Дешево и автономно
За время энергетической реформы меньше всего внимания уделялось модернизации электросетей. Сегодня их качество по-прежнему оставляет желать лучшего.
Между тем, начали пробивать себе путь новые технологии автономной генерации. Специалисты петербургских компаний рассчитывают на изменения в законодательстве, которые разрешат поставку «альтернативной» энергии сетевым компаниям.
Наталья Бурковская, редактор газеты «Строительный Еженедельник», модератор круглого стола:
– Многим кажется, что на энергетику не могут повлиять никакие стихии, поскольку электричество всегда и всеми востребовано. Но, к сожалению, кризис коснулся и этой сферы. Что нас ожидает в ближайшее время? Как улучшить ситуацию в отрасли?
Андрей Сорочинский, заместитель председателя Комитета по энергетике и инженерному обеспечению правительства Санкт-Петербурга:
– В период кризиса в особенности сократились доходы распределяющих и сбытовых компаний. Это связано и с неплатежами, и с падением производства, и с замораживанием строительных проектов, из-за чего сократились выплаты за технологическое подключение к электросетям. Так, в I квартале 2009 года выручка ОАО «Ленэнерго» от оплаты подключения оказалась в четыре раза ниже того же периода прошлого года.
Сергей Клычников, начальник департамента руководства проектами ООО «Президент-Нева» Энергетический центр»:
– Монопольные распределительные компании получают от инвесторов по существу бесплатно построенные ими сети. В то же время рассмотрение заявок на подключение необоснованно затягивается на месяцы.
Вячеслав Гулин, генеральный директор ООО «Тэтра Инжиниринг» (ГК «Тэтра Электрик»):
– Хотя компании-монополисты стали по-европейски внимательны к потребителям, сроки оформления ими необходимых документов – акта о разграничении балансовой принадлежности, акта об осмотре приборов учета – остаются весьма длительными. Между тем, в период кризиса для застройщика крайне важно быстро ввести объект в эксплуатацию. Необходимо упростить процедуру согласования документации.
Виктория Марич, главный инженер ЗАО «Строительный трест»:
– Наша компания строит жилье комфорт-класса. Безусловно, в своей работе мы зависим от монополистов. Основные трудности связаны с тем, что застройщик, который платит деньги за подключение, точно не знает, будут ли выполнены оплаченные работы в срок. Но наших клиентов эти трудности не должны волновать. Мы начинаем продажи квартир в своих домах на той стадии, когда дом уже построен, и у нас есть четкое представление по срокам подключения объекта ко всем инженерным коммуникациям. Для этого нам, конечно, приходится прикладывать максимум усилий при взаимодействии с энергетиками.
Наталья Бурковская:
– В какой степени город может оказывать влияние на монополистов?
Андрей Сорочинский:
– К сожалению, наши возможности ограничены. Например, в Ленэнерго у нас нет даже блокирующего пакета акций. Тем не менее, прошу сообщать о случаях волокиты: как и строительный сектор, мы серьезно относимся к обязательствам этой компании.
Наталья Бурковская:
– Следует ли ожидать эффекта от новых инициатив федерального правительства?
Андрей Сорочинский:
– Правительство России предприняло, на мой взгляд, знаковую антикризисную меру, стимулирующую исполнение обязательств энергопоставщиками и то же время оказывающую поддержку физическим и юридическим лицам, которым требуется доступ к электроэнергии. Этим и была обусловлена разработка постановления № 334 Правительства РФ, вводящего ряд преференций для ряда потребителей при заключении договоров о техприсоединении к сетям сбытовых компаний. В число преимуществ, которые получают физические лица, запрашивающие объем энергопотребления до 15 киловатт-часов, и юридические – до 100 киловатт-часов, входит не только возможность получения техусловий в 30-дневный и подключения в 6-месячный срок, а также рассрочки платежа, но и отсутствие необходимости согласования проектной документации с Ростехнадзором. Постановление позволяет этим пользователям истребовать возвращения средств за неиспользованную мощность.
Вячеслав Гулин:
– Несомненно, это постановление очень актуально для поддержки малого бизнеса и сферы услуг. Очень важно, что в нем жестко устанавливаются сроки подключения для потребителей малых мощностей и производится рассрочка платежа с выплатой основной части после получения всех согласований. Однако на застройщиков многоквартирных домов и промышленных предприятий новые преференции воспользоваться не смогут. А временным подключением, о котором в этом постановлении упоминается впервые, они и ранее пользовались, ожидая по нескольку лет подключения по постоянной схеме.
