Итог переходного периода
Специалистами Министерства регионального развития Российской Федерации подготовлен интересный документ, который назван «Справка обоснования необходимости выхода строительной отрасли из сферы действия Федерального закона «О техническом регулировании» и создания отраслевой системы технического регулирования» (далее – Справка).
Напомним, что Федеральный закон от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее – Закон) введен в действие с 1 июля 2003 года. Основной задачей Закона является актуализация «Технического законодательства», позволяющего устранить технические барьеры в торговле (ТБТ) с целью интеграции России в мировую экономику.
Закон устанавливает необходимость разработки технических регламентов, содержащих минимально необходимые требования по безопасности, национальных стандартов и сводов правил, выполнение положений которых на добровольной основе будет являться подтверждением выполнения требований технических регламентов.
Сложность применения требований Закона в строительной отрасли, о чем говорилось специалистами еще на стадии его введения в действие, заключается в том, что строительная продукция не может быть товаром в широком понимании этого слова. Продукцией строительной отрасли являются здания, сооружения, которые не обращаются на рынке, не пересекают границы, поэтому ни о каких ТБТ речи быть не может.
Схема технического регулирования и принцип разработки нормативной документации, установленные Законом, основаны на разделении ответственности государства и ответственности субъектов бизнеса за безопасность и качество соответственно. Закон определяет, что нормативные документы могут разрабатывать «любые лица», при этом не было учтено, что данное положение – «любые лица» – может работать исключительно при наличии организационных стимулов, которые стали складываться только в последний год в связи с введением в градостроительную деятельность института саморегулирования.
Ясно, что с самого начала введения в действие Закона у строительного бизнеса не было никаких стимулов к разработке нормативных документов. Таким образом, реформирование системы технического регулирования в строительной отрасли столкнулось с практически полным отсутствием субъектов, несущих ответственность за разработку нормативных технических документов, и с отсутствием субъекта, ответственного за систему технического регулирования в целом.
К недостаткам Закона можно также отнести то, что введенное Законом разделение нормативных документов по статусу на обязательные и добровольные создало сложную ситуацию, отличную от существовавшей ранее, при которой все нормативные технические документы являлись обязательными. Закон перевел практически всю нормативную базу строительной отрасли в раздел добровольного применения, а невыполнение добровольных требований не является нарушением. Следовательно, все строительные нормы и правила (СНиП), содержащие минимально необходимые требования по безопасности, уже не являются документами обязательного применения. В результате возникла необходимость создания специального правового и административного механизма, который обеспечивал бы организационную и правовую связь между документами разного нормативного статуса, а также стимулировал бы обязательное выполнение строительными организациями документов добровольного применения.
Указанные обстоятельства привели к тому, что за почти семилетний период действия Закона не сделано практически ничего значимого в части его реализации применительно к строительной отрасли.
Принятые изменения в Закон от 18 июля 2009 года № 189-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «О техническом регулировании» ясности в вопросах его реализации в строительной отрасли не внесли.
Опираясь на все обозначенные недостатки Закона, авторы Справки предлагают исключить строительную отрасль из сферы регулирования Закона, предполагая, что для строительной отрасли должна быть создана некая «отраслевая система технического регулирования».
Вместе с тем, в Справке не дано никаких конкретных предложений ни по урегулированию ситуации в области технического регулирования в строительстве в целом, ни по механизму вывода строительной отрасли из сферы действия Закона.
Администрация Всероссийской ассоциации металлостроителей на своем сайте так отозвалась о подготовленной Справке:
«Подготовка подобной "справки" убедительно свидетельствует о беспомощности министерства регионального развития в создании современной системы технического регулирования в строительстве. Этот закономерный результат является следствием отрыва министерства от реальных проблем отрасли, развала строительной науки, отсутствия эффективной кадровой политики. Иного в создавшейся ситуации и быть не могло! Строительство – слишком серьезная отрасль, не допускающая "факультативного" руководства!»
