Пять шагов на пути к успеху
Во второй день VII Всероссийского жилищного конгресса, проходившего в Петербурге со 2 по 4 октября, прошла конференция «Градостроительная политика и жилищное строительство». Несмотря на широту заявленной тематики, состоявшаяся дискуссия была предельно конкретной: приоритеты в развитии жилищного строительства, законодательные инициативы в градостроительной сфере, пути снижения административных барьеров.
Эксперты сошлись в едином мнении, что развитие того или иного региона напрямую зависит от продуманности и упорядоченности его градостроительной политики. При этом выделили пять основных подходов к решению проблем жилищного строительства.
Разъяснить и отрегулировать
Сергей Трохманенко, заместитель председателя Комитета по законодательству Законодательного собрания Санкт-Петербурга, охарактеризовал отдельные качественные и количественные показатели жилищной сферы Петербурга. По данным Жилищного комитета Петербурга, на учете как нуждающиеся в улучшении жилищных условий состояли на начало 2010 года 214 800 семей, а на начало 2013 года – 172 700 семей.
«Несмотря на то что с начала 1990-х годов численность населения России сократилось более чем на 6 млн человек, количественные показатели в жилищной сфере не улучшились, и проблема даже обострилась. Причина этому известна – существенное отставание строительства государственного и муниципального жилья от потребностей государства».
Другая причина, по мнению Сергея Трохманенко, состоит в том, что в последние годы к состоящим на учете на улучшение жилищных условий горожанам добавились тысячи трудовых мигрантов и вынужденных переселенцев. «Практически не ведется строительство жилья для сдачи в аренду по договорам социального найма. В то же время на уровне высокой инфляции значительная часть жилищного фонда скупается в спекулятивных целях и впоследствии пустует, не способствуя улучшению жилищной ситуации в целом», – отметил депутат.
По мнению депутата, улучшению ситуации могло бы способствовать введение государственного регулирования цен на рынке аренды жилья. Пустующие «инвестиционные» квартиры должны быть введены в оборот. «В качестве стимулов можно использовать инструменты налогового законодательства, например, установив, что частный арендодатель, применяющий специальные государственные расценки при сдаче жилья внаем, может иметь возможность сэкономить на налогах, – считает Сергей Трохманенко. – Примером государственного контроля использования недвижимости в определенных социально значимых целях является контроль за оборотом сельхозземель, когда земельный участок может быть изъят, если он не используется по назначению».
Поможет решению проблемы и строительство государственного жилья для целей сдачи в аренду по договорам социального найма. «Возможность для граждан арендовать по разумной цене у государства жилое помещение недалеко от работы является условием мобильности рабочей силы и стимулирует развитие производственных предприятий в Петербурге. Мы предлагаем ежегодно в городском бюджете предусматривать средства на эти цели, для того чтобы в каждом районе было достаточно средств для решения таких проблем», – сказал Сергей Трохманенко.
Уточнить понятия
По мнению Владимира Демина, заместителя председателя Комитета по архитектуре и градостроительству Ленинградской области, навести относительный порядок на строительном рынке Ленобласти помогла активная работа по устранению противоречий и недоработок в градостроительном законодательстве.
Вступившие в силу региональные нормативы в Ленинградской области, принятые в 2012 году, по ряду причин были подготовлены в форс-мажорном режиме и содержали ряд недоработок. «Нормативы вызвали много дискуссий и даже противодействие со стороны застройщиков, тем не менее были утверждены тогдашним губернатором региона В.П. Сердюковым, – рассказал Владимир Демин. – С приходом к власти нового губернатора А.Ю. Дрозденко эта работа была продолжена, но уже в форме системной градостроительной политики, основанной на утвержденных нормативах. В частности, была создана рабочая группа, которая занималась анализом ситуации в многоэтажном жилищном строительстве на территории Всеволожского муниципального района. Рабочей группой был выявлен ряд существенных недостатков. Одним из результатов этой работы стала подготовка пакета новых поправок в ранее принятую редакцию нормативов».
Владимир Демин охарактеризовал наиболее существенные из внесенных поправок. Так, была введена более строгая трактовка понятий индивидуальная и малоэтажная застройка. Если раньше под малоэтажной застройкой в нормативах понималась и индивидуальная, и малоэтажная, и секционная, и блокированная, то в новой редакции эти понятия были разделены. «На первый взгляд, это чисто теоретическая недоработка, но она выливается в практические проблемы и конфликты. Например, во Всеволожском районе принимаются ПЗЗ, в которых определенные зоны отнесены к малоэтажному жилищному строительству. После прохождения общественных слушаний ПЗЗ утверждаются, и, казалось бы, вопросов больше возникнуть не может. Однако потом некий застройщик скупает участки на этой территории под ИЖС и возводит там таунхаусы или секционные дома. Вроде бы по всем параметрам это малоэтажное строительство, но по факту мы имеем конфликты, и неясно, как их разрешать, – рассказал Владимир Демин. – Мы ввели четкое понятие индивидуальной застройки – это усадебная застройка до трех этажей включительно и максимум двухквартирные дома. При этом прописано, что малоэтажная застройка бывает двух типов – блокированная до трех этажей включительно и секционная до четырех этажей включительно. Мы ввели эти базовые понятия, под них привели все нормативы, чтобы не было двояких трактовок».