Сергей Клычников:
– Преференции распространяются на потребителей, у которых расстояние от их энергопринимающих устройств до действующих сетей не больше 300 метров. А если мне нужно 1000 киловатт и в 300 метрах сетей нет, то на меня будут накладываться все те же обременения?
Игорь Кривошеев, начальник бюро ГИПов Setl City:
– Хорошо, что государство повернулось лицом к потребителям. Но большая часть населения живет в многоквартирных домах и зависит от качества эксплуатации сетей монополиями, которое по сей день оставляет желать лучшего.
Наталья Бурковская:
– А возможна ли все же конкуренция в электроснабжении?
Андрей Сорочинский:
– Конкуренция возможна в генерации и сбыте, но сетевые компании являются естественными монополистами. Строить конкурирующие магистральные сети экономически неоправданно.
Вячеслав Гулин:
– Конкуренция в энергетике – тема в некотором смысле табуированная. Фактически многие производители альтернативной энергии могли бы продавать ее излишки сетевым компаниям, как происходит в европейских странах – например, в Дании. Однако добиться разрешения на это крайне трудно, поскольку сфера энергетики монополизирована.
Сергей Клычников:
– От желающих продать излишки энергии строго требуют, чтобы параметры ее частоты соответствовали ГОСТу. Казалось бы, все справедливо. Но надо учитывать, что, к сожалению, сейчас энергия, вырабатываемая самими монополистами, также не соответствует ГОСТу.
Игорь Кривошеев:
– По сути, чтобы получить нормальное напряжение, я вынужден часть поставленной и оплаченной мной энергии потратить на преобразование остальной в приемлемый стандарт.
Евгений Тесля, руководитель проектов ЗАО «БТК. Промышленная компания»:
– Между тем, например, в Московской области ОАО «Мосэнерго» идет на уступки компаниям, строящим автономные генераторы.
Наталья Бурковская:
– Но не слишком ли большая роскошь – строить автономные источники в период кризиса? Ведь для этого применяется, как правило, зарубежное оборудование.
Игорь Кривошеев:
– Только зарубежное. Прямые затраты существенны, но суммарные оказываются ниже. Если при автономной генерации используются качественные ограждающие материалы, то потери энергии и тепла минимизируются. Кроме того, качество энергии несравнимо выше, так как исключаются транспортные потери. Наша компания сейчас готовит предложения к энергетикам Северо-Запада, в том числе по вопросу поставки автономной энергии в сети.
Вячеслав Гулин:
– Даже при частичной когенерации можно сократить стоимость энергии на 40 процентов от цен сбытовой компании. А применение абсорбционных холодильных установок позволяет дополнительно повысить эффективность.
Сергей Клычников:
– Современные технические средства позволяют производить энергию высокого качества. Наша компания строит автономные генераторы на основе дизельных, газопоршневых и газотурбинных агрегатов. Удобнее всего дизельные: их можно монтировать где угодно. Самый крупный автономный генератор мы построили в Москве для водно-спортивного комплекса.
Наталья Бурковская:
– В европейских странах широко применяются альтернативные методы получения электроэнергии. Применимы ли они в Петербурге?
Андрей Сорочинский:
– Технически это сегодня трудно себе представить: значительная часть сетей изношена. Мне не приходилось видеть ветровой источник, который бы удавалось синхронизировать с электрической сетью.
Игорь Кривошеев:
– Мы сильно отстали от Запада, поскольку не привыкли экономить на энергоносителях. Но рано или поздно этим придется заниматься. Существующая система централизованной генерации технически и морально устарела. И, кроме того, мы поставили задачу строить комфортное жилье. Это такое жилье, владелец которого может тонко регулировать нужный ему режим микроклимата и освещения. И энергия при этом используется рационально.
Евгений Тесля:
– У нас экологические технологии действительно считаются роскошью или изыском. Но в мире отношение к экологии иное. Иностранный арендатор предпочтет офис, соответствующей технологии LEED, – это к вопросу о конкурентных преимуществах на рынке. Западные стандарты приходят к нам. В Гильдии управляющих и девелоперов создан комитет экологического девелопмента. Наша компания разрабатывает математические модели, позволяющие точно оценить требуемую энергетическую нагрузку: для оценки теплопритока в зданиях из стекла нужны современные методы.
Вячеслав Гулин:
– Важно, что мы приступили к освоению технологий будущего. Когда строительство автономных электростанций становится сопоставимым по затратам со стоимостью подключения, число желающих заняться альтернативными энергетическими технологиями возрастает. Нынешний кризис, принуждая нас к энергосбережению, приблизит нашу энергетику к европейским стандартам.
