Май без сюрпризов
Майские продажи сюрпризов не преподнесли. Уровень активности покупателей остался «кризисно» низким.
На 23 малоэтажных комплекса, которые участвуют в информационном обмене, пришлось 15 сделок. В марте эти застройщики продали 24 объекта, а в апреле – 22. Общий объем выручки за май составил 64,5 млн рублей. Для сравнения – в марте этим девелоперам в сумме удалось получить 158 млн рублей (это лучший показатель с начала года), тогда как в апреле – лишь 53 млн рублей.
Кризис обогатил словарь россиян понятием «волатильность» (величина, характеризующая изменчивость спроса). В нынешней нестабильной экономической ситуации на высокую волатильность указывают эксперты практически во всех сферах предпринимательства. Рынок недвижимости – не исключение. При нынешнем мизерном количестве сделок колебания покупательских спросов от месяца к месяцу весьма существенны.
К примеру, в апреле в одном из проектов, где предлагаются участки в 100 км от города, удалось реализовать 12 объектов в среднем по 2 млн рублей. В мае здесь не продали ни одного. Зато в этом месяце раскупили восемь довольно дорогих (5 млн рублей в среднем) участков в другом проекте (поселок расположен в 80 км от Петербурга по Выборгскому направлению). Месяцем ранее подобных сделок почти не было. В этих условиях вести отдельную статистику по объектам разных ценовых категорий или разбивать рынок по территориальному признаку неоправданно.
И все же общие тенденции от месяца к месяцу не меняются: граждане предпочитают вкладываться в землю, а не в дома. Приобретая жилье, останавливают выбор на наиболее дешевом предложении – таунхаусах (примечательно, что до кризиса таунхаусов на рынке продавалось в разы меньше, чем отдельно стоящих домов). Суммы сделок не выходят за пределы 7 млн рублей. Весьма любопытна и показательна прошедшая в мае в одном из комплексов продажа коттеджа площадью всего 60 (!) кв. м в 100 км от города за 5 млн рублей. Год назад застройщики уверенно ориентировались на дома 180-250 кв. м и лишь полгода назад всерьез заговорили о необходимости предлагать покупателям строения по 100-120 кв. м.
Данная продажа во многом «случайна» – реализованный дом не был выстроен сознательно с учетом изменения спроса, а «достался девелоперу в наследство» вместе с пятном под застройку. Весьма показательно, что за несколько последних месяцев отдельно стоящие дома большего метража практически не покупались.
В минувшем месяце в 17 из 23 проектов не было продаж. Причем в шести из них ничего не смогли продать с начала года. Сложнее всего застройщикам в нынешних условиях искать покупателей на проекты, предусматривающие строительство коттеджей от 20 млн рублей (как правило, эти объекты расположены в 30-километровой черте от городских кварталов) – здесь продажи стоят глухо.
Впрочем, те, кому удается реализовать участки по 1,5-2 млн рублей, тоже не могут похвастать большой прибыльностью (разве что если земля им в свое время досталась даром).
Содержание отделов продаж и прочих служб для застройщиков становится все более накладным. Неудивительно, что с рынка довольно активно уходят проекты (см. материал на стр. 16). Снимают проекты с реализации либо те, у кого финансовая ситуация уже крайне плачевная, либо те, кто не хочет отдавать объекты ниже себестоимости при сегодняшнем спросе и надеются дождаться более благоприятной конъюнктуры.
Вне зависимости от причин приостановки проектов, само это действие приносит пользу рынку: при сокращении предложения продажи в оставшихся малоэтажных комплексах оживляются. Тем удивительнее, что всю весну мы наблюдаем, что на рынок весьма активно выводятся новые проекты. Причем зачастую сами застройщики не верят в успех продаж, действуя под девизом «если вы купите, мы начнем что-нибудь делать». В основном в новых проектах даже не ведутся работы по подведению инженерных коммуникаций, есть примеры, когда продаются даже неразмежеванные участки. В этих условиях анализировать объемы предложения или цены в поселках, стоящих без продаж, – пустая трата времени.
Проект ведется при посредничестве Ассоциации риэлторов Петербурга и ЛО и охватывает большинство ведущих загородных застройщиков. Загородные малоэтажные комплексы, участвующие в информационном обмене: Ski House, «Янино», «Гармония», «Сторожевая гора», «Галактика», «Альпийская горка», «Вырица», «Отрадное», «Вартемяги», «Барышево», «Лапландия», «Русская Красавица», «Коттеджный поселок во Всеволожске», «Вартемяги-33», «Румболово», «Солнечный берег», «Ягодное», «Малое Репино», «Приветнинское», «Еловый дом», «Лесная дача», «Теплый дом», «Чехово».