Также, по словам Владимира Демина, в новой редакции приведены четкие показатели, которые должны указываться в проектах планировки. «Раньше в каждом проекте планировки указывались свои показатели, причем приведенные таким образом, чтобы скрыть истинную информацию, обойти параметры плотности или высотности. Например, не было понятно, на какое количество населения рассчитаны кварталы, не указывалось, сколько вообще жилья планируется построить. Вместо этого приводился единственный показатель – общая площадь. В новой редакции введен четкий и исчерпывающий перечень ряда параметров, которые необходимо указывать в проектах планировки», – подчеркнул Владимир Демин.
Была введена таблица, в которой увязаны параметры этажности и высотности домов. «В прежних редакциях уже были установлены параметры количества этажей. Но и здесь муниципалитеты нашли лазейку. Например, в ПЗЗ указывают, что высота дома может составить 75 м. При том что максимальное количество этажей – 12. Муниципалитет объясняет такое несоответствие тем, что этаж может быть в 6 м высотой, – привел пример Владимир Демин. – Кроме того, учитывая специфику некоторых населенных пунктов, которые иногда уже, по сути, стали маленькими городами, предписано ряд параметров (обеспеченность учреждениями обслуживания, радиус доступности), при утверждении генплана при расчетной численности населения свыше 13 тыс. человек, принимать как для городских населенных пунктов».
Построить диалог
Николай Крутов, председатель Комитета по строительству Ленинградской области, рассказал о том, почему правительством региона и, в частности, специалистами областного Комитета по строительству была разработана программа «Детские сады в обмен на налоги». «В Петербурге обычно проекты планировки разрабатывались за бюджетные деньги, выделялись земельные участки под строительство социальной инфраструктуры, определялась заранее инженерная подготовка того или иного квартала, а затем участок выставлялся на торги, и вырученные деньги вкладывались в строительство социальной инфраструктуры. В области за 1990-е годы государственной земли, пригодной для жилищного строительства, практически не осталось. Вся она оказалась сосредоточена в частных руках. Говорить о том, чтобы бюджет пополнялся за счет продажи земли, не приходилось. Нужно было искать новые способы пополнения бюджета, чтобы строить инфраструктуру. Так появилась программа «Детские сады в обмен на налоги», – рассказал Николай Крутов.
В конце 2012 года правительство Ленобласти предложило застройщикам регистрировать дочерние предприятия по месту реализации проектов и платить налоги в областной бюджет в обмен на выкуп социальных объектов. «Сейчас уже около 15 крупных городских застройщиков зарегистрировали свои предприятия в Ленобласти и платят налоги в бюджет региона», – подсчитал Николай Крутов.
Определиться с приоритетами
Рассуждая об интеграции пространственного, экономического и транспортного развития Петербурга, Лев Каплан, вице-президент Санкт-Петербургского Союза строительных компаний «Союзпетрострой», отметил, что комплексную систему развития транспортной инфраструктуры Петербурга невозможно разработать отдельно, без увязки с различными организациями и соседним регионом – Ленинградской областью.
«Разработкой планов развития города в том или ином виде в Петербурге занимаются три центра. Первый – Комитет по стратегическому планированию Петербурга. Опираясь на разработки Леонтьевского центра, он работает над созданием Стратегии развития Петербурга до 2030 года. Второй такой центр – Комитет по градостроительству и архитектуре Петербурга, который пытается подступиться к разработке Генплана Петербурга на 2015-2030 годы. Третий центр – Комитет по развитию транспортной инфраструктуры, который разрабатывает комплексную схему развития транспортной инфраструктуры города на перспективу. Все эти центры, к сожалению, очень слабо между собой контактируют, что может привести к серьезным недоработкам и несогласованности всех трех документов», – отметил Лев Каплан.
По мнению Льва Каплана, приоритетным документом должен быть стратегический план развития города. «Однако опять разделять город на функции (политическую, экономическую, культурную, промышленную и т. д.), как уже делалось когда-то, было бы серьезной ошибкой. Мы рассматриваем отдельно разные функции, не рассматривая город как единое целое, как социально-экономическую проблему, – считает Лев Каплан. – Кроме того, нужно учитывать взаимосвязь и неразделимость города и области. А в документах обоих регионов уже различаются даже горизонты планирования: город работает над перспективой до 2030 года, а Ленобласть утвердила документы до 2025 года».
