12 наиболее часто задаваемых вопросов из области саморегулирования
1. Каковы цели деятельности саморегулируемых организаций?
В соответствии со ст. 55.1 Градостроительного кодекса РФ основными целями СРО являются:
1) предупреждение причинения вреда жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства и выполняются членами саморегулируемых организаций;
2) повышение качества выполнения инженерных изысканий, осуществления архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
2. Каким требованиям должна отвечать некоммерческая организация для приобретения ею статуса СРО?
Для СРО, объединяющих изыскателей и проектировщиков, требования следующие:
1) объединение в составе некоммерческой организации в качестве ее членов не менее чем 50 индивидуальных предпринимателей и (или) юридических лиц;
2) наличие компенсационного фонда, сформированного в размере не менее чем 500 000 рублей на одного члена некоммерческой организации или, если такой организацией установлено требование к страхованию ее членами гражданской ответственности, в размере не менее чем 150 000 рублей на одного члена некоммерческой организации;
3) наличие следующих документов: требований к выдаче свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства; правил контроля в области саморегулирования; документов, устанавливающих систему мер дисциплинарного воздействия за несоблюдение членами СРО требований к выдаче свидетельств о допуске, правил контроля в области саморегулирования, требований технических регламентов, требований стандартов СРО и правил саморегулирования.
Строительные СРО должны объединять в своем составе не менее 100 индивидуальных предпринимателей и (или) юридических лиц; компенсационный фонд при этом составляет не менее 1 000 000 рублей на одного члена некоммерческой организации. Также есть альтернатива – требование к страхованию ее членами гражданской ответственности в размере не менее чем 300 000 рублей на одного члена некоммерческой организации. Что касается документов, то здесь требования аналогичны тем, что предъявляют к изыскателям и проектировщикам.
3. Установлены ли требования к количеству учредителей некоммерческого партнерства?
При создании некоммерческого партнерства к нему предъявляются общие требования, установленные ст.ст. 8, 13, 13.1, 14, 15 Федерального закона № 7-ФЗ от 12.01.1996 «О некоммерческих организациях». Указанным законом минимальное количество учредителей создаваемого некоммерческого партнерства не предусмотрено.
Однако на момент внесения сведений о некоммерческом партнерстве в государственный реестр СРО число его членов должно быть доведено до 50 (для проектировщиков и изыскателей) и 100 (для партнерств, которые намерены приобрести статус СРО, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство) членов в соответствии со ст. 55.4 Градостроительного кодекса РФ.
4. Какие требования предъявляются к лицу, осуществляющему функции единоличного исполнительного органа СРО?
В соответствии с ч. 4 ст. 14 Федерального закона № 315-ФЗ от 01.12.2007 «О саморегулируемых организациях» лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа СРО, не вправе:
1) приобретать ценные бумаги, эмитентами которых или должниками по которым являются члены СРО, их дочерние и зависимые общества;
2) заключать с членами СРО, их дочерними и зависимыми обществами любые договоры имущественного страхования, кредитные договоры, соглашения о поручительстве;
3) осуществлять в качестве индивидуального предпринимателя предпринимательскую деятельность, являющуюся предметом саморегулирования для этой СРО;
4) учреждать хозяйственные товарищества и общества, осуществляющие предпринимательскую деятельность, являющуюся предметом саморегулирования для этой СРО, становиться участником таких хозяйственных товариществ и обществ.
Лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа СРО, не вправе являться членом органов управления членов СРО, их дочерних и зависимых обществ, являться работником, состоящим в штате указанных организаций.
5. Какие требования предъявляются к руководителю постоянно действующего коллегиального органа управления СРО?
Руководитель постоянно действующего коллегиального органа управления СРО выбирается из числа индивидуальных предпринимателей – членов СРО и представителей юридических лиц – членов СРО.
