Анатолий Кузнецов, заместитель директора филиала САО «Гефест Санкт-Петербург»

– Как сегодня в целом можно охарактеризовать состояние страхования в строительной отрасли?
– Строительный рынок, безусловно, очень изменился с началом кризиса. Еще год назад существовал диктат подрядчика; сейчас ситуация обратная, и строители рады любой работе. Государственные капвложения хоть и уменьшились, но значимые для страны стройки продолжаются, и даже проводятся новые тендеры. Однако строительным организациям приходится работать сегодня в условиях жесткой экономии, искать более эффективные проектные решения и резервы в собственных сметах. Уменьшились объемы строительства, уменьшатся и объемы страхования. Но думаю, что процент строительных объектов, которые будут застрахованы, увеличится, поскольку рачительное отношение к капвложениям включает в себя и страховые механизмы. И те, кто раньше сквозь пальцы смотрел на то, что может произойти на стройке (смета, мол, «жирная» – компенсируем), сейчас изменят свою позицию. «Жирных» смет уже не осталось.
– Какие позитивные события произошли за последний год?
– САО «Гефест» заняло первое место по данным «Эксперт РА» по итогам 2008 года в списке лидеров страхования строительных рисков. Недавно мы застраховали строительство еще одного участка Западного скоростного диаметра на 11,5 миллиардов рублей, по-прежнему страхуем строительство судопропускного сооружения С-1 и подводного тоннеля, входящих в состав дамбы. Продолжает действовать договор страхования строительства участков КАД. Наш филиал за последние полгода выплатил несколько крупных возмещений. Например, по страховому случаю в начале года, когда на стройплощадке в Ленобласти сгорело сразу несколько автокранов. В апреле мы выплатили 13,7 миллиона рублей, месяц назад – еще 23,4 миллиона рублей за эту технику. Так что у нас все в порядке: работаем, возмещения выплачиваем.
– Что помогает строителям и страховщикам выжить на падающем рынке?
– Страховщикам помогает достаточно высокая доля страхования по государственным капитальным вложениям. Особенно в структуре Министерства транспорта РФ, а также городских бюджетов Петербурга и Москвы – все, что касается дорожного и железнодорожного, портового и аэропортового строительства, финансируемого из бюджета, как правило, страхуется.
Каких-то специальных антикризисных расценок или услуг у нас нет. Следует понимать, что любая страховая услуга имеет свою цену, но, учитывая ограниченность финансовых ресурсов в условиях кризиса, мы пытаемся находить компромисс в наборе рисков и лимитов ответственности, которые страхуются. Рассказываем клиентам, какие риски должны быть обязательно застрахованы, что можно сделать и чего можно не делать. На базе такого диалога и находим взаимоприемлемое решение. Можно называть его «антикризисным», а можно просто здравым подходом.
– Что планируете на ближайшие полгода?
– В период кризиса хорошо строить планы на будущее. Мне это нравится. Кто-то воспринимает кризис как трагедию. Но есть и такие, кто высказывает близкую мне точку зрения: кризис – это и новые возможности, а для этого надо сосредоточиться, отсечь лишнее и увидеть главное. Именно таким путем мы и идем. Но, возможно, придется чуть-чуть притормозить. В прошлом году мы заключили более ста новых договоров страхования строительных рисков, из них 29 со страховой суммой более миллиарда рублей. «Гефест» принял под свою страховую защиту ряд крупных объектов в Москве, в частности сооружение транспортной развязки на Ленинградском и Волоколамском шоссе у станции метро «Сокол», а также реконструкцию взлетно-посадочной полосы в аэропорту «Пулково» в Санкт-Петербурге. Будет продолжена страховая защита объектов олимпийской инфраструктуры в Сочи, а также реконструкции автомобильных дорог в рамках федеральных программ.
Мы ожидали от 2009 года серьезного роста, но сейчас понимаем, что хорошо бы сохранить позиции прошлого года с небольшой прибавкой в 3-5 процентов. Тем не менее, мы надеемся завершить этот год не хуже, чем предыдущий.
– Сделает ли саморегулирование строительный рынок прозрачнее?
– Трудно сказать: в этой сфере пока еще много неопределенности, даже в сфере страхования еще не выработаны общие стандарты.
– Чего, по вашему мнению, не хватает сегодня бизнесменам строительной отрасли и собственно самим строителям?
– Я думаю, что сейчас им больше всего не хватает заказов и роста всей нашей экономики. Хочу поздравить транспортных строителей и пожелать им, несмотря на трудности в экономике, много больших заказов! Чтобы все намеченные планы реализовывались, как задумано, и строительная отрасль процветала. Я уверен: если каждый из нас на своем месте будет делать то, что должен делать, все у нас получится!
рубрика: Опрос
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.