По какому пути стоит развивать городские территории – девелопмента или редевелопмента? Таким вопросом задался Сергей Максимов, директор Института фундаментальных и прикладных исследований Санкт-Петербургского государственного экономического университета. По его мнению, качественные и количественные характеристики рынка недвижимости напрямую зависят от состояния и потребностей экономики. Он привел некоторые цифры, характеризующие структуру экономики Петербурга в 60-е годы прошлого века и в наши дни. В 1960 году 72% структуры экономики города занимало промышленное производство, а в 2012 году – только 35%. Сфера услуг, наоборот, от 21% выросла до 56,1%. «Следовательно, мы имеем дело с колоссальным сдвигом в структуре экономики, который должен привести (и приводит) к перераспределению территорий. Получается, что вся структура территории Петербурга организована в соответствии с параметрами промышленного производства прошлых нет, и сегодня она неактуальна, – считает Сергей Максимов. – С развитием проектов КОТ мы можем столкнуться с неуправляемым расширением территории города, поскольку подход девелопмента сегодня превалирует над редевелопментом. Редевелопмент же гораздо более сложный процесс, чем девелопмент, и не может развиваться без особого вмешательства города».
Свой, «архитектурный» взгляд на проблему развития города высказал Владимир Григорьев, директор проектного бюро «Григорьев и партнеры». По его мнению, на протяжении последнего десятилетия нарастает убогость массовой застройки, иногда приобретающая вычурные формы. Была разрушена советская система градостроительного ступенчатого проектирования, при котором ключевым элементом являлись проекты детальной планировки и проекты застройки квартала. «Уничтожение эти двух стадий проектирования, мнимая замена их на проекты планировки и межевания приводят к хаотичной с точки зрения градостроительства и невыразительной и социально неупорядоченной застройке обширных территорий», – считает Владимир Григорьев.
Призвать к совести
Александр Орт, председатель Комитета по качеству и безопасности строительства при Координационном совете по развитию строительной отрасли СЗФО рассуждал о том, кто сегодня должен взять на себя роль координатора процесса комплексного освоения территорий с вводом института негосударственной экспертизы.
«Когда была единая государственная экспертиза, все проекты ее проходили, и часто случалось так, что на одной территории, где работало 5-6 застройщиков, как минимум проекты трех застройщиков попадали на экспертизу примерно в одно и то же время, что позволяло их рассмотреть в связи между собой, – рассказал Александр Орт. – Безусловно, застройщики находили возможность обратиться в различные ведомства с просьбой внести корректировки и, например, надстроить еще один этаж, но при этом можно было отследить, как менялась нагрузка на инфраструктуру. Между тем это могло вырасти в серьезную проблему – даже надстройка в один этаж могла создать затемнение соседнего здания, не соответствующее нормативам по инсоляции. Сегодня застройщиков много, экспертиз много, и каждый смотрит проекты с позиции тех документов, которые к нему поступили».
По мнению Александра Орта, в сегодняшней ситуации централизованного координатора нет и быть не может. «Ответ на вопрос, кто же будет единым регулятором, очень простой: все и на всех уровнях должны соблюдать утвержденные проекты планировок, все нормативы без изменений. А координатором должна быть собственная совесть застройщика и инвестора, несмотря на желание получить от проекта максимальную прибыль», – уверен Александр Орт.
О форуме:
Со 2 по 6 октября в Петербурге проходило крупнейшее мероприятие на рынке недвижимости – Гражданский жилищный форум (ГЖФ). В рамках мероприятия 2-4 октября для профессионалов рынка состоялся VII Всероссийский жилищный конгресс. Он собрал рекордное число участников. Для населения 5-6 октября работала выставка-семинар «Жилищный проект».
Гражданский жилищный форум организован группой компаний «Бюллетень недвижимости».
В работе конгресса приняло участие рекордное число специалистов рынка недвижимости из России, а также из стран ближнего и дальнего зарубежья – около 1500 человек. В Петербург прибыли делегаты из 75 российских городов и 15 зарубежных стран. Делегацию Всемирной федерации профессионалов рынка недвижимости FIABCI возглавил президент организации Флавио Гонзага Нунес (Бразилия). Профессиональный состав участников конгресса большей частью был представлен риэлторскими, девелоперскими и ипотечными организациями. Присутствовали также специалисты юридических, консалтинговых, страховых, оценочных и инвестиционных компаний.
Программа конгресса включала в себя более 30 тематических мероприятий: конференций, круглых столов, мастер-классов и бизнес-туров. На конгрессе обсуждались вопросы градостроительства и жилищной политики, ипотечного кредитования, риэлторского бизнеса, малоэтажного загородного строительства, информационных ресурсов и технологий в сфере недвижимости, рынка арендного жилья и т. д.
После завершения конгресса его участники смогли посетить выставку-семинар «Жилищный проект». Мероприятие успешно вышло на крупнейшую площадку Петербурга – СКК. В выставке приняли участие 320 компаний. За два дня СКК посетило около 28 тыс. человек. В рамках деловой программы состоялось более 100 мероприятий: семинары, практикумы, презентации, автобусные туры по новостройкам и коттеджным поселкам. Основные разделы были посвящены городской, загородной и зарубежной недвижимости. Специалисты рынка рассказали посетителям о ценовой ситуации на рынке, различных способах приобретения жилья, о новых возможностях улучшений жилищных условий.
рубрика:
Форум
автор:
Дарья Литвинова