Евгений Домрачев: «Отсутствие генплана порождает конфликты»

С начала года Комитет по градостроительству и архитектуре (КГА) Ленинградской области выдал 12 предписаний в связи с нарушениями в градостроительных планах земельных участков и 7 предписаний по нарушениям в проектах планировок территории. Контроль за исполнением градостроительного законодательства на местах ужесточился, к рекомендациям КГА стали прислушиваться, констатирует Евгений Домрачев, главный архитектор Ленинградской области. Диалог начался – Евгений Владимирович, можно ли уже говорить о первых результатах объявленной правительством Ленобласти новой градостроительной политики? В чем они состоят? – Региональные нормативы градостроительного проектирования (РНГП), принятые в 2012 году, подвели законодательную базу под те требования, которые мы предъявляли и раньше. Была также утверждена схема территориального планирования Ленобласти. В совокупности с усилением контроля за деятельностью муниципалитетов в сфере градостроительства это и позволяет говорить о формировании градостроительной политики в регионе. Результатом ее, на мой взгляд, является уже то, что к рекомендациям КГА стали прислушиваться местные власти, особенно в таких активно развивающихся районах, как Всеволожский, Ломоносовский, Гат­чин­ский. Удалось также инициировать принципиальный диалог с застройщиками по вопросам строительства объектов социальной инфраструктуры, развития транспортной сети. – Сколько градпланов муниципалитеты выдали за последний год? Какие град­планы можете отметить как явно не соответствующие требованиям закона? – За 2013 год всеми муниципальными образованиями Ленобласти выдано несколько тысяч градостроительных планов. КГА особо жестко контролирует выдачу градпланов на земельные участки под средне- и многоэтажное строительство. С начала года было выдано 12 предписаний по отмене градостроительных планов. Практически все они исполнены, часть из них рассматривается в суде, поскольку застройщик обжаловал действия администрации муниципалитета, выдавшего документацию. Сейчас осуществляется проверка градпланов земельных участков, выданных органами МСУ в Ломоносовском районе. Ранее были проверены градпланы земельных участков, выданные во Всеволожском районе. Нарушения выявлены в документации, выданной администрациями Всеволожска, Новодевяткино, Мурино. Предписания выдавались также по фактам нарушений в градпланах на участки в Заневском поселении, Колтушах, Выборге, Тосно. Генплан – всему основа – Насколько соответствуют Правила землепользования и застройки от­дельных поселений региональным нормативам? Кому предстоит вносить корректировки в принятые ПЗЗ? – Серьезные нарушения при разработке ПЗЗ допущены администрацией Новодевяткинского сельского поселения. По сути, администрация скопировала РНГП в стадии разработки без учета специфики своего поселения и с опережением утвердила местные нормативы градостроительного проектирования, которые по некоторым параметрам вступили в противоречие с РНГП. Правила землепользования и застройки, утвержденные в 2009 году, также частично противоречат РНГП. Сейчас мы занимаемся приведением в соответствие региональным нормативам документов, изданных на местном уровне. Необходимо внести коррективы в проект генерального плана Всеволожска: в ряде случаев предлагается диссонирующая с существующей застройка. Совсем недавно мне пришлось выступать перед жителями деревни Малое Карлино, протестующими против действий компании, которая ведет уплотнительную застройку. При отсутствии генплана и ПЗЗ это возможно. В Малом Карлино, так уж сложилось, у граждан не узаконены огороды. Но людям надо объяснять, что сегодня ничейной земли нет. А застройщик, СК «ОблСтрой-55», идет бульдозером по теплицам. Что необходимо, на мой взгляд, сделать в этой ситуации? Во-первых, приостановить строительство, во-вторых, поставить на кадастровый учет земельные участки: у любого объекта жилищного строительства по закону должна быть придомовая территория. Если земельный участок не был оформлен, соб­ственники жилья оказываются лишенными права на землю. Это почва для конфликта, к примеру, с соседним домом: кто будет обслуживать придомовую территорию? – Какова сегодня степень готовно­сти градостроительной документации в Ленобласти? – Уже утверждено около 70 генпланов (либо на все поселение, либо на отдельные населенные пункты в его составе). ПЗЗ утверждены почти в 170 поселениях. Часть дотационных сельских поселений в Волховском, Волосовском районах не приступила к подготовке генпланов либо обеспечила выполнение только отдельных этапов этой работы из-за отсутствия финансовых средств. Есть и другие причины отставания. Например, необоснованность предлагаемых решений, в первую очередь в части