По вековым традициям
(материалы предоставлены ЗАО «Акме-дек» и группой компаний «Интарсия»)
Разработка реставрационных методик, в отличие от строительных технологий, в большинстве случаев заключается в поиске не новых, а уже устоявшихся подходов. Чем ближе способы реставрации к историческим, тем выше результат восстановления памятника.
Для реставрации каждого объекта культурного наследия используются индивидуальные технологии. Однако некоторые, наиболее частотные, виды работ проводятся по известным методикам, которые складывались десятилетиями.
Золотая методика
Золочение по металлу обладает определенной спецификой. От других реставрационных работ оно отличается тем, что всегда проводится заново. Как говорят реставраторы, покрытие при золочении не подвергается восстановлению – оно воссоздается с нуля. По словам экспертов, современная отечественная позолотная технология «мордан» практически не изменилась за последние 300 лет. Золочение – это по-прежнему кропотливый ручной труд с использованием традиционных материалов.
Большую часть времени занимает подготовка. Сначала с помощью серебряного припоя устраняют дефекты металлической поверхности. Затем на нее в два слоя наносят свинцовый сурик, который сейчас производится и применяется только в России. За ним следует свинцовый крон, тоже двухслойный. После окончательной шлифовки наносится лак на масляной основе. Последний слой – еще один масляный лак, который и называется «мордан». Именно на него после примерно восьмичасовой паузы сажают золото. Из-за колебаний температуры и влажности точно рассчитать время очень трудно, поэтому реставратор приходит к выводу, что лак «встал», исходя из профессионального опыта и интуиции. Для проверки он золотит небольшой участок в наименее заметном месте. Лишь после удачной пробы можно приступать непосредственно к золочению.
Именно так проводилось золочение главки, шпиля колокольни собора Св. Петра и Павла Петропавловской крепости, центрального купола Воскресенского собора Новодевичьего монастыря (Московский проспект, 100), креста часовни святого Спиридона Тримифунтского (В. О., Большой проспект, 67). Сейчас, следуя этой технологии, ЗАО «Акме-дек» реставрирует крест и яблоко Успенского собора в Тихвине. По словам специалистов, в компании используют исключительно отечественное сусальное золото. Четырехграммовое золото 986 пробы, необходимое для наружного золочения, производится только в России, на Московском заводе драгметаллов.
Чистка без химии
Расчистка каменных и металлических поверхностей памятников является одним из главных этапов реставрации. Она обязательно требует бережливой последовательности. Эксперты утверждают, что для сохранения рельефа обрабатываемой поверхности наиболее оптимален нехимический, сухой метод расчистки. Для применения такого метода специалисты компании «Интарсия» разработали специальную аппаратуру, с помощью которой поверхность расчищается реактивной струей газо-воздушной смеси, по скорости в 2,2 раза превосходящей скорость звука, с введением специального вихреобразователя. Вихри в потоке образуются на регулируемом расстоянии от расчищаемой поверхности. Благодаря такой технологии можно удалить и рыхлые слои, и патину (оксидная пленка), при этом не повреждая металлическую поверхность памятника.
При струйно-вихревой очистке оперируют не твердым предметом, а струей газа, которая может иметь различную форму (широкую, как кисть, узкую, как лезвие, или тонкую, как игла). Эксперты утверждают, что при использовании такого метода одинаково хорошо расчищаются как открытые участки поверхности металла, так и закрытые, труднодоступные места (щели, трещины).
«Сухой» метод может эффективно применяться при расчистке старого пористого чугуна и стали с многослойными красочными покрытиями и ржавчиной; литой бронзы; гранитных и кирпичных поверхностей; мрамора и известняка с рыхлыми наслоениями.
Струйно-вихревая расчистка использовалась при реставрации бронзовых скульптур «Правосудие и Благочестие», которые украшают арку зданий Сената и Синода, интерьеров Михайловского замка, скульптурной композиции «Укротители коней» на Аничковом мосту.
Спасение гипса
Большинство памятников гипсовой пластики приходят в аварийное состояние из-за коррозии и неправильного введения металлической арматуры. По оценкам специалистов, высококачественный скульптурный гипс в некоторых случаях использовался лишь в оплеске – тонком (2-20 мм) поверхностном, авторском слое. Изнутри скульптуры толщина набиралась низкосортным строительным гипсом. Нередко для придания прочности и устойчивости фигуры изнутри наполнялись кирпичной кладкой. В результате, как отмечают реставраторы, монолитная скульптура постоянно удерживала в себе влагу. Как следствие, гипс в таких случаях быстро разрушается, арматура ржавеет, скульптура может пойти трещинами.
Продлить жизнь таких фигур можно с помощью методики, разработанной 1998-1999 годах. Суть ее заключается в разборке скульптуры на составные части, удалении старой арматуры и замене прежнего слоя высококачественным гипсом.
Во вновь собранную скульптуру вводится несущий сварной каркас из оцинкованной арматурной стали, а массив гипса подвергается глубокой гидрофобизации (повышению устойчивости материала).
В результате легкая полая конфигурация предохраняет скульптуру от накапливания влаги, являющейся для гипса губительной.
Именно такая технология применялась при реставрации фигур Геракла и Флоры, установленных на главном фасаде Академии художеств, а также на скульптурном убранстве зданий Сената и Синода.
