Вячеслав Семененко: Новая модель. Реалистичная

Приход во власть Вячеслава Семененко совпал с самым разгаром экономического кризиса.

О том, что происходит сегодня в отрасли, председатель Комитета по строительству рассказывает «Строительному Еженедельнику».
– Вячеслав Васильевич, как вы сегодня оцениваете строительную отрасль Петербурга?
– Отрасль упала по сравнению с докризисными объемами примерно наполовину. Однако, учитывая то, что до кризиса отрасль была на достаточно высоком уровне, такие объемы вполне приемлемы. В Европе есть рынки, где активность сегодня намного уступает нашей. Например, в Берлине в последнее несколько лет годовые цифры сдачи жилой и коммерческой недвижимости составляют порядка 200 тысяч квадратных метров. Нам такие низкие объемы не грозят. У нас рынок обладает глобальными преимуществами: он находится в стадии формирования, поэтому качественной современной недвижимости нам нужно много.
До кризиса у нас произошла только первая фаза насыщения на рынке коммерческой, складской, торговой недвижимости. Это первый этап развития, за ним следует появление новых форматов и конкуренция между ними. Например, как только пропускная способность транспортной инфраструктуры будет увеличена, потребуется и логистическая инфраструктура иного уровня.
Остальные сегменты недвижимости – офисная, жилая, загородная, а также социальная инфраструктура – у нас практически не сформированы и не конкурентны. В условиях кризиса, конечно, локальное падение активности есть. Думаю, справляться с локальным падением рынка нам придется в интервале 5-10 лет.
– Каковы сегодня объемы рынка жилой недвижимости?
– В целом объемы рынка жилья сегодня соответствуют примерно 2000–2003 годам. Падение практически остановилось. Цены на жилье, на мой взгляд, тоже нащупали дно. Спрос сегодня активен: в июле он остался на весеннем уровне.
– Отслеживаете ли вы состояние дел у строительных компаний? Выявляете тех, кто находится в предбанкротном состоянии?
– Да, ситуацию мы мониторим в постоянном режиме. Я бы не хотел называть конкретные компании, поскольку у нас нет оснований говорить о том, что у них сейчас катастрофические проблемы.
Сегодня строительный бизнес не может скрыть свои сложности. Я лично с первыми лицами объезжаю стройки не реже двух раз в неделю. Если мы видим какие-то проблемы, то совместными усилиями разрабатываем механизмы их решения. Пока еще ни одной ситуации с пропавшими руководителями компании или брошенной стройкой, нет. Так, мы поработали с компанией ЛЭК. Результатом этой работы является то, что на тех стройках, где все в порядке с документацией, работы возобновлены. До конца года ЛЭК планирует сдать в эксплуатацию порядка девяти объектов.
Не все проблемы строительных компаний – результат их работы на рынке. Есть, например, оплаченные ими договора на подключение к энергоресурсам, которые не выполняются монополистами.
Другая проблема – сложности застройщиков с выполнением кредитных обязательств, взятых на себя в период роста. Тогда они брали кредитные средства, которые направлялись на производство, формирование земельного банка, развитие производственной базы предприятия. Эти средства в том числе шли и в бюджет города. Именно поэтому сегодня реабилитация строительного рынка необходима и застройщикам, исходя из их экономической ситуации, и городу, поскольку количество ликвидного предложения постепенно уменьшается. По разным оценкам аналитиков, осенью или зимой спрос превысит предложение. В результате возможен рост цен. Мы с вами уже прошли подобные периоды и понимаем, что скачки цен не нужны ни покупателям, ни самим строителям, потому что они не позволяют нормально планировать свою деятельность. Строительный бизнес – это тот вид бизнеса, где деятельность нужно планировать как минимум на 5 лет.
– Прокомментируйте, пожалуйста, соглашение, заключенное между администрацией города и Сбербанком.
– Данное соглашение – идея администрации города. Во время кризиса роль государства растет, а по мере того, как кризис уходит, рыночные механизмы начинают замещать административные. Сегодня рыночные механизмы неэффективны, поскольку они разбалансированы, поэтому – если у строительной отрасли нет денег, то государство должно их найти.
Санкт-Петербург – это единственный город, где подписано такое соглашение. Еще как минимум три банка готовы подписать аналогичный документ: ВТБ, банк «Санкт-Петербург» и Ганзакомбанк. Кроме того, мы отправили в Ассоциацию банков Санкт-Петербурга предложение поддержать инициативу. Надеемся заключить подобное соглашение и с другими.
