Идеи для судей – от безысходности

Градостроительный совет Санкт-Петербурга был вынужден одобрить предпроектные предложения по строительству административного здания Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области на улице Смольного, 6. Эксперты признали, что предложенная архитекторами концепция – едва ли не единственно возможный вариант, если учитывать жестко ограниченные условия застройки.

Строительство административного здания Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области – давнее желание судебной власти. У арбитражных судей, по сути, нет своего собственного здания в Петербурге. Сегодня они вместе с Главным управлением внутренних дел по Санкт-Петербургу и Ленинградской области делят одно здание на Суворовском проспекте, 50/52. Помещений для работы 115 штатных судей в таких условиях изначально было недостаточно. Сейчас, в связи с финансовым кризисом, ситуация резко обострилась. По словам председателя Арбитражного суда Светланы Изотовой, количество судебных дел возросло в разы: ежедневно в Арбитражном суде рассматривается примерно 800 дел. Помещений на Суворовском проспекте, 50/52 не хватает ни для работы судей, ни для хранения дел в архиве.
Для строительства нового здания Арбитражного суда чиновники долго не могли найти подходящего места в Санкт-Петербурге. Наиболее оптимальным для этой цели оказался участок на улице Смольного, 6. Его общая площадь составляет 4862 кв. м. Три четверти этой территории предназначено под зеленую зону. Общая площадь строительства по проекту составляет 30 500 кв. м.
По концепции, разработанной архитекторами «Студии 44», здание Арбитражного суда будет состоять из шести этажей. Высота проектируемого здания – 20 м. На первом этаже по плану будет находиться конференц-зал и общественные помещения. Судебные разбирательства будут проходить на следующих четырех этажах. Верхний этаж предназначен для руководства Арбитражного суда. В центре объекта предполагается атриум для посетителей. В проекте также предусматривается трехэтажный подземный паркинг, рассчитанный на 98 автомобилей судебного персонала. Специально отведенного места для автостоянки посетителей пока не нашлось. Архитекторы предлагают банальный вариант – оставлять машины «елочкой» вдоль проезда на улице Смольного. Автор концепции Никита Явейн объясняет это тем, что, во-первых, в связи со строительством Орловского тоннеля будет предусмотрено одностороннее движение на улице Смольного. Во-вторых, любые заезды со стороны Смольной набережной запрещены. Остается въезд только со стороны Смольного. Поиск места для автостоянки посетителей – до сих пор вопрос открытый.
Будущее здание Арбитражного суда с разных сторон окружено различными по своей архитектуре объектами. На севере – административно-жилой комплекс ООО «Смольный квартал». На западе – богадельня в память бракосочетания великой княгини Ксении Александровны. Рядом находятся Смольный собор, Александринский институт (администрация города). В архитектуре здания Арбитражного суда проектировщики постарались совместить черты исторических и современных объектов.
Архитекторы предложили идею фасадов, формирующих «официальную, классическую» застройку Смольной набережной. Однако при этом проектируемое здание «выходит» за пределы красной линии исторической застройки. Именно этот фактор и стал камнем преткновения в обсуждении концепции на градостроительном совете. Объемы современного здания могут серьезно нарушить историческую среду города.
Между тем эксперты признают: будущий объект настолько зажат со всех сторон различными ограничениями, что ничего другого, кроме того, что предложил Никита Явейн, придумать нельзя. «Как бы мы ни ухищрялись, этот объект будет вызывать то, что он вызывает сейчас, – говорит глава Союза архитекторов Санкт-Петербурга Владимир Попов. – С моей точки зрения, объемы этого дома не смертельны, и он рано или поздно приживется. Мы либо согласовываем объемы сейчас, либо нет. У нас нет иного выхода». Предпроектные предложения Никиты Явейна градсовет одобрил, но при этом порекомендовал все же не выходить за пределы красной линии.
рубрика: Архитектура
автор: Марина Голокова
Поделиться:
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.