Где «рванет» в следующий раз?

Причина почти всех техногенных аварий – человеческий фактор. Но, если оборудование изношено на 50%, а предприятие экономит на безопасности производства, этот фактор превращается в детонатор. И где «рванет» в следующий раз – не знают даже эксперты.

Предприятия, которые на растущем рынке осуществляли плановую замену старого оборудования, приостановили свои программы модернизации. «Городские сети, например, в Петербурге прокладывались 40-50 лет назад, – объясняет Александр Сорокин, заместитель руководителя Северо-Западного Управления Ростехнадзора, – и предельный нормативный срок их службы исчерпан». В городе более 25% теплотрасс требуют замены, но на это нет денег. «Работа середины 2000-х по замене отработавших свое ресурсов на городских предприятиях, – сетует специалист, – перечеркнута нынешним кризисом. И если год назад уровень промышленной безопасности на предприятиях был достаточно высок, то сегодня в коллективах возникает некоторая степень расслабления, безопасности производства уделяется гораздо меньше внимания».
С этим согласен Игорь Соловьев, и. о. заместителя руководителя Государственной инспекции труда в Санкт-Петербурге: «Очень важен чисто человеческий фактор. Подавляющее большинство несчастных случаев вызвано именно неудовлетворительной организацией работ». В последнее время, как отметил Игорь Соловьев, всплыла и традиционная причина – нарушение трудовой и производственной дисциплины: «Многие сотрудники из-за снижения зарплаты начинают активно пить на работе. Халатно относятся к своим обязанностям, отсюда и катастрофы».
«Нормативные документы в области промышленной безопасности отработаны. Их просто нужно выполнять. Но здесь и начинается большая российская беда, – сетует Игорь Кокоулин, директор компании «Городской центр экспертиз – Север», – они не выполняются. Поэтому, где рванет в следующий раз, не знаю. И никто не знает», – заявляет эксперт.
Однако все же прогнозировать техногенные катастрофы возможно. По словам Александра Амплеева, заместителя начальника отдела предупреждения ЧС Северо-Западного регионального центра МЧС России, в его ведомстве постоянно мониторят ситуацию с потенциально опасными объектами. По оценке независимых экспертов, количество таких объектов у МЧС может приближаться к тысяче. Это лишь по Петербургу. Стоит напомнить, что одних только газопроводов высокого и среднего давления в регионе проложено более 1,2 тыс. км, и они имеют 88 точек пересечения с автомобильными и железными дорогами. Можно только надеяться, что все эти объекты являются предметом пристального внимания всех городских служб, отвечающих за безопасность жителей.
рубрика: Экология
автор: Алексей Михайлов
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.