В отзыве Ассоциации строителей России на Справку, подписанном президентом АСР Николаем Кошманом, дается несколько способов разрешения ситуации, сложившейся в настоящее время в области реформирования системы технического регулирования в строительстве.
Способ 1. Четкая поэтапная реализация требований Федерального закона «О техническом регулировании». Учитывая исключительную сложность реализации Федерального закона «О техническом регулировании» в сфере строительства требования, установленные данным законом, все же выполнимы при четком разделении полномочий и ответственности должностных лиц и строительных организаций.
Способ 2. Внесение в Федеральный закон «О техническом регулировании» изменений, учитывающих особенности строительной отрасли, в том числе предусматривающих придание стандартам в сфере строительства (или их определенной части) статуса обязательных для применения документов.
Способ 3. Исключение строительной отрасли из сферы действия Федерального закона «О техническом регулировании», что, очевидно, и предлагают сделать авторы Справки. Это наиболее кардинальный способ урегулирования ситуации в области технического регулирования в строительстве.
Исключение строительной отрасли из сферы действия Федерального закона «О техническом регулировании» с правовой точки зрения означает, что к отношениям, возникающим при проектировании (включая изыскания), строительстве, монтаже, эксплуатации, утилизации строительной продукции, не будут применяться документы, принятие которых предусмотрено данным законом (технические регламенты, национальные стандарты, своды правил).
Одновременно возникает вопрос о том, какой должна быть «отраслевая система технического регулирования», создание которой предполагается авторами Справки, а также о правовом статусе действующих до окончания переходного периода реформы технического регулирования документов по стандартизации, предусмотренных законом Российской Федерации от 10.06.1993 № 5154-1 «О стандартизации» (ГОСТы, СНиП и пр.), и об их месте в указанной «отраслевой системе технического регулирования».
В любом случае, избрание одного из возможных путей урегулирования ситуации, сложившейся в области технического регулирования в строительстве, представляется невозможным без анализа его последствий, детальной проработки механизмов его реализации, а также изучения опыта разрешения подобных вопросов в иных особо опасных и технически сложных отраслях промышленности.
Как видно из представленных материалов, строительная отрасль для успешного перехода на саморегулирование требует немедленного разрешения проблем технического регулирования и стандартизации.
Напомним, что Федеральный закон от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее – Закон) введен в действие с 1 июля 2003 года. Основной задачей Закона является актуализация «Технического законодательства», позволяющего устранить технические барьеры в торговле (ТБТ) с целью интеграции России в мировую экономику.
Закон устанавливает необходимость разработки технических регламентов, содержащих минимально необходимые требования по безопасности, национальных стандартов и сводов правил, выполнение положений которых на добровольной основе будет являться подтверждением выполнения требований технических регламентов.
Сложность применения требований Закона в строительной отрасли, о чем говорилось специалистами еще на стадии его введения в действие, заключается в том, что строительная продукция не может быть товаром в широком понимании этого слова. Продукцией строительной отрасли являются здания, сооружения, которые не обращаются на рынке, не пересекают границы, поэтому ни о каких ТБТ речи быть не может.
Схема технического регулирования и принцип разработки нормативной документации, установленные Законом, основаны на разделении ответственности государства и ответственности субъектов бизнеса за безопасность и качество соответственно. Закон определяет, что нормативные документы могут разрабатывать «любые лица», при этом не было учтено, что данное положение – «любые лица» – может работать исключительно при наличии организационных стимулов, которые стали складываться только в последний год в связи с введением в градостроительную деятельность института саморегулирования.
Ясно, что с самого начала введения в действие Закона у строительного бизнеса не было никаких стимулов к разработке нормативных документов. Таким образом, реформирование системы технического регулирования в строительной отрасли столкнулось с практически полным отсутствием субъектов, несущих ответственность за разработку нормативных технических документов, и с отсутствием субъекта, ответственного за систему технического регулирования в целом.
