Макеты по правилам

Петербургские разработчики архитектурных макетов намерены пойти навстречу чиновникам и внести предложения о том, как избежать градостроительных ошибок на стадии макетирования.

Специалисты готовы взять на себя полную ответственность за изготовление макетов исключительно тех проектов, которые созданы строго по Правилам землепользования и застройки.
Резкий спад на строительном рынке за последний год привел к серьезному сокращению числа макетных мастерских в Санкт-Петербурге. До сих пор макеты считались предметом скорее рекламы, чем архитектуры, поскольку модель того или иного проекта бывает востребована в первую очередь для экспозиции на выставках. Однако проектировщики такое мнение опровергают. Архитекторы напоминают о том, что рекламные и архитектурные макеты принципиально отличаются друг от друга. «Рекламные макетчики приучены создавать иллюзию, – говорит архитектор Святослав Гайкович. – Трава должна быть ярко-зеленой, вода – ярко-голубой». По словам архитектора Олега Харченко, все рекламные макеты «жутко цветные и принцип их создания одинаков во всем мире». В отличие от архитектурных макетов, рекламные модели создаются в мельчайших деталях, поскольку призваны в первую очередь произвести впечатление на среднего потребителя. Пусть и ложное.
По словам руководителя макетной студии Amadeo Андрея Харина, из-за кризиса в первую очередь пострадали именно рекламные макеты. «Реклама – первое, что пошло под нож, – говорит Андрей Харин. – До сентября 2008 года заказчики не жалели денег на макеты проектов. Безделье, которое хлынуло на макетный цех в этом году, привело к тому, что полопались все маленькие макетные мастерские. Их присутствие на рынке проявлялось только в рекламе».
Естественный отбор
Как оказалось, изготовители рекламы составляли большую часть компаний, работающих на рынке макетного производства. Эксперты считают, что кризис сыграл в какой-то мере положительную роль, поскольку именно сейчас произошел «естественный отбор» во всех сферах строительной отрасли, в том числе среди изготовителей макетов. Макетные мастерские, сохранившие свои позиции, в большинстве своем изначально работали над архитектурными макетами, нежели над созданием рекламных моделей.
Отсутствие заказов на макетном рынке прямо отражает финансовое положение инвесторов. По словам Андрея Харина, «от создания макетов отказались крупные игроки, завязанные на банковских кредитах». Вместо них в качестве заказчиков, как ни странно, наиболее часто стали выступать различные архитектурные студии. Проекты, разработка которых началась еще до кризиса, сейчас находятся на той стадии, когда необходима их презентация и согласование на Градостроительном совете Санкт-Петербурга. Таков, например, проект развития парка 300-летия Санкт-Петербурга и планировки территории, ограниченной берегом Невской губы, Приморским проспектом и Приморским шоссе.
Картинки от лукавого
Макеты проектов такого рода, в которых необходимо представить объемно-пространственные характеристики застройки, могут быть разработаны с определенной долей лукавства. По словам Олега Харченко, такое происходит, когда речь заходит о том, чтобы вписать какое-либо здание в конкретную среду. Проектируемый объект может быть намеренно понижен в макетах или представлен на фотографиях, где здание просматривается только с определенных точек. «Такие материалы трудно проверить, – говорит Олег Харченко. – Бывают ситуации, когда здание воспринимается в движении. Чтобы избежать ошибок, нужно использовать трехмерную модель города, которая работает в режиме реального времени».
3D модель территории Санкт-Петербурга разработана в этом году, но пока еще не распространена среди архитектурных компаний города. По мнению экспертов, моделью 3D в обязательном порядке должны пользоваться в равной мере как проектировщики, так и составители регламентов. Эксперты уверены, что именно таким образом можно избежать градостроительных ошибок.
По букве закона
Свою лепту в работу по Правилам землепользования и застройки желают внести и макетчики. Компания Amadeo, например, даже готова нести полную ответственность за строгое соблюдение правил в создании архитектурных макетов. Причем, как отмечает Андрей Харин, за градостроительные ошибки макетчики готовы расплачиваться так же, как и заказчики проектов. Только для этого компании нужно заключить определенный договор с Комитетом по градостроительству и архитектуре, обязывающий макетную мастерскую следовать букве закона. Столь безудержное стремление соблюдать регламенты и отвечать по всем статьям Андрей Харин объясняет тем, что в дальнейшем такая практика только укрепит позиции макетной студии на рынке. Подобные изменения могут исключить двоякую роль архитектурного макета. Как считает Андрей Харин, у заказчиков не будет никакой возможности слукавить, а их проекту будет дан зеленый свет.
рубрика: Инвестиции и проекты
автор: Марина Голокова
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.