В соответствии со ст. 55.11 Градостроительного кодекса РФ срок полномочий руководителя постоянно действующего коллегиального органа управления СРО не может превышать 2 лет. При этом одно и то же лицо не может быть руководителем постоянно действующего коллегиального органа управления СРО два срока подряд.
6. Кто вправе подписывать заявление о регистрации некоммерческого партнерства, представляемое в орган, осуществляющий государственную регистрацию некоммерческих организаций?
В соответствии со ст. 9 Федерального закона № 129-ФЗ от 08.08.2001 «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» заявителем при государственной регистрации создания некоммерческого партнерства могут выступать:
1) руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица;
2) учредитель (учредители) юридического лица при его создании;
3) руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица.
7. Могут ли документы СРО содержать требования о наличии у членов СРО сертификатов соответствия работ, которые влияют на безопасность объектов капитального строительства, сертификатов системы управления качеством таких работ?
В соответствии с п. 5 ч. 12 ст. 55.5 Градостроительного кодекса РФ требование о наличии сертификатов соответствия работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, сертификатов системы управления качеством таких работ, выданных при осуществлении добровольного подтверждения соответствия в определенной системе добровольной сертификации, могут быть установлены в правилах саморегулирования, принятых СРО.
8. Какой орган принимает решение об исключении из членов СРО индивидуального предпринимателя или юридического лица?
В соответствии с ч. 3 ст. 55.7 Градостроительного кодекса РФ решение об исключении из членов СРО индивидуального предпринимателя или юридического лица принимается общим собранием членов СРО. В случае отсутствия у индивидуального предпринимателя или юридического лица свидетельства о допуске хотя бы к одному виду работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, за исключением случая, указанного в части 7 статьи 55.8 Градостроительного кодекса РФ, решение об исключении из членов СРО индивидуального предпринимателя или юридического лица вправе принять постоянно действующий коллегиальный орган управления СРО.
Решение СРО об исключении из членов СРО может быть обжаловано в арбитражном суде.
9. Что делать, если в регионе недостаточно индивидуальных предпринимателей и юридических лиц для создания СРО определенного вида?
В связи с тем, что юридические лица не имеют ограничений по сфере действия, при недостаточности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц для создания СРО на территории одного региона, в некоммерческое партнерство, которое в дальнейшем должно приобрести статус СРО, могут быть приняты члены, зарегистрированные на территории другого субъекта Российской Федерации.
10. Имеет ли свидетельство о допуске к определенному виду работ, влияющих на безопасность объектов капитального строительства, территориальную сферу действия?
В соответствии с ч. 9 ст. 55.8 Градостроительного кодекса РФ свидетельство о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выдается СРО без ограничения срока и территории его действия.
11. Возможно ли вмешательство органов государственной власти и местного самоуправления в деятельность СРО?
В соответствии со ст. 2 Федерального закона № 315-ФЗ от 01.12.2007 «О саморегулируемых организациях» под саморегулированием понимается самостоятельная и инициативная деятельность субъектов предпринимательской и профессиональной деятельности. Вмешательство в деятельность СРО органов государственной власти и местного самоуправления не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом. В частности, в соответствии со ст. 55.19 Градостроительного кодекса РФ вмешательство в деятельность СРО осуществляется органом государственного контроля (надзора) за СРО путем проведения плановых и внеплановых проверок.
12. Каким будет положение предприятий малого и среднего бизнеса при введении системы саморегулирования?
В настоящее время большая часть предприятий малого и среднего бизнеса получает лицензии только на определенные виды работ (штукатурные, малярные и т. д.). Исходя из требований Градостроительного кодекса РФ, обязательность вступления в СРО определяется перечнем вида работ, влияющих на безопасность объектов капитального строительства, допуск к которым должен получить индивидуальный предприниматель или юридическое лицо. Разрабатываемый проект перечня видов работ не содержит таких работ, как малярные, штукатурные, отделочные и иные аналогичные. В связи с изложенным индивидуальные предприниматели и организации, осуществляющие такие виды работ, будут освобождены от необходимости как вступать в СРО, так и получать лицензии.
