Регионам дадут курс на ГЧП
Минэкономразвития РФ готовит ко второму чтению проект Федерального закона «Об основах ГЧП». Текущую редакцию законопроекта и перспективы его применения в регионах обсудили в полпредстве СЗФО.
Открывая заседание, на котором присутствовали эксперты Министерства экономического развития, помощник полномочного представителя Президента РФ в СЗФО Сергей Зимин отметил, что хотя разговоры о введении ГЧП в правое поле идут уже давно, этот механизм остается еще недостаточно проработанным. По мнению Сергея Зимина, под видом ГЧП сегодня развиваются различные формы взаимодействия и не всегда эти механизмы оптимальные с точки зрения бюджетной политики регионов. Например, это форма преференций, предоставляемых хозяйствующим субъектам от органов власти в виде налога на имущество, налога на прибыль, льгот по использованию земельных участков и т. д. По большому счету, эти преференции впоследствии оборачиваются для регионов бюджетными потерями. «Необходимо внести ясность и дать четкие рекомендации субъектам федерации в виде нормативно-правового федерального акта, который четко и понятно распишет функции и схемы взаимодействия бизнеса и власти», – констатировал Сергей Зимин.
По словам директора департамента инвестиционной политики и развития ГЧП Минэкономразвития РФ Игоря Коваля, в стране сложилась парадоксальная ситуация, когда региональные нормативно-правовые акты о ГЧП были приняты более чем в 65 субъектах, при этом федеральный пласт законодательства отсутствовал в принципе. Это привело к тому, что часть региональных актов оспаривалась правоохранительными органами, какие-то крупные проекты были заморожены до появления «единых правил». Эта правовой пробел заставил Минэкономразвития РФ подготовить проект федерального закона о ГЧП. 26 апреля 2013 года он был принят Госдумой РФ в первом чтении и сейчас проходит активную доработку в рамках подготовки ко второму чтению. Игорь Коваль уточнил, что первой задачей закона было зафиксировать понятийный аппарат этого механизма, определить само понятие ГЧП, дать определение публичному и частному партнерам, расписать их полномочия, функции и зоны ответственности. Одним из системообразующих положений законопроекта является возможность передачи права собственности на объект ГЧП от одной стороны к другой. В первую очередь это нужно для того, чтобы иметь возможность привлекать заемные средства. Законопроектом также снимаются некоторые технические ограничения, например невозможность выведения нескольких земельных участков единым лотом на конкурс. «Кроме того, законопроект описывает ключевые формы ГЧП. Дело в том, что в мировой практике есть 9 основных форм ГЧП и 20 производных. В России же на сегодня федеральным законодательством закреплена лишь одна форма – концессия. Это не позволяет регионам гибко структурировать проекты на местах», – добавил господин Коваль. Дополнить общие положения закона призваны специально разработанные рекомендации по реализации проектов ГЧП. Документ раскрывает практические вопросы управления проектами ГЧП, в том числе особенности отбора, финансовую структуру, а также управление рисками.
Впрочем, по итогам обсуждения у представителей регионов осталось больше вопросов, чем ответов. В частности, остается неясным вопрос с гарантиями для инвестора на долгосрочных проектах – заложить в региональные бюджеты компенсации для частников на десятилетний срок сегодня невозможно. Также регионы беспокоит ситуация с неявкой инвесторов на конкурсы, подготовка которых занимает значительное время и требует от госзаказчика немалых средств.
рубрика:
Перспективы
автор:
Максим Шумов