На 23 малоэтажных комплекса, которые участвуют в информационном обмене, пришлось 15 сделок. В марте эти застройщики продали 24 объекта, а в апреле – 22. Общий объем выручки за май составил 64,5 млн рублей. Для сравнения – в марте этим девелоперам в сумме удалось получить 158 млн рублей (это лучший показатель с начала года), тогда как в апреле – лишь 53 млн рублей.
Кризис обогатил словарь россиян понятием «волатильность» (величина, характеризующая изменчивость спроса). В нынешней нестабильной экономической ситуации на высокую волатильность указывают эксперты практически во всех сферах предпринимательства. Рынок недвижимости – не исключение. При нынешнем мизерном количестве сделок колебания покупательских спросов от месяца к месяцу весьма существенны.
К примеру, в апреле в одном из проектов, где предлагаются участки в 100 км от города, удалось реализовать 12 объектов в среднем по 2 млн рублей. В мае здесь не продали ни одного. Зато в этом месяце раскупили восемь довольно дорогих (5 млн рублей в среднем) участков в другом проекте (поселок расположен в 80 км от Петербурга по Выборгскому направлению). Месяцем ранее подобных сделок почти не было. В этих условиях вести отдельную статистику по объектам разных ценовых категорий или разбивать рынок по территориальному признаку неоправданно.
И все же общие тенденции от месяца к месяцу не меняются: граждане предпочитают вкладываться в землю, а не в дома. Приобретая жилье, останавливают выбор на наиболее дешевом предложении – таунхаусах (примечательно, что до кризиса таунхаусов на рынке продавалось в разы меньше, чем отдельно стоящих домов). Суммы сделок не выходят за пределы 7 млн рублей. Весьма любопытна и показательна прошедшая в мае в одном из комплексов продажа коттеджа площадью всего 60 (!) кв. м в 100 км от города за 5 млн рублей. Год назад застройщики уверенно ориентировались на дома 180-250 кв. м и лишь полгода назад всерьез заговорили о необходимости предлагать покупателям строения по 100-120 кв. м.
Данная продажа во многом «случайна» – реализованный дом не был выстроен сознательно с учетом изменения спроса, а «достался девелоперу в наследство» вместе с пятном под застройку. Весьма показательно, что за несколько последних месяцев отдельно стоящие дома большего метража практически не покупались.
В минувшем месяце в 17 из 23 проектов не было продаж. Причем в шести из них ничего не смогли продать с начала года. Сложнее всего застройщикам в нынешних условиях искать покупателей на проекты, предусматривающие строительство коттеджей от 20 млн рублей (как правило, эти объекты расположены в 30-километровой черте от городских кварталов) – здесь продажи стоят глухо.
Впрочем, те, кому удается реализовать участки по 1,5-2 млн рублей, тоже не могут похвастать большой прибыльностью (разве что если земля им в свое время досталась даром).
Содержание отделов продаж и прочих служб для застройщиков становится все более накладным. Неудивительно, что с рынка довольно активно уходят проекты (см. материал на стр. 16). Снимают проекты с реализации либо те, у кого финансовая ситуация уже крайне плачевная, либо те, кто не хочет отдавать объекты ниже себестоимости при сегодняшнем спросе и надеются дождаться более благоприятной конъюнктуры.
Вне зависимости от причин приостановки проектов, само это действие приносит пользу рынку: при сокращении предложения продажи в оставшихся малоэтажных комплексах оживляются. Тем удивительнее, что всю весну мы наблюдаем, что на рынок весьма активно выводятся новые проекты. Причем зачастую сами застройщики не верят в успех продаж, действуя под девизом «если вы купите, мы начнем что-нибудь делать». В основном в новых проектах даже не ведутся работы по подведению инженерных коммуникаций, есть примеры, когда продаются даже неразмежеванные участки. В этих условиях анализировать объемы предложения или цены в поселках, стоящих без продаж, – пустая трата времени.
Проект ведется при посредничестве Ассоциации риэлторов Петербурга и ЛО и охватывает большинство ведущих загородных застройщиков. Загородные малоэтажные комплексы, участвующие в информационном обмене: Ski House, «Янино», «Гармония», «Сторожевая гора», «Галактика», «Альпийская горка», «Вырица», «Отрадное», «Вартемяги», «Барышево», «Лапландия», «Русская Красавица», «Коттеджный поселок во Всеволожске», «Вартемяги-33», «Румболово», «Солнечный берег», «Ягодное», «Малое Репино», «Приветнинское», «Еловый дом», «Лесная дача», «Теплый дом», «Чехово».
рубрика:
Загородное домостроение
автор:
Дмитрий Сперанский