В соответствии со ст. 55.1 Градостроительного кодекса РФ основными целями СРО являются:
1) предупреждение причинения вреда жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства и выполняются членами саморегулируемых организаций;
2) повышение качества выполнения инженерных изысканий, осуществления архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
2. Каким требованиям должна отвечать некоммерческая организация для приобретения ею статуса СРО?
Для СРО, объединяющих изыскателей и проектировщиков, требования следующие:
1) объединение в составе некоммерческой организации в качестве ее членов не менее чем 50 индивидуальных предпринимателей и (или) юридических лиц;
2) наличие компенсационного фонда, сформированного в размере не менее чем 500 000 рублей на одного члена некоммерческой организации или, если такой организацией установлено требование к страхованию ее членами гражданской ответственности, в размере не менее чем 150 000 рублей на одного члена некоммерческой организации;
3) наличие следующих документов: требований к выдаче свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства; правил контроля в области саморегулирования; документов, устанавливающих систему мер дисциплинарного воздействия за несоблюдение членами СРО требований к выдаче свидетельств о допуске, правил контроля в области саморегулирования, требований технических регламентов, требований стандартов СРО и правил саморегулирования.
Строительные СРО должны объединять в своем составе не менее 100 индивидуальных предпринимателей и (или) юридических лиц; компенсационный фонд при этом составляет не менее 1 000 000 рублей на одного члена некоммерческой организации. Также есть альтернатива – требование к страхованию ее членами гражданской ответственности в размере не менее чем 300 000 рублей на одного члена некоммерческой организации. Что касается документов, то здесь требования аналогичны тем, что предъявляют к изыскателям и проектировщикам.
3. Установлены ли требования к количеству учредителей некоммерческого партнерства?
При создании некоммерческого партнерства к нему предъявляются общие требования, установленные ст.ст. 8, 13, 13.1, 14, 15 Федерального закона № 7-ФЗ от 12.01.1996 «О некоммерческих организациях». Указанным законом минимальное количество учредителей создаваемого некоммерческого партнерства не предусмотрено.
Однако на момент внесения сведений о некоммерческом партнерстве в государственный реестр СРО число его членов должно быть доведено до 50 (для проектировщиков и изыскателей) и 100 (для партнерств, которые намерены приобрести статус СРО, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство) членов в соответствии со ст. 55.4 Градостроительного кодекса РФ.
4. Какие требования предъявляются к лицу, осуществляющему функции единоличного исполнительного органа СРО?
В соответствии с ч. 4 ст. 14 Федерального закона № 315-ФЗ от 01.12.2007 «О саморегулируемых организациях» лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа СРО, не вправе:
1) приобретать ценные бумаги, эмитентами которых или должниками по которым являются члены СРО, их дочерние и зависимые общества;
2) заключать с членами СРО, их дочерними и зависимыми обществами любые договоры имущественного страхования, кредитные договоры, соглашения о поручительстве;
3) осуществлять в качестве индивидуального предпринимателя предпринимательскую деятельность, являющуюся предметом саморегулирования для этой СРО;
4) учреждать хозяйственные товарищества и общества, осуществляющие предпринимательскую деятельность, являющуюся предметом саморегулирования для этой СРО, становиться участником таких хозяйственных товариществ и обществ.
Лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа СРО, не вправе являться членом органов управления членов СРО, их дочерних и зависимых обществ, являться работником, состоящим в штате указанных организаций.
5. Какие требования предъявляются к руководителю постоянно действующего коллегиального органа управления СРО?
Руководитель постоянно действующего коллегиального органа управления СРО выбирается из числа индивидуальных предпринимателей – членов СРО и представителей юридических лиц – членов СРО.
В соответствии со ст. 55.11 Градостроительного кодекса РФ срок полномочий руководителя постоянно действующего коллегиального органа управления СРО не может превышать 2 лет. При этом одно и то же лицо не может быть руководителем постоянно действующего коллегиального органа управления СРО два срока подряд.
