Рынок впадает в кому
Предложение коттеджных поселков и малоэтажных комплексов в черте города и в Ленобласти
Девелоперы практически перестали выводить на рынок новые проекты, в разы сократили рекламные бюджеты и штат сотрудников, не снижают цены на объекты и почти не предлагают покупателям бонусы. Однако и массового ухода застройщиков с загородного рынка до сих пор нет.
При этом большинство девелоперов уверены, что к концу года продажи на рынке встанут.
В конце июля – начале августа на загородном рынке появилось два-три новых проекта. Еще пара девелоперов-новичков планируют презентовать по одному поселку осенью. По мнению специалистов загородного рынка, инерционный выброс поселков закончился, и скоро девелоперы начнут уходить с рынка. «С начала года на рынке появилось около 50 новых комплексов от застройщиков-новичков. Они не проводят активных рекламных кампаний. В большинстве случаев информацию об этих проектах можно найти только в перечне проектов на трех-четырех интернет-порталах о загородной недвижимости и в сводных таблицах тематических журналов. Скорее всего, для собственников проектов девелоперский бизнес вторичен, на него не возлагают больших надежд в плане прибыли, а потому финансируют его по остаточному принципу», – рассуждает Марина Агеева, директор по развитию компании «Евросиб-девелопмент».
По данным ведущих компаний-застройщиков, их рекламный бюджет сократился в среднем в три-четыре раза (а продажи – в пять-десять раз). В основном, девелоперы сделали ставку на наружную рекламу и на интернет-ресурсы (собственные сайты, баннеры на профильных порталах). Полностью исключили из бюджетов затраты на имиджевую рекламу. Для сравнения, исследование московских специалистов показало, что за этот год реклама недвижимости в столичных СМИ сократилась на 70%. Так что местным изданиям еще повезло.
Однако большинство специалистов считают, что сегодняшняя реклама практически не приносит реальных сделок. «Конечно, мы не заказываем дирижабли, не обклеиваем постерами Луну, не даем рекламу поселка в Playboy, – вся реклама у нас исключительно для целевой аудитории. Сейчас нам важно оставаться на виду, чтобы любой желающий мог легко найти о нас полную и достоверную информацию. То, что мы продолжаем давать рекламу, придает уверенности и нашим клиентам, купившим объекты в поселке "Гармония", – они видят, что компания работает на рынке», – рассказывает Светлана Невелева, советник руководителя ГК «Стинком».
Большинство крупных девелоперов уверены, что в сентябре-октябре продажи активизируются, а потом исчезнут совсем.
«Самый негативный сценарий – если начнется вторая волна кризиса.
Тогда рынок будет парализован, как минимум до весны следующего года, и мы готовы к этому. Мы расширили спектр услуг (у нас организовано агентство недвижимости, которое занимается вторичным городским и загородным рынком, выступает страховым брокером и прочее), поэтому в нашей компании какие-то сделки все равно будут. Возможно, мы даже начнем разрабатывать новые проекты», – делится соображениями Андрей Бочков, генеральный директор компании «ПулЭкспресс Инвест».
«Количество звонков и просмотров не уменьшается, увеличивается срок принятия решения. Летом мы хорошо поработали и осенью предполагаем заключить немало контрактов. Однако, скорее всего, к концу года темпы продаж снизятся. В прошлые годы в декабре на рынке заключалось немало сделок. Такие покупки делали бизнесмены и топ-менеджеры, реализуя годовую прибыль или получив крупную премию по итогам года. В этот раз таких покупателей практически не будет. Наша компания готова к такой ситуации, мы будем проектировать и строить дома для клиентов, купивших земельные участки в нашем поселке», – сообщила Светлана Невелева.
«Мы сформировали ориентировочный план продаж до конца года. За этот период мы рассчитываем реализовать около 10 участков. Мы общаемся с коллегами-девелоперами и знаем, что по объемам продаж мы среди лидеров. Хотя, конечно, если сравнивать с показателями 2007 года, сегодня мы продаем в пять раз меньше. Рациональных предпосылок к существенному росту продаж пока нет», – рассказала Марина Агеева.
Однако есть и другое мнение. «Рынок загородной "вторички" не будет заморожен, а рынок "долевки" уже умер. Компании, которые предлагают инвестиционные схемы строительства, сидят без контрактов. У девелоперов будут большие сложности с первичным рынком. На мой взгляд, весьма вероятно, что в ближайшее время будут расти объемы изъятого имущества за долги по кредитам. И на рынке появится много недвижимости, которая будет стоить три копейки. Последствия будут очень печальными. Я считаю, что, пока этого не случилось, все равно какие-то сделки будут. Очень мало, но идут продажи недорогой земли, готовые коттеджи, цена которых была существенно снижена, тоже худо-бедно, но покупают. Также есть шанс продавать строения, на которые оформлены все бумаги», – предполагает Алексей Рогов, генеральный директор Village Consulting.