К недостаткам Закона можно также отнести то, что введенное Законом разделение нормативных документов по статусу на обязательные и добровольные создало сложную ситуацию, отличную от существовавшей ранее, при которой все нормативные технические документы являлись обязательными. Закон перевел практически всю нормативную базу строительной отрасли в раздел добровольного применения, а невыполнение добровольных требований не является нарушением. Следовательно, все строительные нормы и правила (СНиП), содержащие минимально необходимые требования по безопасности, уже не являются документами обязательного применения. В результате возникла необходимость создания специального правового и административного механизма, который обеспечивал бы организационную и правовую связь между документами разного нормативного статуса, а также стимулировал бы обязательное выполнение строительными организациями документов добровольного применения.
Указанные обстоятельства привели к тому, что за почти семилетний период действия Закона не сделано практически ничего значимого в части его реализации применительно к строительной отрасли.
Принятые изменения в Закон от 18 июля 2009 года № 189-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «О техническом регулировании» ясности в вопросах его реализации в строительной отрасли не внесли.
Опираясь на все обозначенные недостатки Закона, авторы Справки предлагают исключить строительную отрасль из сферы регулирования Закона, предполагая, что для строительной отрасли должна быть создана некая «отраслевая система технического регулирования».
Вместе с тем, в Справке не дано никаких конкретных предложений ни по урегулированию ситуации в области технического регулирования в строительстве в целом, ни по механизму вывода строительной отрасли из сферы действия Закона.
Администрация Всероссийской ассоциации металлостроителей на своем сайте так отозвалась о подготовленной Справке:
«Подготовка подобной "справки" убедительно свидетельствует о беспомощности министерства регионального развития в создании современной системы технического регулирования в строительстве. Этот закономерный результат является следствием отрыва министерства от реальных проблем отрасли, развала строительной науки, отсутствия эффективной кадровой политики. Иного в создавшейся ситуации и быть не могло! Строительство – слишком серьезная отрасль, не допускающая "факультативного" руководства!»
В отзыве Ассоциации строителей России на Справку, подписанном президентом АСР Николаем Кошманом, дается несколько способов разрешения ситуации, сложившейся в настоящее время в области реформирования системы технического регулирования в строительстве.
Способ 1. Четкая поэтапная реализация требований Федерального закона «О техническом регулировании». Учитывая исключительную сложность реализации Федерального закона «О техническом регулировании» в сфере строительства требования, установленные данным законом, все же выполнимы при четком разделении полномочий и ответственности должностных лиц и строительных организаций.
Способ 2. Внесение в Федеральный закон «О техническом регулировании» изменений, учитывающих особенности строительной отрасли, в том числе предусматривающих придание стандартам в сфере строительства (или их определенной части) статуса обязательных для применения документов.
Способ 3. Исключение строительной отрасли из сферы действия Федерального закона «О техническом регулировании», что, очевидно, и предлагают сделать авторы Справки. Это наиболее кардинальный способ урегулирования ситуации в области технического регулирования в строительстве.
Исключение строительной отрасли из сферы действия Федерального закона «О техническом регулировании» с правовой точки зрения означает, что к отношениям, возникающим при проектировании (включая изыскания), строительстве, монтаже, эксплуатации, утилизации строительной продукции, не будут применяться документы, принятие которых предусмотрено данным законом (технические регламенты, национальные стандарты, своды правил).
Одновременно возникает вопрос о том, какой должна быть «отраслевая система технического регулирования», создание которой предполагается авторами Справки, а также о правовом статусе действующих до окончания переходного периода реформы технического регулирования документов по стандартизации, предусмотренных законом Российской Федерации от 10.06.1993 № 5154-1 «О стандартизации» (ГОСТы, СНиП и пр.), и об их месте в указанной «отраслевой системе технического регулирования».
В любом случае, избрание одного из возможных путей урегулирования ситуации, сложившейся в области технического регулирования в строительстве, представляется невозможным без анализа его последствий, детальной проработки механизмов его реализации, а также изучения опыта разрешения подобных вопросов в иных особо опасных и технически сложных отраслях промышленности.
Как видно из представленных материалов, строительная отрасль для успешного перехода на саморегулирование требует немедленного разрешения проблем технического регулирования и стандартизации.
рубрика:
Союзные новости