Небо и земля Смольного

Концепция развития инфраструктуры воздушного транспорта на ближайшие
7 лет предполагает создание в Петербурге международного авиахаба и двух
специализированных аэродромов.


Кроме того, зарезервировано два десятка участков под вертолетные площадки для частного использования. Дело за малым – открыть воздушное пространство над городом и привлечь инвесторов.
В городе принята Отраслевая схема развития и размещения объектов инфраструктуры воздушного транспорта на территории Петербурга. В ее разработке принимали участие «Петербургский НИПИГрад», институт «Ленаэропроект» и эксперты английской компании Mott MacDonald. Заказчик – Комитет по транспортно-транзитной политике.

Гражданская монополия
Согласно документу, утвержденному на заседании городского правительства, до 2015 года в Петербурге должно появиться 23 объекта авиационной инфраструктуры. В их числе – международный хаб «Пулково», аэропорт деловой авиации «Левашово» и аэродром «Бычье Поле».
Естественно, что системообразующим элементом авиационного узла города является сейчас и останется в будущем – аэропорт «Пулково». Именно он, впервые в российской практике, в 2007 году был передан из федеральной собственности во владение субъекта федерации – Петербурга. И сразу стал стратегическим для города проектом.
На базе двух терминалов действующего аэропорта будет создан новый международный хаб, который к 2015 году сможет принимать до 17 миллионов, а к 2025-му – более 20 млн пассажиров. В конце июня был определен победитель конкурса на реконструкцию и эксплуатацию будущего авиахаба на основе государственно-частного партнерства – консорциум немецкой компании Fraport AG и банка ВТБ. По словам председателя Комитета по транспортно-транзитной политике Николая Асаула, для пространственного развития объекта потребуется около 1450 га земли. Его первую очередь планируется ввести в эксплуатацию уже в 2013 году.
Смольный намерен зарезервировать землю под возведение третьей взлетно-посадочной полосы аэропорта на территории Ленобласти. Губернатор Валентина Матвиенко распорядилась, чтобы профильные комитеты провели соответствующие переговоры с областным правительством в течение ближайшего месяца: «Надеюсь, что Ленобласть заинтересована в развитии "Пулково" не меньше, чем Петербург». Конкретный участок, на который претендует город, пока не называется, но, по словам Николая Асаула, речь может идти о сотне гектаров областной земли.
Правда, острой необходимости строительства очередной взлетно-посадочной полосы в «Пулково» в настоящий момент нет. Обслуживать текущий пассажиропоток аэропорт, по словам его генерального директора Андрея Мурова, вполне способен двумя имеющимися полосами. В конце 80-х годов прошлого века аэропорт принимал более 10 миллионов, в прошлом году – около 7 млн пассажиров. В 2009-м Андрей Муров прогнозирует снижение пассажиропотока в среднем на 10%. «На ближайшие десять лет нам двух полос хватит. Но мы должны подписать соглашение с правительством Ленобласти, чтобы была уверенность, что у нас зарезервирована территория под дальнейшее развитие», – резюмировала Валентина Матвиенко. Тем более что, по заверениям градоначальницы, других гражданских аэропортов в Петербурге не появится: «К нам поступают многочисленные обращения от инвесторов по строительству новых аэропортов. Но на подобные предложения мы соглашаться не намерены. Город сосредоточился на «Пулково» и других проектов запускать не будет».
Другая задача, поставленная программой развития воздушной инфрастуктуры Петербурга, – преобразование военного аэродрома «Левашово» в аэропорт деловой авиации. Для этих целей в отраслевой схеме зарезервировано 366 га. Еще 5,2 га закрепили за аэродромом «Бычье Поле» на острове Котлин. Здесь возможно размещение базы сверхлегкой авиации. Дело – за частными инвесторами, бюджетное финансирование в рамках реализации новой программы не предусмотрено.

Бумажные самолетики
Помимо крупных авиационных узлов схема предполагает создание в Петербурге трех вертодромов («Пулково», «Предпортовый» и «Пушкин», общей площадью около 100 га) и 16 посадочных площадок. «Для развития вертолетного движения имеются все предпосылки: улицы Петербурга перегружены автомобилями. Создание полноценной сети воздушного транспорта позволит в определенной мере изменить эту ситуацию», – уверена Валентина Матвиенко.
В частности, будут созданы вертолетные площадки, обеспечивающие работу оперативных спасательных, медицинских и правоохранительных служб. Сегодня в городе действуют всего две подобные точки: у НИИ скорой помощи им. Джанелидзе и у Первой детской больницы. Новые места для посадки вертолетов должны появиться рядом с еще семью учреждениями здравоохранения.
Вертолетные площадки для общего пользования в настоящее время располагаются в ЦПКиО, у Петропавловской крепости, в Пушкине и Петродворце. А в марте этого года «Росавиация» зарегистрировала первую в городе посадочную площадку на крыше здания. Она размещена в четырехзвездной гостинице «Амбассадор», принадлежащей компании «Петербургские отели».
По словам Николая Асаула, вертолетные площадки для общего пользования предполагается создать у Петербургского СКК, рядом с новым пассажирским портом, на развязках с КАД (в Парголово, Шушарах, на Ржевке) и т. д. Для этих целей закреплено 14 участков площадью до 7 тыс. кв. м.
Между тем, воздушное пространство Петербурга фактически закрыто для малой и средней авиации: полеты разрешены только нескольким компаниям и исключительно над Невой. При этом рейсы выполняются по согласованию с ВВС и ПВО. Даже при желании девелоперов включить в свой проект вертолетную площадку на согласование одного перелета над городом может уйти от полугода. Для решения этой проблемы петербургские власти ведут переговоры с Министерством по транспорту РФ. «Мы добиваемся создания в городе специальных зон для полетов, в которых надо будет просто подать за несколько часов до вылета уведомление в центр управления полетами», – отметил он. Такой центр будет размещен на Стартовой улице в Пулково. «Мы не должны следовать стандартам 1917-го года, но новые правила нужно тщательно проработать», – заключила Валентина Матвиенко и рекомендовала коллегам предпринять все возможные меры, чтобы открыть воздушное пространство над Петербургом для частного бизнеса.
рубрика: Бизнес
автор: Дмитрий Кирман
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.