Финансирование застройщик будет получать под новые проекты. Нас интересуют именно они. Без новых проектов отрасль не выживет.
– Как сегодня идет процесс перевода деятельности строительных компаний на 214-ФЗ?
– Сегодня у нас зарегистрировано более 2 тысяч договоров со строительными компаниями по переводу их деятельности на 214-ФЗ. Около 10 тысяч договоров сданы в правительство и ждут своей очереди на регистрацию. Общее возможное количество таких договоров по Петербургу составляет 50 тысяч документов. Так что сегодня у нас уже есть 20 процентов от общего количества. Кроме того, сегодня мы имеем графики по переходу на 214-ФЗ со строительными компаниями города.
Когда мы начинали эту работу в марте месяце, исходя из технологических особенностей реализации этого процесса, планировали закончить процедуру через год. Я считаю, что это реальная задача, и думаю, что к новому году половина рынка будет работать в соответствии с 214-ФЗ.
– Как вы оцениваете процесс перехода строительной отрасли на саморегулирование?
– Никаких проблем в Санкт-Петербурге с переходом строительной отрасли на саморегулирование я не вижу. У нас СРО возникли на базе старых строительных союзов. Их авторитет и опыт, а также поддержка со стороны крупных игроков отрасли сомнений не вызывает. Они в состоянии перехватить вопросы регулирования взаимоотношений в отрасли после 1 января 2009 года.
– Вячеслав Васильевич, насколько удовлетворяет вас работа во власти? Насколько эта работа специфична? Что изменилось в графике?
– Я много работаю: по 12 часов в день. В отпуск не собираюсь, пока не сдадим к 1 сентября все социально значимые объекты – детские сады и школы. Конечно, чувствую некоторую усталость, но и удовлетворение от того, что на новом поприще у меня много работы. Не думаю, что в бизнесе сейчас работы столько же.
Я пришел в органы государственной власти со своей сложившейся системой ценностей, и сейчас, разобравшись в том, как работает административно-государственная система, я понимаю, что мой опыт и профессиональные познания применимы в государственной власти. Я вижу, что сегодня по-прежнему существуют проблемы во взаимопонимании бизнеса и властных структур. С одной стороны, бизнес не всегда понимает, например, как работает система бюджета и какие обязательства существуют у административно-государственной системы. Чиновники, в свою очередь, не всегда знают, как функционирует сфера частного бизнеса.
– Пытаетесь ли вы устранить это непонимание между строительным бизнесом и властью?
– Безусловно. Я считаю, что устранение этого непонимания – одна из задач тех людей, которые пришли в государственную власть из бизнеса. Чем больше я работаю, тем сильнее становлюсь сторонником государственно-частной модели для развития строительной отрасли в России. Отмечу, что соглашение со Сбербанком о проектном финансировании – это как раз пример частно-государственного партнерства. Но этого мало. Докризисная модель организации строительной отрасли – возведение жилья преимущественно за счет частных компаний – практически не решало проблему его доступности населению. Может быть, необходимо разделить общество на тех, у кто есть доход и возможность приобрести в собственность жилье у частного застройщика, и тех, у кого такой возможности нет. Последние будут составлять глобальный рынок , который сможет решить свои жилищные проблемы посредством социального найма. Еще раз повторяю, я уверен, что мой опыт может быть задействован не только в развитии отрасли и ее регулировании со стороны государства, но и в поиске эффективных инструментов взаимодействия между всеми участниками рынка и государства, для того чтобы найти оптимальные технологии ее дальнейшего развития.
– Вы уже сегодня ищете модель эффективного развития отрасли?
– Я думаю об этом, но пока с утра до вечера занимаюсь решением производственных задач. Хотя сегодня уже понимаю, что надо находить время и начинать мыслить о перспективах.
– Вячеслав Васильевич, впереди профессиональный праздник строительной отрасли. Есть пожелания петербургским строителям в этот день?
– Мое основное пожелание – сохранить потенциал развития компаний и обеспечить рост технологического и профессионального потенциала внутри бизнеса. Строительной отрасли сегодня важно найти точку опоры. Для одних решением этого вопроса будет специализация на одном из направлений бизнеса, для других – диверсификация. И еще один важный момент: строители должны научиться жить в условиях кризиса, потому что никто из нас сегодня не может сказать определенно, когда он закончится. А это значит, что планировать свою деятельность на 2010-2011 годы необходимо исходя не из докризисных времен, а из сегодняшнего момента. Может быть, это не оптимистично, но реалистично.
рубрика: Власть
автор: Алексей Виноградов
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.