Между тем, начали пробивать себе путь новые технологии автономной генерации. Специалисты петербургских компаний рассчитывают на изменения в законодательстве, которые разрешат поставку «альтернативной» энергии сетевым компаниям.
Наталья Бурковская, редактор газеты «Строительный Еженедельник», модератор круглого стола:
– Многим кажется, что на энергетику не могут повлиять никакие стихии, поскольку электричество всегда и всеми востребовано. Но, к сожалению, кризис коснулся и этой сферы. Что нас ожидает в ближайшее время? Как улучшить ситуацию в отрасли?
Андрей Сорочинский, заместитель председателя Комитета по энергетике и инженерному обеспечению правительства Санкт-Петербурга:
– В период кризиса в особенности сократились доходы распределяющих и сбытовых компаний. Это связано и с неплатежами, и с падением производства, и с замораживанием строительных проектов, из-за чего сократились выплаты за технологическое подключение к электросетям. Так, в I квартале 2009 года выручка ОАО «Ленэнерго» от оплаты подключения оказалась в четыре раза ниже того же периода прошлого года.
Сергей Клычников, начальник департамента руководства проектами ООО «Президент-Нева» Энергетический центр»:
– Монопольные распределительные компании получают от инвесторов по существу бесплатно построенные ими сети. В то же время рассмотрение заявок на подключение необоснованно затягивается на месяцы.
Вячеслав Гулин, генеральный директор ООО «Тэтра Инжиниринг» (ГК «Тэтра Электрик»):
– Хотя компании-монополисты стали по-европейски внимательны к потребителям, сроки оформления ими необходимых документов – акта о разграничении балансовой принадлежности, акта об осмотре приборов учета – остаются весьма длительными. Между тем, в период кризиса для застройщика крайне важно быстро ввести объект в эксплуатацию. Необходимо упростить процедуру согласования документации.
Виктория Марич, главный инженер ЗАО «Строительный трест»:
– Наша компания строит жилье комфорт-класса. Безусловно, в своей работе мы зависим от монополистов. Основные трудности связаны с тем, что застройщик, который платит деньги за подключение, точно не знает, будут ли выполнены оплаченные работы в срок. Но наших клиентов эти трудности не должны волновать. Мы начинаем продажи квартир в своих домах на той стадии, когда дом уже построен, и у нас есть четкое представление по срокам подключения объекта ко всем инженерным коммуникациям. Для этого нам, конечно, приходится прикладывать максимум усилий при взаимодействии с энергетиками.
Наталья Бурковская:
– В какой степени город может оказывать влияние на монополистов?
Андрей Сорочинский:
– К сожалению, наши возможности ограничены. Например, в Ленэнерго у нас нет даже блокирующего пакета акций. Тем не менее, прошу сообщать о случаях волокиты: как и строительный сектор, мы серьезно относимся к обязательствам этой компании.
Наталья Бурковская:
– Следует ли ожидать эффекта от новых инициатив федерального правительства?
Андрей Сорочинский:
– Правительство России предприняло, на мой взгляд, знаковую антикризисную меру, стимулирующую исполнение обязательств энергопоставщиками и то же время оказывающую поддержку физическим и юридическим лицам, которым требуется доступ к электроэнергии. Этим и была обусловлена разработка постановления № 334 Правительства РФ, вводящего ряд преференций для ряда потребителей при заключении договоров о техприсоединении к сетям сбытовых компаний. В число преимуществ, которые получают физические лица, запрашивающие объем энергопотребления до 15 киловатт-часов, и юридические – до 100 киловатт-часов, входит не только возможность получения техусловий в 30-дневный и подключения в 6-месячный срок, а также рассрочки платежа, но и отсутствие необходимости согласования проектной документации с Ростехнадзором. Постановление позволяет этим пользователям истребовать возвращения средств за неиспользованную мощность.
Вячеслав Гулин:
– Несомненно, это постановление очень актуально для поддержки малого бизнеса и сферы услуг. Очень важно, что в нем жестко устанавливаются сроки подключения для потребителей малых мощностей и производится рассрочка платежа с выплатой основной части после получения всех согласований. Однако на застройщиков многоквартирных домов и промышленных предприятий новые преференции воспользоваться не смогут. А временным подключением, о котором в этом постановлении упоминается впервые, они и ранее пользовались, ожидая по нескольку лет подключения по постоянной схеме.
Сергей Клычников:
– Преференции распространяются на потребителей, у которых расстояние от их энергопринимающих устройств до действующих сетей не больше 300 метров. А если мне нужно 1000 киловатт и в 300 метрах сетей нет, то на меня будут накладываться все те же обременения?