Девелоперы практически перестали выводить на рынок новые проекты, в разы сократили рекламные бюджеты и штат сотрудников, не снижают цены на объекты и почти не предлагают покупателям бонусы. Однако и массового ухода застройщиков с загородного рынка до сих пор нет.
При этом большинство девелоперов уверены, что к концу года продажи на рынке встанут.
В конце июля – начале августа на загородном рынке появилось два-три новых проекта. Еще пара девелоперов-новичков планируют презентовать по одному поселку осенью. По мнению специалистов загородного рынка, инерционный выброс поселков закончился, и скоро девелоперы начнут уходить с рынка. «С начала года на рынке появилось около 50 новых комплексов от застройщиков-новичков. Они не проводят активных рекламных кампаний. В большинстве случаев информацию об этих проектах можно найти только в перечне проектов на трех-четырех интернет-порталах о загородной недвижимости и в сводных таблицах тематических журналов. Скорее всего, для собственников проектов девелоперский бизнес вторичен, на него не возлагают больших надежд в плане прибыли, а потому финансируют его по остаточному принципу», – рассуждает Марина Агеева, директор по развитию компании «Евросиб-девелопмент».
По данным ведущих компаний-застройщиков, их рекламный бюджет сократился в среднем в три-четыре раза (а продажи – в пять-десять раз). В основном, девелоперы сделали ставку на наружную рекламу и на интернет-ресурсы (собственные сайты, баннеры на профильных порталах). Полностью исключили из бюджетов затраты на имиджевую рекламу. Для сравнения, исследование московских специалистов показало, что за этот год реклама недвижимости в столичных СМИ сократилась на 70%. Так что местным изданиям еще повезло.
Однако большинство специалистов считают, что сегодняшняя реклама практически не приносит реальных сделок. «Конечно, мы не заказываем дирижабли, не обклеиваем постерами Луну, не даем рекламу поселка в Playboy, – вся реклама у нас исключительно для целевой аудитории. Сейчас нам важно оставаться на виду, чтобы любой желающий мог легко найти о нас полную и достоверную информацию. То, что мы продолжаем давать рекламу, придает уверенности и нашим клиентам, купившим объекты в поселке "Гармония", – они видят, что компания работает на рынке», – рассказывает Светлана Невелева, советник руководителя ГК «Стинком».
Большинство крупных девелоперов уверены, что в сентябре-октябре продажи активизируются, а потом исчезнут совсем.
«Самый негативный сценарий – если начнется вторая волна кризиса.
Тогда рынок будет парализован, как минимум до весны следующего года, и мы готовы к этому. Мы расширили спектр услуг (у нас организовано агентство недвижимости, которое занимается вторичным городским и загородным рынком, выступает страховым брокером и прочее), поэтому в нашей компании какие-то сделки все равно будут. Возможно, мы даже начнем разрабатывать новые проекты», – делится соображениями Андрей Бочков, генеральный директор компании «ПулЭкспресс Инвест».
«Количество звонков и просмотров не уменьшается, увеличивается срок принятия решения. Летом мы хорошо поработали и осенью предполагаем заключить немало контрактов. Однако, скорее всего, к концу года темпы продаж снизятся. В прошлые годы в декабре на рынке заключалось немало сделок. Такие покупки делали бизнесмены и топ-менеджеры, реализуя годовую прибыль или получив крупную премию по итогам года. В этот раз таких покупателей практически не будет. Наша компания готова к такой ситуации, мы будем проектировать и строить дома для клиентов, купивших земельные участки в нашем поселке», – сообщила Светлана Невелева.
«Мы сформировали ориентировочный план продаж до конца года. За этот период мы рассчитываем реализовать около 10 участков. Мы общаемся с коллегами-девелоперами и знаем, что по объемам продаж мы среди лидеров. Хотя, конечно, если сравнивать с показателями 2007 года, сегодня мы продаем в пять раз меньше. Рациональных предпосылок к существенному росту продаж пока нет», – рассказала Марина Агеева.
Однако есть и другое мнение. «Рынок загородной "вторички" не будет заморожен, а рынок "долевки" уже умер. Компании, которые предлагают инвестиционные схемы строительства, сидят без контрактов. У девелоперов будут большие сложности с первичным рынком. На мой взгляд, весьма вероятно, что в ближайшее время будут расти объемы изъятого имущества за долги по кредитам. И на рынке появится много недвижимости, которая будет стоить три копейки. Последствия будут очень печальными. Я считаю, что, пока этого не случилось, все равно какие-то сделки будут. Очень мало, но идут продажи недорогой земли, готовые коттеджи, цена которых была существенно снижена, тоже худо-бедно, но покупают. Также есть шанс продавать строения, на которые оформлены все бумаги», – предполагает Алексей Рогов, генеральный директор Village Consulting.
рубрика:
Загородное домостроение
автор:
Анна Терентьева