховском алюминиевом колледже, политехнических техникумах в Кировске, Тосно, Киришах, Кингисеппе, Подпорожье и Сосновоборске и др. Кстати: Решение проблем: взгляд Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области Для решения проблемы дефицита рабочих кадров необходимо сочетать: – Использование разработанных профессиональных стандартов – Развитие системы ресурсных центров нового поколения и учебных центров прикладных квалификаций – Совершенствование нормативно-правовой базы подготовки квалифицированных рабочих кадров строительной отрасли – Повышение престижа профессий
рубрика: НП «Строители ЛО»
автор: Юлия Пчелкина
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.