Разработка реставрационных методик, в отличие от строительных технологий, в большинстве случаев заключается в поиске не новых, а уже устоявшихся подходов. Чем ближе способы реставрации к историческим, тем выше результат восстановления памятника.
Для реставрации каждого объекта культурного наследия используются индивидуальные технологии. Однако некоторые, наиболее частотные, виды работ проводятся по известным методикам, которые складывались десятилетиями.
Золотая методика
Золочение по металлу обладает определенной спецификой. От других реставрационных работ оно отличается тем, что всегда проводится заново. Как говорят реставраторы, покрытие при золочении не подвергается восстановлению – оно воссоздается с нуля. По словам экспертов, современная отечественная позолотная технология «мордан» практически не изменилась за последние 300 лет. Золочение – это по-прежнему кропотливый ручной труд с использованием традиционных материалов.
Большую часть времени занимает подготовка. Сначала с помощью серебряного припоя устраняют дефекты металлической поверхности. Затем на нее в два слоя наносят свинцовый сурик, который сейчас производится и применяется только в России. За ним следует свинцовый крон, тоже двухслойный. После окончательной шлифовки наносится лак на масляной основе. Последний слой – еще один масляный лак, который и называется «мордан». Именно на него после примерно восьмичасовой паузы сажают золото. Из-за колебаний температуры и влажности точно рассчитать время очень трудно, поэтому реставратор приходит к выводу, что лак «встал», исходя из профессионального опыта и интуиции. Для проверки он золотит небольшой участок в наименее заметном месте. Лишь после удачной пробы можно приступать непосредственно к золочению.
Именно так проводилось золочение главки, шпиля колокольни собора Св. Петра и Павла Петропавловской крепости, центрального купола Воскресенского собора Новодевичьего монастыря (Московский проспект, 100), креста часовни святого Спиридона Тримифунтского (В. О., Большой проспект, 67). Сейчас, следуя этой технологии, ЗАО «Акме-дек» реставрирует крест и яблоко Успенского собора в Тихвине. По словам специалистов, в компании используют исключительно отечественное сусальное золото. Четырехграммовое золото 986 пробы, необходимое для наружного золочения, производится только в России, на Московском заводе драгметаллов.
Чистка без химии
Расчистка каменных и металлических поверхностей памятников является одним из главных этапов реставрации. Она обязательно требует бережливой последовательности. Эксперты утверждают, что для сохранения рельефа обрабатываемой поверхности наиболее оптимален нехимический, сухой метод расчистки. Для применения такого метода специалисты компании «Интарсия» разработали специальную аппаратуру, с помощью которой поверхность расчищается реактивной струей газо-воздушной смеси, по скорости в 2,2 раза превосходящей скорость звука, с введением специального вихреобразователя. Вихри в потоке образуются на регулируемом расстоянии от расчищаемой поверхности. Благодаря такой технологии можно удалить и рыхлые слои, и патину (оксидная пленка), при этом не повреждая металлическую поверхность памятника.
При струйно-вихревой очистке оперируют не твердым предметом, а струей газа, которая может иметь различную форму (широкую, как кисть, узкую, как лезвие, или тонкую, как игла). Эксперты утверждают, что при использовании такого метода одинаково хорошо расчищаются как открытые участки поверхности металла, так и закрытые, труднодоступные места (щели, трещины).
«Сухой» метод может эффективно применяться при расчистке старого пористого чугуна и стали с многослойными красочными покрытиями и ржавчиной; литой бронзы; гранитных и кирпичных поверхностей; мрамора и известняка с рыхлыми наслоениями.
Струйно-вихревая расчистка использовалась при реставрации бронзовых скульптур «Правосудие и Благочестие», которые украшают арку зданий Сената и Синода, интерьеров Михайловского замка, скульптурной композиции «Укротители коней» на Аничковом мосту.
Спасение гипса
Большинство памятников гипсовой пластики приходят в аварийное состояние из-за коррозии и неправильного введения металлической арматуры. По оценкам специалистов, высококачественный скульптурный гипс в некоторых случаях использовался лишь в оплеске – тонком (2-20 мм) поверхностном, авторском слое. Изнутри скульптуры толщина набиралась низкосортным строительным гипсом. Нередко для придания прочности и устойчивости фигуры изнутри наполнялись кирпичной кладкой. В результате, как отмечают реставраторы, монолитная скульптура постоянно удерживала в себе влагу. Как следствие, гипс в таких случаях быстро разрушается, арматура ржавеет, скульптура может пойти трещинами.
Продлить жизнь таких фигур можно с помощью методики, разработанной 1998-1999 годах. Суть ее заключается в разборке скульптуры на составные части, удалении старой арматуры и замене прежнего слоя высококачественным гипсом.
Во вновь собранную скульптуру вводится несущий сварной каркас из оцинкованной арматурной стали, а массив гипса подвергается глубокой гидрофобизации (повышению устойчивости материала).
В результате легкая полая конфигурация предохраняет скульптуру от накапливания влаги, являющейся для гипса губительной.
Именно такая технология применялась при реставрации фигур Геракла и Флоры, установленных на главном фасаде Академии художеств, а также на скульптурном убранстве зданий Сената и Синода.
рубрика:
Технологии и материалы
автор:
Марина Голокова