6. Кто вправе подписывать заявление о регистрации некоммерческого партнерства, представляемое в орган, осуществляющий государственную регистрацию некоммерческих организаций?
В соответствии со ст. 9 Федерального закона № 129-ФЗ от 08.08.2001 «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» заявителем при государственной регистрации создания некоммерческого партнерства могут выступать:
1) руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица;
2) учредитель (учредители) юридического лица при его создании;
3) руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица.
7. Могут ли документы СРО содержать требования о наличии у членов СРО сертификатов соответствия работ, которые влияют на безопасность объектов капитального строительства, сертификатов системы управления качеством таких работ?
В соответствии с п. 5 ч. 12 ст. 55.5 Градостроительного кодекса РФ требование о наличии сертификатов соответствия работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, сертификатов системы управления качеством таких работ, выданных при осуществлении добровольного подтверждения соответствия в определенной системе добровольной сертификации, могут быть установлены в правилах саморегулирования, принятых СРО.
8. Какой орган принимает решение об исключении из членов СРО индивидуального предпринимателя или юридического лица?
В соответствии с ч. 3 ст. 55.7 Градостроительного кодекса РФ решение об исключении из членов СРО индивидуального предпринимателя или юридического лица принимается общим собранием членов СРО. В случае отсутствия у индивидуального предпринимателя или юридического лица свидетельства о допуске хотя бы к одному виду работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, за исключением случая, указанного в части 7 статьи 55.8 Градостроительного кодекса РФ, решение об исключении из членов СРО индивидуального предпринимателя или юридического лица вправе принять постоянно действующий коллегиальный орган управления СРО.
Решение СРО об исключении из членов СРО может быть обжаловано в арбитражном суде.
9. Что делать, если в регионе недостаточно индивидуальных предпринимателей и юридических лиц для создания СРО определенного вида?
В связи с тем, что юридические лица не имеют ограничений по сфере действия, при недостаточности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц для создания СРО на территории одного региона, в некоммерческое партнерство, которое в дальнейшем должно приобрести статус СРО, могут быть приняты члены, зарегистрированные на территории другого субъекта Российской Федерации.
10. Имеет ли свидетельство о допуске к определенному виду работ, влияющих на безопасность объектов капитального строительства, территориальную сферу действия?
В соответствии с ч. 9 ст. 55.8 Градостроительного кодекса РФ свидетельство о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выдается СРО без ограничения срока и территории его действия.
11. Возможно ли вмешательство органов государственной власти и местного самоуправления в деятельность СРО?
В соответствии со ст. 2 Федерального закона № 315-ФЗ от 01.12.2007 «О саморегулируемых организациях» под саморегулированием понимается самостоятельная и инициативная деятельность субъектов предпринимательской и профессиональной деятельности. Вмешательство в деятельность СРО органов государственной власти и местного самоуправления не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом. В частности, в соответствии со ст. 55.19 Градостроительного кодекса РФ вмешательство в деятельность СРО осуществляется органом государственного контроля (надзора) за СРО путем проведения плановых и внеплановых проверок.
12. Каким будет положение предприятий малого и среднего бизнеса при введении системы саморегулирования?
В настоящее время большая часть предприятий малого и среднего бизнеса получает лицензии только на определенные виды работ (штукатурные, малярные и т. д.). Исходя из требований Градостроительного кодекса РФ, обязательность вступления в СРО определяется перечнем вида работ, влияющих на безопасность объектов капитального строительства, допуск к которым должен получить индивидуальный предприниматель или юридическое лицо. Разрабатываемый проект перечня видов работ не содержит таких работ, как малярные, штукатурные, отделочные и иные аналогичные. В связи с изложенным индивидуальные предприниматели и организации, осуществляющие такие виды работ, будут освобождены от необходимости как вступать в СРО, так и получать лицензии.
рубрика:
Саморегулирование