сокращения земель сельскохозяйственного назначения и лесного фонда, низкое качество работ по подготовке генпланов, срыв сроков разработчиками из-за несоответствия объема выполняемых работ и численности специалистов в данных организациях. Некоторые сельские поселения приняли решение об отсутствии необходимости в генеральном плане – Градостроительный кодекс это допускает. – Какие еще генпланы, кроме Всеволожска, сегодня вызывают много вопросов? – Практически все. К сожалению, у многих глав администрации, выступающих заказчиками генпланов, такое понимание, что надо все включить и все предусмотреть в генплане сейчас. Но это открытый документ, в него можно вносить изменения в части конкретного земельного участка, и у нас уже этот процесс пошел. Так что я всех призываю быстрее утверждать генплан и затем вносить изменения. Потому что наличие генплана означает наличие нормативной базы, а его отсутствие порождает конфликты. Долгосрочные инициативы – Какие наиболее интересные проекты планировки территории из числа рассмотренных на Градсовете в по­следнее время можете отметить? – Например, это проект планировки и межевания территории в пос. им. Тельмана, участок 1/3, выполненный ОАО «ЛЕН­НИИПРОЕКТ» по заказу ООО «Квартал 17А». Практически не вызвал замечаний на Градсовете проект планировки и межевания части территории (56 га) в пос. Новоселье Аннинского поселения, разработанный Институтом территориального развития по заказу УК «Новоселье». Еще один интересный проект – жилой комплекс ЗАО «Лен­строй­трест» в Янино, разработанный в архитектурной мастерской ООО «Матвеев и К». – В чем вы видите причины продолжающейся выдачи незаконных разрешений на строительство? – Корень зла, считаю, в том, что муниципальные образования, не имея специалистов соответствующей квалификации, в ряде случаев выдают «пустой» градостроительный план, где не указаны четко параметры планируемого строительства. Утверждаемая часть проектов планировки была выхолощена при подготовке ныне действующего Градостроительного кодекса. Поэтому мы будем настаивать на том, чтобы до утверждения градпланов, особенно это касается участков многоквартирной застройки, документация обязательно представлялась на согласование в более компетентный орган – Комитет по архитектуре и градостроительству. – Возможно, в ваших долгосрочных планах есть и выработка инициатив по внесению изменений в распределение земельных полномочий, регламентированное 131-ФЗ? – Губернатор Ленинградской области уже дал поручение о разработке такой инициативы в установленном порядке. Но менять федеральное законодательство – вопрос весьма непростой. Пока могу сказать только одно: понимание необходимости таких инициатив, по крайней мере со стороны Минрегиона, есть. – Что станет для вас показателем успешной работы КГА в этом году? – Сейчас у всех на слуху поправки в РНГП, которые, надеюсь, получат легитимную силу до конца нынешнего года. Но самый важный показатель продуктивности нашей работы – принятие генеральных планов всех поселений Ленинградской обла­сти, которые начали работу над этими докумен­тами. Кстати: На очередном заседании Законодательного собрания Ленинградской области депутаты поддержали инициативу губернатора Александра Дрозденко по внесению изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Изменения предусматривают возможность отзыва глав администраций муниципалитетов высшим должностным лицом субъекта РФ. Согласно законопроекту, если глава местной администрации не исполняет или ненадлежащим образом исполняет свои обязанности, высшее должностное лицо субъекта РФ своим решением может временно отстранить его от работы и в то же время обратиться в суд для установления фактов ненадлежащего исполнения местным чиновником своих обязанностей. В случае если судом будут подтверждены соответствующие факты, контракт с главой местной администрации расторгается в одностороннем порядке на основании решения высшего должностного лица субъекта РФ – губернатора.   «Закон повсеместно подвергается критике уже на протяжении продолжительного времени. Однако до сих пор суще­ственных изменений в него не вносилось, – сказал Александр Дрозденко. – Ленобласть стала первым регионом, озвучившим вслух претензии к существующей редакции закона, и выступила с инициативой о внесении изменений».  Александр Дрозденко сообщил, что обсуждал свою инициативу с губернаторами других регионов и получил от них серьезную поддержку. «Благодаря внесению этих изменений в федеральный закон у руководителей субъектов федерации появятся необходимые рычаги для более эффективного управления территориями», – подчеркнул губернатор Ленинградской области.
рубрика: Интервью
автор: Татьяна Крамарева
Поделиться:
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.