Игорь Кривошеев, начальник бюро ГИПов Setl City:
– Хорошо, что государство повернулось лицом к потребителям. Но большая часть населения живет в многоквартирных домах и зависит от качества эксплуатации сетей монополиями, которое по сей день оставляет желать лучшего.
Наталья Бурковская:
– А возможна ли все же конкуренция в электроснабжении?
Андрей Сорочинский:
– Конкуренция возможна в генерации и сбыте, но сетевые компании являются естественными монополистами. Строить конкурирующие магистральные сети экономически неоправданно.
Вячеслав Гулин:
– Конкуренция в энергетике – тема в некотором смысле табуированная. Фактически многие производители альтернативной энергии могли бы продавать ее излишки сетевым компаниям, как происходит в европейских странах – например, в Дании. Однако добиться разрешения на это крайне трудно, поскольку сфера энергетики монополизирована.
Сергей Клычников:
– От желающих продать излишки энергии строго требуют, чтобы параметры ее частоты соответствовали ГОСТу. Казалось бы, все справедливо. Но надо учитывать, что, к сожалению, сейчас энергия, вырабатываемая самими монополистами, также не соответствует ГОСТу.
Игорь Кривошеев:
– По сути, чтобы получить нормальное напряжение, я вынужден часть поставленной и оплаченной мной энергии потратить на преобразование остальной в приемлемый стандарт.
Евгений Тесля, руководитель проектов ЗАО «БТК. Промышленная компания»:
– Между тем, например, в Московской области ОАО «Мосэнерго» идет на уступки компаниям, строящим автономные генераторы.
Наталья Бурковская:
– Но не слишком ли большая роскошь – строить автономные источники в период кризиса? Ведь для этого применяется, как правило, зарубежное оборудование.
Игорь Кривошеев:
– Только зарубежное. Прямые затраты существенны, но суммарные оказываются ниже. Если при автономной генерации используются качественные ограждающие материалы, то потери энергии и тепла минимизируются. Кроме того, качество энергии несравнимо выше, так как исключаются транспортные потери. Наша компания сейчас готовит предложения к энергетикам Северо-Запада, в том числе по вопросу поставки автономной энергии в сети.
Вячеслав Гулин:
– Даже при частичной когенерации можно сократить стоимость энергии на 40 процентов от цен сбытовой компании. А применение абсорбционных холодильных установок позволяет дополнительно повысить эффективность.
Сергей Клычников:
– Современные технические средства позволяют производить энергию высокого качества. Наша компания строит автономные генераторы на основе дизельных, газопоршневых и газотурбинных агрегатов. Удобнее всего дизельные: их можно монтировать где угодно. Самый крупный автономный генератор мы построили в Москве для водно-спортивного комплекса.
Наталья Бурковская:
– В европейских странах широко применяются альтернативные методы получения электроэнергии. Применимы ли они в Петербурге?
Андрей Сорочинский:
– Технически это сегодня трудно себе представить: значительная часть сетей изношена. Мне не приходилось видеть ветровой источник, который бы удавалось синхронизировать с электрической сетью.
Игорь Кривошеев:
– Мы сильно отстали от Запада, поскольку не привыкли экономить на энергоносителях. Но рано или поздно этим придется заниматься. Существующая система централизованной генерации технически и морально устарела. И, кроме того, мы поставили задачу строить комфортное жилье. Это такое жилье, владелец которого может тонко регулировать нужный ему режим микроклимата и освещения. И энергия при этом используется рационально.
Евгений Тесля:
– У нас экологические технологии действительно считаются роскошью или изыском. Но в мире отношение к экологии иное. Иностранный арендатор предпочтет офис, соответствующей технологии LEED, – это к вопросу о конкурентных преимуществах на рынке. Западные стандарты приходят к нам. В Гильдии управляющих и девелоперов создан комитет экологического девелопмента. Наша компания разрабатывает математические модели, позволяющие точно оценить требуемую энергетическую нагрузку: для оценки теплопритока в зданиях из стекла нужны современные методы.
Вячеслав Гулин:
– Важно, что мы приступили к освоению технологий будущего. Когда строительство автономных электростанций становится сопоставимым по затратам со стоимостью подключения, число желающих заняться альтернативными энергетическими технологиями возрастает. Нынешний кризис, принуждая нас к энергосбережению, приблизит нашу энергетику к европейским стандартам.
рубрика:
Бизнес
автор:
Константин Черемных