Алексей Львов: «Даже в условиях кризиса мы поддержим муниципалов»
От чего пришлось отказаться, а что изменить в связи с переходом на финансирование областного дорожного хозяйства исключительно за счет доходов Дорожного фонда? На вопросы «Строительного Еженедельника» ответил Алексей Львов, председатель Комитета по дорожному хозяйству Ленинградской области.
– Алексей Владимирович, какими суммами будет располагать Комитет по дорожному хозяйству в 2014 году и как они будут распределяться?
– Если в нынешнем году в дополнение к средствам Дорожного фонда (это преимущественно акцизы – косвенный налог) мы должны получить дополнительно из областного бюджета около 2 млрд рублей, то в ближайшие три года придется не просто довольствоваться собственными источниками доходов, но и выполнять обязательства по поддержке муниципальных образований – это около 10% от общего объема собственных доходов. С 2014 года субъект федерации не обязан поддерживать местные бюджеты, однако мы будем это делать по решению главы региона.
Размер Дорожного фонда составит в 2014 году 6,5 млрд рублей, 500 млн из которых напрямую будут переданы в муниципальные бюджеты как процент от акцизов. Еще 300 млн рублей будут распределены между муниципалитетами в виде субсидий. Конечно, это немного, но даже в условиях жесткого кризиса мы не бросаем муниципальные образования.
– Какие цели ставил перед собой комитет при разработке госпрограммы?
– Мы понимали, что общая ситуация будет, скорее всего, ухудшаться. Если сейчас региональные дороги в нормативном состоянии составляют 42% от их общей протяженности, то к 2016 году этот показатель не будет превышать 35-36%. За последние годы мы ремонтировали около 500 км региональных дорог. При сохранении этих темпов за 10 лет можно было бы обновить региональные дороги полностью. Однако в следующие годы объем ремонтов сократится до 300-250 км. Понятно, что это не лучшим образом скажется на дорожном хозяйстве.
При разработке госпрограммы мы рассмотрели несколько вариантов. Первый вариант, наиболее жесткий, предполагал финансирование только содержания дорог. Напомню, в 2012 году в Ленинградской области утверждены нормативы по содержанию дорог и поэтапный переход к полному объему финансирования этих расходов. Сегодня очевидно, что в 2014 году мы не сможем, как планировалось, обеспечить 50% содержания автомобильных дорог от нормативного (296 тыс. рублей за 1 км дороги в год). Концентрируясь на содержании региональных дорог, мы должны были бы обеспечить финансирование из Дорожного фонда в размере 3,15 млрд рублей. Между тем, напомню, весь Дорожный фонд в 2014 году составляет 6,5 млрд рублей. Следовательно, из госпрограммы были бы практически исключены расходы на строительство, капитальные и текущие ремонты. А это, в свою очередь, означало досрочное разрушение сети региональных дорог.
Второй вариант, который мы рассматривали, – сохранить объемы текущего ремонта дорог в пределах 500 км в год, выполняя и капитальные ремонты. По этому сценарию расходы на выполнение госпрограммы в 2014 году составили бы около 12 млрд рублей. Однако при этом ситуация с текущим ремонтом оставалась бы более или менее стабильной и сохранялись возможности для капитального ремонта и нового строительства. К сожалению, этот вариант не получил поддержку Комитета по финансам.
Поэтому был принят третий вариант, в котором мы сократили отчисления на содержание дорог примерно до 34%. За счет этого удается частично финансировать текущий ремонт, запланировать мероприятия по капитальному ремонту, а также избежать приостановки работ на переходящих объектах по стройке и капитальному ремонту.
Жизнь по средствам
В ближайшие три года дорожное хозяйство Ленобласти будет содержаться ремонтироваться и развиваться в условиях самофинансирования из средств Дорожного фонда. Задача «жить по средствам», без дополнительных вливаний из бюджета, перед профильным комитетом была поставлена в связи с тем, что уже в 2014 году региону предстоят максимальные выплаты по государственному долгу. Принцип самофинансирования стал основным при разработке госпрограммы «Развитие автомобильных дорог Ленинградской области (2014-2016 годы)». Общий объем финансирования на 2014-2016 годы составляет 31 млрд рублей, в том числе планируется привлечь 9,7 млрд рублей из федерального бюджета, подтверждено финансирование Дорожного фонда в размере 21 млрд рублей, местных бюджетов – 12 млрд рублей и более 420 млн рублей из прочих источников финансирования.
рубрика:
Дорожное строительство
автор:
Татьяна Крамарева