Обращение с отходами требует большей конкретики
В Ленинградской торгово-промышленной палате (ЛТПП) обсудили законопроекты о внесении изменений в закон об отходах производства и потребления и об экологическом аудите. Участники встречи предложили ряд поправок в первый законопроект и единогласно проголосовали против второго.
Федеральный закон об отходах производства и потребления действует с 1998 года. Законопроект в отношении данного ФЗ вводит новые понятия, в частности приоритеты государственной политики в области обращения с отходами и их иерархию. Кроме того, документ уточняет формулировки ранее введенных в правовое поле понятий. Однако, по мнению членов ЛТПП, требуются дальнейшие уточнения и конкретизация. Так, по мнению Александра Шереметьева, исполнительного директора ЗАО «Нева металл посуда», председателя Комитета ЛТПП по промышленности и промышленной политике, один из заявленных приоритетов, а именно предотвращение образования отходов, означает, по сути, декларацию сокращения производственных мощностей, поскольку «отходы, по большому счету, образуются на заводах». «В течение последних 20 лет мы наблюдаем сокращение количества заводов в РФ. Если в 1990-е годы они как-то выживали, то в 2000-е начали исчезать просто на глазах», – заявил господин Шереметьев.
Со своей стороны, Борис Смолев, генеральный директор ЗАО «Крисмас+», председатель Комитета ЛТПП по вопросам экологии и природопользованию, подчеркнул важность данного закона, приведя данные статистики: на реконструкцию и ремонт очистных сооружений в Ленинградской области за последние годы выделено около 2 млрд рублей при необходимом финансировании в пределах 15 млрд рублей. «Думаю, с финансированием заводов, которые должны перерабатывать твердые бытовые отходы, дело обстоит примерно так же», – сказал господин Смолев. Он предложил дополнить законопроект расшифровкой понятия раздельного сбора твердых бытовых отходов. Кроме того, эксперт обратил внимание на то, что в документе прописано право перехода собственности на отходы к новому собственнику земли, но не оговорена ответственность за ликвидацию новым владельцем этих отходов.
По мнению Алексея Куликова, коммерческого директора эколого-технической компании «ЭТКОМ», законопроект направлен на развитие системы переработки и совершенно не учитывает интересы производителей – промышленных предприятий. «Четко прописываются права и обязанности тех, кто будет сидеть на денежных потоках, а предприятие должно будет заложить в цену продукции стоимость не только упаковки, но и ее утилизации», – констатировал Алексей Куликов.
Ольга Конженкова, ведущий специалист по экологии ООО «Леноблптицепром», выразила беспокойство в связи с недостаточной конкретизацией понятия сбора отходов. «Из текста законопроекта следует, что если на предприятии осуществляется сбор либо использование каких-либо отходов, то в дополнение к прочей отчетности надо будет еще и подавать декларацию об обращении с отходами. А кроме того, указано, что заниматься этим могут только предприятия – члены СРО по транспортированию и вывозу отходов», – отметила специалист-эколог.
В свою очередь, Наталья Белякова, генеральный директор ЗАО «ЭВИОН», перечислила вопросы, которые законопроект в нынешнем виде не снимает. Во-первых, лишь малая часть отходов может передаваться на полигоны без соответствующей лицензии. «Послабление сделано только для отходов пятого класса, но такие распространенные отходы, как лом черных металлов, отходы древесины, относятся к четвертому классу», – уточнила Наталья Белякова. Далее, необходима ревизия классификатора отходов – в последний раз он корректировался в 2007 году. «Из-за несовершенства классификатора получается, что медицинские отходы – это целая группа. И если у полигона есть только одна расшифровка медицинских отходов, все остальные отходы с этим же кодом, но другой расшифровкой медицинское учреждение должно везти на другие полигоны», – привела пример Наталья Белякова.
Наконец, сложности у предприятий возникают из-за длительного процесса согласования экологической документации в Росприроднадзоре. «Если контролирующий орган с чем-то не согласен в представленной документации, необходимо вовремя выдавать замечания, отправлять проекты на доработку и вывешивать информацию об этом на официальном сайте ведомства. Пока из-за несовершенства процедуры, бюрократических проволочек предприятия несут колоссальные убытки», – резюмировала генеральный директор ЗАО «ЭВИОН».
рубрика:
ЖКХ
автор:
Татьяна Крамарева