«Стекляшки»
Увлечение стеклом не прошло бесследно для петербургского градостроения. Архитекторы отмечают: доля стекла в историческом центре не должна превышать 25-30% от площади фасада, но при этом почти половина зданий страдают недугом «остекленности».
В связи с этим мы задали вопрос известным архитекторам – на что должны ориентироваться современные застройщики, чтобы органично вписаться в существующую застройку? – и попросили составить рейтинг самых неудачных с точки зрения остекления зданий в Петербурге.
Михаил Мамошин, руководитель «Архитектурной мастерской Мамошина»:
– Петербург XVIII века – штукатурный город. Фасады – почти все – выполнены из штукатурки – наименее подходящего для нашего климатического района материала. Количество камня очень незначительно. Основная палитра городских материалов XIX века следующая: штукатурка, камень, лицевой кирпич, керамическая плитка, стекло, но только в оконном формате, лишь в конце ХIХ – начале ХХ века появились большие фонари, как на Мухинском училище, или витражи Елисеевского магазина и промышленных объектов.
Новое строительство не должно противостоять существующему городу, необходим диалог. Преемственность строительного материала – это очень важная задача. Мы понимаем, что традиционных материалов в привычном виде уже нет: нет кирпичных стен в метр толщиной. Мы находимся в другом строительно-конструктивном формате, более эффективном. Работаем с целой палитрой материалов, которые не подделка, а имитация, например, керамический гранит, листовые материалы и т. д. Материалы, которые остались практически без изменений, – это камень и стекло.
Людмила Лихачева, PR-директор «Студии 44», архитектурный критик:
– Для петербургской застройки были характерны: в XVIII-XIX вв. – кирпич, деревянные конструкции, штукатурка, лепной декор; в XX в. – кирпич, железобетонные и металлические конструкции, природный камень (в отделке), сборные стеновые панели; в XXI в. – железобетонные и металлические конструкции, стеновые ограждения из сэндвич-панелей, вентилируемые фасады, облицовочный кирпич, натуральный и искусственный камень, планарное остекление и т. д. Как видим, материалы и технологии меняются, поэтому лучший способ органично вписаться в окружающую застройку – доверить проект архитектору с хорошим вкусом.
Степан Тихановский, главный архитектор ООО «Архитектурная студия «ВАВИЛОН»:
– В погоне за «хрустальной мечтой», воплощенной в проектах западных архитекторов, фасадное остекление приобрело масштабный характер и в проектах питерских специалистов. Однако из-за слабо развитых строительных технологий, экономии на материалах, а также существенных отступлений от замыслов проектировщиков, некоторые построенные объекты не соответствуют представлениям о действительно современных зданиях.
Бывает, что и яркие, эксклюзивные проекты не всегда оказываются успешными, ввиду их «перегрузки» сложными деталями и конструкциями. Данные обстоятельства привлекают внимание к проблеме внешнего вида города и нарушения целостности облика его исторической части. В то же время использование материалов, подобных тем, которые использовались в прошлых столетиях, для объектов нового строительства способствует, на наш взгляд, лишь созданию поддельного архитектурного образа.
В связи с этим мы задали вопрос известным архитекторам – на что должны ориентироваться современные застройщики, чтобы органично вписаться в существующую застройку? – и попросили составить рейтинг самых неудачных с точки зрения остекления зданий в Петербурге.
Михаил Мамошин, руководитель «Архитектурной мастерской Мамошина»:
– Петербург XVIII века – штукатурный город. Фасады – почти все – выполнены из штукатурки – наименее подходящего для нашего климатического района материала. Количество камня очень незначительно. Основная палитра городских материалов XIX века следующая: штукатурка, камень, лицевой кирпич, керамическая плитка, стекло, но только в оконном формате, лишь в конце ХIХ – начале ХХ века появились большие фонари, как на Мухинском училище, или витражи Елисеевского магазина и промышленных объектов.
Новое строительство не должно противостоять существующему городу, необходим диалог. Преемственность строительного материала – это очень важная задача. Мы понимаем, что традиционных материалов в привычном виде уже нет: нет кирпичных стен в метр толщиной. Мы находимся в другом строительно-конструктивном формате, более эффективном. Работаем с целой палитрой материалов, которые не подделка, а имитация, например, керамический гранит, листовые материалы и т. д. Материалы, которые остались практически без изменений, – это камень и стекло.
Людмила Лихачева, PR-директор «Студии 44», архитектурный критик:
– Для петербургской застройки были характерны: в XVIII-XIX вв. – кирпич, деревянные конструкции, штукатурка, лепной декор; в XX в. – кирпич, железобетонные и металлические конструкции, природный камень (в отделке), сборные стеновые панели; в XXI в. – железобетонные и металлические конструкции, стеновые ограждения из сэндвич-панелей, вентилируемые фасады, облицовочный кирпич, натуральный и искусственный камень, планарное остекление и т. д. Как видим, материалы и технологии меняются, поэтому лучший способ органично вписаться в окружающую застройку – доверить проект архитектору с хорошим вкусом.
Степан Тихановский, главный архитектор ООО «Архитектурная студия «ВАВИЛОН»:
– В погоне за «хрустальной мечтой», воплощенной в проектах западных архитекторов, фасадное остекление приобрело масштабный характер и в проектах питерских специалистов. Однако из-за слабо развитых строительных технологий, экономии на материалах, а также существенных отступлений от замыслов проектировщиков, некоторые построенные объекты не соответствуют представлениям о действительно современных зданиях.
Бывает, что и яркие, эксклюзивные проекты не всегда оказываются успешными, ввиду их «перегрузки» сложными деталями и конструкциями. Данные обстоятельства привлекают внимание к проблеме внешнего вида города и нарушения целостности облика его исторической части. В то же время использование материалов, подобных тем, которые использовались в прошлых столетиях, для объектов нового строительства способствует, на наш взгляд, лишь созданию поддельного архитектурного образа.
рубрика:
Технологии и материалы