Где «рванет» в следующий раз?
Причина почти всех техногенных аварий – человеческий фактор. Но, если оборудование изношено на 50%, а предприятие экономит на безопасности производства, этот фактор превращается в детонатор. И где «рванет» в следующий раз – не знают даже эксперты.
Предприятия, которые на растущем рынке осуществляли плановую замену старого оборудования, приостановили свои программы модернизации. «Городские сети, например, в Петербурге прокладывались 40-50 лет назад, – объясняет Александр Сорокин, заместитель руководителя Северо-Западного Управления Ростехнадзора, – и предельный нормативный срок их службы исчерпан». В городе более 25% теплотрасс требуют замены, но на это нет денег. «Работа середины 2000-х по замене отработавших свое ресурсов на городских предприятиях, – сетует специалист, – перечеркнута нынешним кризисом. И если год назад уровень промышленной безопасности на предприятиях был достаточно высок, то сегодня в коллективах возникает некоторая степень расслабления, безопасности производства уделяется гораздо меньше внимания».
С этим согласен Игорь Соловьев, и. о. заместителя руководителя Государственной инспекции труда в Санкт-Петербурге: «Очень важен чисто человеческий фактор. Подавляющее большинство несчастных случаев вызвано именно неудовлетворительной организацией работ». В последнее время, как отметил Игорь Соловьев, всплыла и традиционная причина – нарушение трудовой и производственной дисциплины: «Многие сотрудники из-за снижения зарплаты начинают активно пить на работе. Халатно относятся к своим обязанностям, отсюда и катастрофы».
«Нормативные документы в области промышленной безопасности отработаны. Их просто нужно выполнять. Но здесь и начинается большая российская беда, – сетует Игорь Кокоулин, директор компании «Городской центр экспертиз – Север», – они не выполняются. Поэтому, где рванет в следующий раз, не знаю. И никто не знает», – заявляет эксперт.
Однако все же прогнозировать техногенные катастрофы возможно. По словам Александра Амплеева, заместителя начальника отдела предупреждения ЧС Северо-Западного регионального центра МЧС России, в его ведомстве постоянно мониторят ситуацию с потенциально опасными объектами. По оценке независимых экспертов, количество таких объектов у МЧС может приближаться к тысяче. Это лишь по Петербургу. Стоит напомнить, что одних только газопроводов высокого и среднего давления в регионе проложено более 1,2 тыс. км, и они имеют 88 точек пересечения с автомобильными и железными дорогами. Можно только надеяться, что все эти объекты являются предметом пристального внимания всех городских служб, отвечающих за безопасность жителей.
Предприятия, которые на растущем рынке осуществляли плановую замену старого оборудования, приостановили свои программы модернизации. «Городские сети, например, в Петербурге прокладывались 40-50 лет назад, – объясняет Александр Сорокин, заместитель руководителя Северо-Западного Управления Ростехнадзора, – и предельный нормативный срок их службы исчерпан». В городе более 25% теплотрасс требуют замены, но на это нет денег. «Работа середины 2000-х по замене отработавших свое ресурсов на городских предприятиях, – сетует специалист, – перечеркнута нынешним кризисом. И если год назад уровень промышленной безопасности на предприятиях был достаточно высок, то сегодня в коллективах возникает некоторая степень расслабления, безопасности производства уделяется гораздо меньше внимания».
С этим согласен Игорь Соловьев, и. о. заместителя руководителя Государственной инспекции труда в Санкт-Петербурге: «Очень важен чисто человеческий фактор. Подавляющее большинство несчастных случаев вызвано именно неудовлетворительной организацией работ». В последнее время, как отметил Игорь Соловьев, всплыла и традиционная причина – нарушение трудовой и производственной дисциплины: «Многие сотрудники из-за снижения зарплаты начинают активно пить на работе. Халатно относятся к своим обязанностям, отсюда и катастрофы».
«Нормативные документы в области промышленной безопасности отработаны. Их просто нужно выполнять. Но здесь и начинается большая российская беда, – сетует Игорь Кокоулин, директор компании «Городской центр экспертиз – Север», – они не выполняются. Поэтому, где рванет в следующий раз, не знаю. И никто не знает», – заявляет эксперт.
Однако все же прогнозировать техногенные катастрофы возможно. По словам Александра Амплеева, заместителя начальника отдела предупреждения ЧС Северо-Западного регионального центра МЧС России, в его ведомстве постоянно мониторят ситуацию с потенциально опасными объектами. По оценке независимых экспертов, количество таких объектов у МЧС может приближаться к тысяче. Это лишь по Петербургу. Стоит напомнить, что одних только газопроводов высокого и среднего давления в регионе проложено более 1,2 тыс. км, и они имеют 88 точек пересечения с автомобильными и железными дорогами. Можно только надеяться, что все эти объекты являются предметом пристального внимания всех городских служб, отвечающих за безопасность жителей.
рубрика:
Экология
автор:
Алексей Михайлов