Сергей Цветков, генеральный директор компании «МИР недвижимости»

– Как сегодня в целом можно охарактеризовать состояние строительной отрасли?
– По итогам первого полугодия 2009 года ситуация на первичном рынке недвижимости стабилизировалась. Да, спрос установился на уровне в два раза ниже нормального среднерыночного спроса за последние годы, но этот уровень продаж соответствует показателям 2004–2005 и 2007 годов, когда на рынке также наблюдался спад. Так что ничего экстраординарного не происходит. В целом, всем строителям, конечно, тяжело. Но ситуация очень сильно различается от компании к компании. Зависит от нескольких факторов: есть ли собственные производственные мощности, которые нужно загружать, есть ли кредиты, взятые до кризиса, какой объем проектов на начальной стадии строительства, а какой на завершающей.

– Какие позитивные события произошли за последний год?
– Покупатели квартир стали более тщательно подходить к выбору застройщика. Не секрет, что за последние годы наш потребитель немного «расслабился», перестал обращать пристальное внимание на то, кто строит дом, – все застройщики более или менее успешно достраивали и сдавали свои объекты. На первом месте в критериях выбора стояли место и цена. Сегодня ситуация изменилась кардинально, на первое место среди критериев выбора уверенно вышла надежность. И это, я считаю, позитивный момент.

– Что помогает отрасли выжить на падающем рынке?
– Профессионализм. Мой опыт в западном девелопменте говорит, что там никто не пытается делать все и за всех. Каждый занимается своим делом: есть девелопер, есть строитель, есть продавец, есть банк, который финансирует стройку. Весь мир играет по таким правилам, пора и нам прийти к тому же.

– Что планируете на ближайшие полгода?
– Сейчас в числе наших партнеров – «Арсенал-Недвижимость», «Балтийский монолит», «Лемкон», «Ленстройтрест», «ИПС», «Мегалит», «Первая проектная компания», «Пионер», «Темп», «Трест 36», «Троицкое», «ЮИТ Лентек». В ближайшее время их число вырастет, хотя и не намного: принцип работы компании «МИР недвижимости» – лучше меньше, да лучше. Мы сознательно предлагаем сотрудничество ограниченному кругу компаний, не ставим нашу деятельность «на поток», а обеспечиваем индивидуальный подход к каждому проекту. Мы планируем поддерживать количество объектов в работе на уровне двадцати. Это, с моей точки зрения, оптимальное число, позволяющее к каждому проекту подойти индивидуально, обеспечить застройщику необходимый альтернативный поток клиентов.
Общую ситуацию на рынке прогнозировать сложно, но, я думаю, уже осенью можно ожидать некоторый подъем спроса. Люди брали паузу, следили за развитием рынка, изучали тенденции, но уже сейчас к нам приходят клиенты, которые говорят, что дальше ждать нет ни смысла, ни времени – судя по всему, ниже цен не будет.

– Чего, по вашему мнению, не хватает сегодня бизнесменам строительной отрасли и собственно самим строителям?
– Строительный рынок пережил кризис 1998 года, и после этого мы имели десять лет бурного роста. Компании за это время окрепли, встали на ноги, вышли на новый уровень развития, перешли от точечной застройки к реализации амбициозных масштабных проектов, привлекая иностранных архитекторов и используя новые технологии. В итоге все забыли о том, что экономика циклична и за подъемом обязательно последует спад. Все оказались не готовы к кризису, хотя кому-то повезло меньше, кому-то больше. Этот кризис научит бизнесменов простой истине: за летом всегда придет зима, и к ней нужно быть готовыми. Необходимо поддерживать баланс консервативности и амбиций.
рубрика: Опрос
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.